Зона ужаса

Полуночный экспресс / Midnight Meat Train

США, 2008

Жанр: хоррор

Режиссер: Рюхэй Китамура

В ролях: Брэдли Купер, Винни Джонс, Лесли Биб, Роджер Барт, Брук Шилдс

Сценарий: Джефф Бюлер

Литературная основа: Клайв Баркер

Похожие фильмы:

  • «Поезд дальше не идет»
  • «Крип»

 

 

Полуночный экспр… Ну, нет! «Midnight Meat Train», что в переводе означает «Полуночный поезд с мясом» или «Полуночный мясовоз», как по-доброму окрестили этот фильм в жж-сообществе clivebarker_ru – вот истинное название фильма! Так что не бойтесь – перед нами не ремейк нестареющей классики Алана Паркера, а что-то новенькое: вагоны этого состава обагрены свежепролитой кровью... Но обо всем по порядку.

В 1984 году вышел первый том «Книг крови», ознаменовавший собой появление нового поджанра в хорроре – сплаттерпанка. Этот сборник написал Клайв Баркер, тогда еще никому не известный 32-летний англичанин из Ливерпуля. Одной из самых жестких и запоминающихся историй в книге был небольшой рассказик под названием «Полуночный мясовоз». В нем Клайв поведал миру о зловещих событиях в нью-йоркском метро, с которыми сталкивается молодой Леон Кауфман, некогда влюбленный в Большое Яблоко. Случайная встреча с серийным убийцей навсегда меняет его восприятие города. Герой рассказа – это отчасти сам Баркер, ведь идея «Мясовоза» пришла к нему после того, как он испытал приступ ужаса в нью-йоркской подземке: Клайв очутился на перроне в гордом одиночестве, а уж метро пострашней еще стоит поискать. К тому же, в 80-ых это было по-настоящему жуткое место – вагоны метро называли «лимузинами бандюков», и проехать от одного места в другое, при этом не нарвавшись на шайку гопников, было счастьем.

Слава «Книг крови» росла, книги переводили на многие языки. В 1987 году их страницы покрываются японскими иероглифами, и один томик попадает в руки человека по имени Рюхэй Китамура, которого тогда практически никто не знал. И вот, целых 20 лет спустя, после того, как японец прочно утвердится у себя дома фильмами «Смертник», «Годзилла» и суперкровавым «Противостоянием», он решается на первый американский фильм. К тому времени уже вовсю шла подготовка к съемкам,  Джеффом Бюлером был написан на редкость хороший сценарий, и из проекта успел выбыть Патрик Татопулос – его место тут же занял рьяный энтузиаст Китамура, страстный поклонник Баркера и коллекционер фигурок Пинхеда. При встрече с кумиром, он заговаривает о наболевшем: «Клайв, почему ты продолжаешь клепать эти никакущие продолжения «Восставшего из Ада»?» – «А это не я» – улыбнулся в ответ Баркер. Рюхэй пустился убеждать его в том, что им пора создать новую икону фильмов ужасов – икону, достойную занять место в хоррор-пантеоне рядом с Вурхизом, Майерсом, Фредди, Кожаным лицом и Пинхедом. Баркер лишь кивал головой, но, чтобы следить за процессом, оставил за собой роль продюсера и даже показал в кино несколько своих картин. В создании фильма приняли участие кинокомпании «Midnight Picture Show» и «Seraphim Films», к которым Клайв имеет самое непосредственное отношение. Впоследствии многие назовут его ангелом-хранителем этого фильма.

Немножко поправив сценарий Бюлера и убедив Баркера в том, что не сплошает, Китамура взялся за дело. И вот, в 2008-м году, фильм был готов. Но что-то пошло не так: кинокомпания «Lionsgate», занимавшаяся прокатом фильма в США, сначала отодвинула премьеру фильма на осень, а затем и вовсе передумала выпустить его на экраны. Не вмешайся Баркер и армия его поклонников, забомбившие прокатчика гневными письмами, фильм вышел бы прямиком на ДВД. Нет проката = нет известности = нет денег + фанаты не увидят фильм на большом экране. Что же стряслось?

