DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Поезд следует в ад

Йоханнес Кабал, некромант / Johannes Cabal the Necromancer (роман, первый в цикле)

Автор: Джонатан Л. Говард

Жанр: фэнтези, юмор

Издательство: Doubleday / Headline

Год первого издания: 2009

Похожие произведения:

  • романы Терри Пратчетта

Johannes Cabal the Necromancer by Johanthan L. Howard

Walpurgisnacht, колдовская ночь, последняя ночь апреля. Ночь ведьм, когда зло свободно ходит по земле.

Посреди плоской и унылой долины, где никто не мог бы ему помешать, никто не мог бы его увидеть, стоял человек. В воздухе висел металлический запах свежепролитой крови, трупик обезглавленной молодой козы лежал неподалеку. На человеке и вокруг него не было ни единого металлического предмета, за исключением узкого меча из хорошей стали, который он держал в правой руке; рукав рубашки на этой руке был закатан до плеча. В кармане его жилета лежала завернутая в бумагу серебряная монета. Перед ним горел костер, сложенный из белого дерева.

Человека звали Йоханнес Кабал. И он собирался призвать демона.

— …Оариос! Альмоазин! Ариос! Мемброт! — произнесенные нараспев имена растворялись в неестественно неподвижном воздухе. Только потрескивание костра служило аккомпанементом. — Йанна! Этитнамус! Заритнатмикс… и так далее. — Он глубоко вздохнул, ритуал начинал ему надоедать. — А. И. А. Ж. А. Т. М. О…

В именах, которые он должен был пропеть, и буквах, которые следовало перечислить, был скрытый смысл. Это, впрочем, не означало, что он одобрял происходящее или испытывал благоговение. Заканчивая чтение ритуала Великого Призыва, Кабал подумал, что некоторые волшебники принесли бы больше пользы в качестве составителей кроссвордов.

Потом пространство изогнулось, и он больше не был в одиночестве.

ЛюсифугИмя демона было Люсифуг Рофокал. Он был немногим выше Кабала, но из-за странного шутовского колпака — в виде трех обвислых рогов или, возможно, щупалец с наконечниками стрел на концах — его рост все время немного менялся. В одной руке демон держал мешок, который, по крайней мере аллегорически, содержал все богатства мира, в другой — золотой обруч. В качестве одежды он носил составленную из полос кожаную юбку, как у римских солдат, из-под которой высовывались заканчивающиеся копытами мохнатые ноги. Довершали картину пушистый как у муравьеда хвост и нелепые усики а-ля Эркюль Пуаро. Как часто бывало с демонами, Люсифуг выглядел как случайный набор анатомических особенностей.

— Узри! — воскликнул новоприбывший. — Я явился! Зачем ты призываешь меня? Почему ты тревожишь мой покой? Не поражай меня более сим ужасным жезлом! — Он взглянул на Кабала. — Где твой ужасный жезл?

— Я оставил его дома, — ответил Кабал. — Решил, что он мне не понадобится.

— Ты не можешь призвать меня без ужасного жезла! — воскликнул возмущенный Люсифуг.

— Но ты же здесь, разве нет?

— Э… Да. Но ты заманил меня обманным путем! У тебя нет ни козлиной шкуры, ни двух корон из вербены, ни двух свечей из ярого воска, сделанных девственницами и благословленных священником! Здесь есть камень, именуемый Эматилль?

— Я даже не знаю, что такое этот Эматилль.

Демон тоже не знал, поэтому поспешил продолжить:

— Четыре гвоздя из гроба ребенка?

— Не говори ерунды.

— Полбутылки бренди?..

— Я не пью бренди.

— А оно и не для тебя.

Johannes Cabal the Necromancer by Johanthan L. Howard

Итак, позвольте представить: Только сегодня! Изгнанный из лучших университетов, отлученный от церкви всеми самыми известными религиями и несколькими тайными, прямиком с рандеву посреди Ада, перед вами — Йоханнес Кабал, некромант!

Некоторое время назад Кабал — тогда еще не некромант, а просто ученый — отдал свою душу дьяволу в обмен на тайные знания. Но все пошло наперекосяк, когда оказалось, что «бездушность» не только не помогает, но является помехой в ученой работе. Кроме того, Сатана, разумеется, несколько смухлевал по части знаний — их полнота явно оставляла желать лучшего. И Кабалу приходится спуститься в Ад, чтобы заключить новую сделку. С его точки зрения то, что большинство сочло бы чистейшим безумием, видится совершенно логичным шагом. И вовсе не потому, что его разум поврежден — напротив, нет более здравомыслящего и не подверженного человеческим слабостям (вроде совести, сочувствия, стремления к душевной близости и простым радостям жизни) существа, чем Йоханнес Кабал. Именно поэтому Сатана, верный своей природе (и, скажем прямо, только и мечтающий о том, чтобы отвлечься от однообразной административной работы), предоставляет в его распоряжение не что иное, как странствующий цирк. Йоханнес Кабал и цирк — более нелепое сочетание сложно представить! Что может быть лучшим развлечением! И поезд отправляется в путь по стране, собирая по дороге урожай обычных человеческих слабостей — гневливости, чревоугодия, сластолюбия, гордыни. Ведь раз уж эти люди все равно отправляются в Ад, почему бы не оформить это официально?

