DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Покорми своих червей

Мокруха / Wetbones (роман)

Автор: Джон Ширли

Жанр: хоррор, сплаттерпанк

Издательство: Фаворит

Серия: Чёрные книги

Год издания: 2014 (в оригинале — 1990, 2000)

Перевод: К. Сташевски

Похожие произведения:

  • Колин Уилсон «Паразиты сознания» (роман)
  • произведения в жанре сплаттерпанк
  • произведения в духе лавкрафтовских ужасов (с научно-фантастическими мотивами)

Начнём с прописной истины: у каждого из нас в голове — свои тараканы. Как, не у каждого?.. Вы уверены, что у вас их нет?.. Ну хорошо, но уж черви-то всяко есть! Точнее, черви не в, а на голове. Ведь все мы люди, все мы испытываем желания, не правда ли? Вот они этим и пользуются. А тот, кто не испытывает желаний, уже даже и не человек, а, скажем — Будда. До будд-то каждому из нас далековато...

Да, этот образ тут возник не случайно. Роман Джона Ширли «Мокруха» обращается к индийской мифологии. Черви желания, которые называются «акишра», порабощают людей в психологическом и физическом смысле. Тараканы в вашей голове доставляют неприятности лишь вам и вашему окружению, но астральные черви, которыми буквально кишит произведение Ширли, гораздо более опасны. Они, обитатели иного мира, намерены обрушиться на наш всей своей мощью.

Впрочем, до раскрытия планов иномирных вторженцев и их земных наместников в романе происходит множество событий. Начинается история с исчезновения... Даже с нескольких исчезновений. Дочь Гарнера Констанс укатила в неизвестном направлении с каким-то мужиком, а Митч, младший брат Джеффа Тейтельбаума, пропал из центра содержания несовершеннолетних. Перед этим, правда, подросток занимался странным делом: резал сам себя заточкой... Странно даже подумать, что распарывать собственную кожу — ни с чем не сравнимое удовольствие, но Митчу-то, похоже, это нравилось.

Иллюстрация Сергея Крикуна

Так, ненавязчиво, небольшими порциями автор вводит в произведение свою главную тайну, называемую «акишра». Кто это, знают достаточно хорошо лишь несколько героев книги: во-первых, Эфрам Пикси — человек, похитивший Констанс, во-вторых, обитатели ранчо Дабл-Ки. Несколько сюжетных линий так и будут крутиться вокруг этих нескольких групп персонажей: Эфрам и Констанс; метающийся в поисках своей дочери Гарнер; Митч и другие обитатели Дабл-Ки; разыскивающие подростка Джефф Тейтельбаум и его приятель Прентис. Последние ещё заезжают к продюсеру Артрайту, которому Прентис предлагает сценарий. Вообще, Голливуд, где происходит часть событий, может послужить отличным образом всего того, что творится на страницах романа. Глянцевая обложка, за которой скрываются тёмные и мерзкие истории. И то, и другое Джон Ширли даёт как следует рассмотреть читателю...

Предупреждение впечатлительным читателям: это кровавая книга. Предупреждение читателям, не приемлющим мат в художественной прозе: этой самой обсценной лексики в книге с избытком. Впрочем, ни то, ни другое не вызывает отвращения и не даёт ощущения чрезмерности. Ширли удалось разбросать кровь и кишки по страницам концентрированно, в оптимальных порциях, с нужными промежутками. Матерная же брань вписывается в ткань повествования вполне органично. В «Мокрухе» обсценная лексика встречается как в речи персонажей, так и в авторском тексте — но порой она используется не как брань, а просто для связи слов... Уже один этот факт свидетельствует о том, что роман, в общем и целом серьёзный, не лишён толики иронии.

Один из персонажей «Мокрухи» подтверждает эту мысль с блеском. Это планокур Дракс, живущий неподалёку от ранчо Дабл-Ки и даже наводящий на его хозяев некоторый страх. Именно он оказывает помощь сразу нескольким героям, которые жаждут добраться до (или выбраться из) средоточия Ужаса, а также участвует в «ударном» финале! Жизнь этого человека была несладкой — виной тому стали те, кто спрятался в пределах ранчо. На противостояние с ними все свои усилия направил Дракс. С другой стороны, его образ в книге — светлый и ироничный — представляет сильного человека, не сломившегося под напором обстоятельств.

Иллюстрация Сергея Крикуна

Впрочем, мало кого в «Мокрухе» обстоятельства смогли сломить. Несмотря на чудовищные убийства, сексуальные извращения, бесчеловечные издевательства, многие герои подходят к концу книги только сильнее, только мужественнее, чем они были в начале. Причём это касается не только тех, кто выжил...

Лавкрафтовские мотивы в романе чувствуются через присутствие «акишра» — неведомых астральных червей, которых некоторые герои, можно сказать, культивируют. Такое взаимовыгодное сосуществование с тварями, питающимися человеческими эмоциями, предполагает безграничные удовольствия, не сдерживаемые ничем, и уж тем более — ха-ха! — глупыми нормами морали и нравственности. Твори что хочешь, и тебе за это ничего не будет! Точнее, будет! — но только Награда! Из этого корня и рождаются тошнотворные картины бесчеловечных издевательств, разбросанные по произведению тут и там. Начиная с истезания самого себя, заканчивая ужасной сценой секса на «живой», так скажем, кровати. И, конечно же, «мокруха», в честь которой назван роман...

Иллюстрация Сергея Крикуна

Голливуд, наркотики, чудовищные увечья — в произведении Джона Ширли переплетено многое, благодаря чему и получился такой странный коктейль. Примерно того же, казалось бы, можно ожидать и от рассказа «Суитбайт-Пойнт», служащего своеобразным продолжением «Мокрухи». Он был написан спустя почти десять лет после романа и позволяет снова окунуться в мир ужасных убийств — наслаждения ради. Главный герой рассказа — преподобный Гарнер, тот самый отец, искавший свою дочь. Но «Суитбайт-Пойнт» представляет совершенно другую историю. Рассказ гораздо ближе к жанру детектива; в нём идёт расследование двух странных убийств. Гарнер видит в почерке злодея что-то узнаваемое, он начинает догадываться... Но преподобный сам теперь — сильный игрок, так что тут ещё стоит выяснить, кто — он или убийца — будет жертвой...

Несмотря на все тошнотворные подробности, на обильную обсценную лексику, «Мокруха» читается достаточно легко и интересно. Приятным довеском к ней становится «Суитбайт-Пойнт», в своём ключе продолжающий историю, рассказанную в романе. Что и говорить, Джону Ширли удалось наглядно показать, что «заморить червячка» порой оказывается ох как непросто!

Иллюстрация Сергея Крикуна

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Joe Familiar 15-09-2018 11:43

    Читаю "ползущих" и не впечатлен - автор перегибает с имбицильностью персонажей. Во второй трети уже откровенно раздражает нарочито подчеркнутая неспособность никого из действующих лиц вынуть голову из жопы ненавистного и опостылевшего "комфорта" замухосранской губернии.

    Учитываю...
    • 2 Илья Пивоваров 16-09-2018 12:15

      Joe Familiar, «Ползущие» и не считается образцовым романом у Ширли, в отличие от «Мокрухи». А «Демоны» и «И пришёл город» откровенно неудачны.

      Учитываю...
      • 3 Joe Familiar 18-09-2018 12:19

        Илья Пивоваров, что и хотел узнать )

        Учитываю...