DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики
ЗЛО

Похвальное слово регрессу

Карлхайнц Штокхаузен

По традиции, пора бы подвести итоги музыкального года, но, на этот раз я избавлю вас от перечисления групп и альбомов. Интереснее поговорить о том, что вообще, в принципе происходит с экстремальной музыкой…

Прогресс, если честно, – слово практически ругательное. Надо понимать, что его придумали и ввели в оборот ушлые продавцы, которые пытаются сбыть с рук третьесортный товар. Леонардо Да Винчи, Рафаэль – зачем они вам? Это же старье, - кричат балаганные зазывалы. Купите лучше Васю Кандинского – модно, прогрессивно. В области музыки действуют, в общем-то, те же ограничения.

Если вы утверждаете, что кто-то играет «прогрессивную» музыку, то остановитесь на минуту и задумайтесь: в чем, собственно, прогресс? В усложненных гармониях, непростой композиции? Хорошо, спросим себя: правда ли, что эта песня «прогрессивной» группы сложнее, чем Бетховен? Или, если уж нам не дает покоя слава авангардиста – то способна ли эту песня удивить поклонников Штокхаузена, Кейджа, Ксенакиса? Или, ваши кумиры предпочитают скрещивать тяжелую музыку с джазом? Ну и как, заставили ли они позавидовать себе Колтрейна и Армстронга? Ну, хотя бы, Джона Зорна, который еще в конце восьмидесятых совместил грайндкор с джазом, получив действительно неожиданный и непохожий на «родителей» гибрид?

Великого композитора Вивальди критики дразнили, что он написал «тысяча один и тот же концерт» - из-за некоторой похожести его творений. Кто из вас считает, что как композитор достиг большего, чем автор «Времен года»? С другой стороны, есть, к примеру, Лемми – и его Motorhead  с заивдной регулярностью выпускает альбомы, отличающиеся, мягко говоря, верностью стилю. Кто-то из вас рискнет сказать самому Лемми, что он устарел и недостаточно авангарден?

Lemmy Kilmister

Словом, звание «прогрессивной» может называть свою музыку либо непроходимый невежа, либо ушлый маркетолог. По сути, подлинное величие рок-музыканта – в скромности и осознании своего места. Предводитель группы The Cramps, которые писали внешне неброскую, но внутренне невероятную, ни на что не похожую музыку, в своих интервью заявлял прямо: «Рок-н-ролл означает «трахаться» и ничего более». И металл, на самом-то деле, недалеко ушел, хотя среди его поклонников немало действительно умных, эрудированных людей: в конечном счете, это просто музыка, под которую можно поплясать и завязать знакомство с противоположным полом.

Вот теперь можно вернуться к итогам года: парадокс в том, что альбомы групп, которые пытаются быть прогрессивнее прогресса – забываются, если вообще дослушиваются до конца. А вот простые, хорошие песни, сделанные без претензий на консерваторский уровень – запоминаются и входят в золотой фонд. Что может быть проще, чем «Дым над водой»? А какой другой рифф узнается большим количеством людей, даже далеких от музыки?

Более того – музыканты уже много лет не изобретали принципиально новых направлений в музыке, но зато… воскресили старые. К примеру, психоделический рок, казалось бы, вымерший, сейчас активно возвращается к жизни: группа Purson звучит так, словно на проигрывателе оказались современники The Doors, только снявший более качественную студию и каким-то чудом услышавшие Cocteau Twins и другие пост-роковые группы с 4AD. Даже  Der Blutharsch, словно мало им славы одних из столпов dark folk уже несколько лет как мигрировали примерно в том же направлении. И самое странное, что их музыка, не претендующая на особое «новаторство» и звучащая крайне схоже с той, что играли полсотни лет назад – до сих пор цепляет, а песни запоминаются.

Purson

Примерно тоже самое возникает и в экстремальном металле… Сам термин подсказывает, что эта музыка должна быть тяжелой, очень тяжелой… Еще тяжелее. А жалкие оправдания в духе: «мы напихали триста пятьдесят семь тональностей в проигрыш пять секунд длиной, построили его исключительно на септаккордах – и теперь мы прогрессивнее всех» - не работают… Ну да, а Ингви Мальмстин в свое время хвастался, что он самый быстрый гитарист в мире – вот только музыка была невыносимо нудной, не смотря на запредельный темп.

А теперь вспомните любой действительно новаторский, необычный стиль тяжелой музыки, возникший за все время ее существования. Дэт? Грайндкор? Блэк? Да бросьте вы – пятнадцатилетние подростки  у себя в гаражах просто попытались сыграть как можно быстрее, громче, грязнее – и это получилось, и получилось интересно. Да, их коллеги по сцене быстро поняли, что сыграть еще быстрее, грязнее, громче – вряд ли получится по объективным причинам и, к тому же, такой «прогрессивный» путь был бы попросту скучен. Но, с другой стороны, а кому это надо? Я сомневаюсь, что те же Impetigo пытались быть новаторами и кому-то что-то доказывать: они просто записали пару прекрасных грайндовых альбомов. Точно так же поступают до сих пор и это самый правильный способ: пару лет назад никарагуанские Corpus Mors записали альбом, на котором просто в кайф себе и слушателям играют старый-добрый грайнд каким он и замышлялся. Переслушивать – одно удовольствие. Как и божественную In the mean times с вышедшего в прошлом году миниальбома Purson – простая, красивая и вызывающая просто наркотическое привыкание песня.

А все эти ваши «авангардизьмы»… Пошумят и забудут. Одна из моих самых любимых песен, если уж на то пошло, известна с конца XVI века – и ее до сих пор исполняют немалое количество коллективов. Интересно было бы почитать, что будут писать о нынешнем «прогрессивном» металле пару веков спустя?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)