Если вдуматься, Йоханнес Кабал — преступник. Осквернение могил, не слишком опрятные с точки зрения этики эксперименты, в том числе над людьми, ложь и мошенничество — он готов пойти на все ради достижения своей цели. Не говоря уже о том, что убить человека для него не сложнее, чем раскурить сигару. И все равно, даже не одобряя его действия, невозможно не проникнуться к этому необычайному герою симпатией.

Конечно, тут особой хитрости не нужно. Автору достаточно подать повествование с точки зрения «плохого парня», и наблюдатель волей-неволей начнет воспринимать главного героя как правого, переживать ему и желать успеха в самых ужасных и отвратительных деяниях (как показывает практика, это работает и с серийными убийцами, и с каннибалами, и с зомби). Но хочется верить, что очарование Кабала как героя держится не только на психологическом трюкачестве. Он не какой-то «закосневший в грехе» преступник, которому читателя обманом заставляют сочувствовать. Он — человек с планом и целью в жизни. Такой не потерпит глупостей ни от людей, ни от призраков, ни от демонов, ни от самого Сатаны.

Но не демоны и не какие-то другие потусторонние сущности станут главным врагом главного героя, а его собственная рассудочность. Да, он необычайно умен и обладает вниманием и разумом. Но, не понимая человеческих «слабостей» и не позволяя их себе, Кабал забывает, что эти самые слабости руководят поведением окружающих его людей. И из-за этого он не умеет верно рассчитывать последствия своих слов и действий. Что зачастую приводит к печальным для героя и забавным для читателя последствиям.

Какое странное стечение обстоятельств привело к возникновению столь необычайной личности, остается загадкой до трагического финала — и после него. Автор не спешит рассказывать всю биографию своего героя — даже перелистнув последнюю страницу, читатель может только строить догадки на этот счет. Кабал — преступник, но его нельзя назвать мерзавцем или аморальным человеком. Наверняка где-то в его голове существует начертанный на непоколебимых скрижалях свод правил, которому он следует с большей строгостью, чем любой верующий — заветам своей религии. Возможно, именно поэтому к концу книги он не слишком меняется, не встает «на путь исправления», осознав свои ошибки — подобный ход выглядел бы искусственно и уничтожил бы впечатления от всего романа.

В книге нашлось место не только демонам и восставшим из могил мертвецам, но также и монстрам Лавкрафта. Даже вампир будет! Правда, автор не склонен относиться ни к кому из перечисленным персонажей — как, впрочем, и к центральному герою — с особым пиететом. Более того, Говард прямо высмеивает некоторые образы, о которых в мистике и хорроре принято писать только с благоговением. Его стиль можно было бы сравнить с романами Пратчетта, который так же склонен говорить о любых предметах и материях с обманчивым легкомыслием. Но Джонатан Говард, с одной стороны, заметно мрачнее Пратчетта, с другой — гораздо легковеснее. Да, в происходящем с персонажами книги в принципе мало забавного (если только вы не склонны радоваться человеческим несчастьям). Но автор не пытается кивать на реальность, мучать читателя сложными моральными вопросами и тыкать указующим перстом во всякие неприятные особенности мироустройства. Книга, несмотря на порой достаточно болезненные моменты, создана для того, чтобы развлечь, и в сюжете, передвигающемся бодрым аллюром, неприятностей на долю героев отсыпано не более, чем в любом другом добротном приключенческом романе.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 asmoderon 14-05-2014 11:25

    А мне рецензия понравилась. Внес книгу в свой список для прочтения smile

    Учитываю...
  • 2 Влад 09-05-2014 21:10

    Очень хорошо, если так) Вот теперь уже желание познакомиться с книгой есть)

    Учитываю...
  • 3 Влад 05-05-2014 01:52

    Судя по рецензии - заштампованная фэнтези, пытающаяся, корчась в муках, выдавить из себя смех. Куча мала!

    Учитываю...
    • 4 Saneshka 07-05-2014 19:09

      Значит, у меня получилась плохая рецензия. Книга, на мой вкус, совершенно замечательная. Возможно, именно в этом проблема: ее оказалось интереснее читать (перечитывать, соответственно), чем писать на нее рецензию.

      А насчет заштампованности - нет, я бы сказала, что роман как раз обыгрывает некоторые штампы, а не построен на них. Эдакое смешение самых разных жанров, от средневековых "народных книг" (всякий Фауст и прочие подобные) до юмористического фентези, со всеми промежуточными остановками. Вторая книга вообще обретает некоторые призвуки стимпанка + политическая интрига + детектив закрытого типа. Третью я только начала, но там обещается что-то о сновидчестве и тайных культах.

      Учитываю...