В то время «Lionsgate» активно реформировали политику проката – они решили сменить ориентацию на семейные картины, слащавые мелодрамы для домохозяек и «серьезное», оскароносное кино (то есть кино, в котором актеры давят из себя слезы и закатывают истерики по поводу расового неравенства и женоненавистничества). Именно поэтому Питера Блока, давнего поклонника жанровых фильмов, сняли с поста президента по приобретению кинопрокатного материала. Кроме того, Блок был исполнительным продюсером «Мясовоза». На смену ему пришел Джо Дрейк, и новый босс решил показать, кто в доме хозяин: нужно срочно пометить территорию и спустить в трубу все проекты предшественника.

Началось с того, что из названия пытались выкинуть слово «мясо», а закончилось тем, что Дрейк «сжалился» (поговаривают, не без рукоприкладства со стороны Баркера) и выпустил фильм в ста (по другим версиям – ста двух) «долларовых кинотеатрах» США (стоимость билета – 1-5 долларов, в обычных кинотеатрах – 10-15). О рекламе и речи не шло. Любопытствующие могут заглянуть на сайт bloody-disgusting.com и почитать отзывы любителей ужасов о качестве изображения в таких заведениях, а также о том, с каким трудом туда можно попасть. Естественно, фильм потерпел кассовое фиаско, но что для здоровенной компании жалких 15 миллионов его бюджета? «Lionsgate» «доказали», что подобное кино никому не интересно – людям нужны добрые семейные фильмы, комедии с Бэном Стиллером...

Стараниями съемочной группы, самого Баркера и любителей хоррора, эта история получила широкую огласку, и «Поезд» собрал хорошие деньги благодаря продажам на ДВД. Такие фильмы частенько наверстывают упущенное в прокате и становятся хитами на рынке домашнего видео. Так что увидим, кому смеяться последним.

А фильм получился замечательным. Если предыдущие опусы Китамуры были просты и ураганны, то на этот раз сценарий Бюлера придал творению Рюхэя содержания. Японец постарался и сотворил то, что с гордостью называет своим лучшим фильмом: «Если бы я думал, что оригинал не переплюнуть, то сидел бы в Японии». В «Полуночном мясовозе» есть все, чего только может желать хоррор-фэн: изощренные убийства, достойные Дарио Ардженто; напряженный, интригующий сюжет и персонажи, в существование которых охотно веришь, – это обычные люди, а не пережаренные в солярии окорочка с раздутыми губами.

Правда, кое-кого собьет с толку концовка, ведь история закончилась, но такое чувство, будто не совсем. И впрямь: Баркер сотоварищи планировали снять не один фильм, а целую трилогию, которая рассказала бы о грандиозной паутине полуночных мясовозов, пронизывающей все Соединенные Штаты. Что у них было припасено для ударной концовки?.. Увы, можно только гадать.

Напоследок хочется привести слова Китамуры и Баркера со вступительной речи на Comic Con, где состоялась премьера «Полуночного мясовоза».

Рюхэй Китамура: Привет, ребята! Спасибо! Спасибо вам большое, что пришли сюда так поздно. Это первый показ для американских зрителей. Так что вы первыми покатаетесь на кровавом поезде. Это мой первый американский фильм, первый фильм ужасов, и я очень горжусь своей командой, актерским составом и продюсерами… но больше всех  я горжусь этим человеком-легендой – Клайвом Баркером!

Клайв Баркер: Я знаю, что уже поздно, так что  моя речь будет краткой и сладкой. Этот человек – гений! Вы посмотрите пару часов смачного хоррора, без всякой апологетики. И я хочу, чтобы вы знали: много людей вложили в этот фильм любовь, страсть, а парочка людишек из компании под название-е-е-ем, – [обращается к Китамуре] назовем их? – «Lionsgate», обосрались и попытались не пустить наш фильм на большие экраны, туда, где ему самое место. Мы должны быть на тысячах экранов! Так что я хочу, чтобы вы взялись за этих парней, достали их номера телефонов, их… их адреса, понимаете? Шлите им на почту мертвечину – все, что считаете нужным. Потому что они пытаются не дать вам… не дать всем остальным посмотреть наш фильм так, как вы – то есть, на большом экране, со звуком на полную. Желаю вам прекрасного просмотра! Им вы обязаны этому человеку. Спасибо. Наслаждайтесь!

Аминь.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх