РЕИНКАРНАЦИЯ
Чет Зар, фото

Мы живем в мире, где хватает реальных ужасов. Они повсюду — стоит только включить телевизор или выглянуть в окно. Убийства, войны, природные катаклизмы и эпидемии. Однако удивительная вещь: люди, которые пытаются спрятаться от всего этого в собственной скорлупе, которые отгораживаются от внешних раздражителей бесконечной карьерной гонкой, которые просто устали от современных реалий — почти все они с любопытством заглядывают по ту сторону темного искусства. Ведь там, за чертой нашего мира, где сознаниями писателей, художников, скульпторов и других творческих личностей выдолблены окошки в иные реальности, можно прогуляться по страшным и притягательным тропинкам чужой фантазии. И остаться при этом целым и невредимым. А чтобы странствие имело свой маршрут, помимо путешественников, кончено же, нужны и проводники. Творцы, которые создают накрытые тьмой вселенные, где им знакомо каждое существо из любого мрачного уголка. Одним из таких людей является удивительный художник Чет Зар (Chet Zar).

Чет появился на свет 12 ноября 1967 года и с самого детства заинтересовался рисованием. Создавая первые наброски, этот паренек едва ли мог предположить, что спустя годы его картины станут популярны в тату-салонах, а рожденные его фантазией монстры будут скалиться на прохожих с различных частей тела людей по всей планете. Практически полностью погрузившись в творчество, Чет провел юность за холстом, а потом и увлекся другим видом искусства — скульптурой. При этом уже тогда в его работах сквозили мрачные настроения. Тяга к темной стороне искусства перевешивала все прочие, а увлечение хоррор-кинематографом лишь усилило эффект.

Стоит только взглянуть на работы Зара, чтобы сразу почувствовать себя немножко неуютно. В его картинах всегда присутствует нерв, ощущение тревоги и опасности, будто художник под слоями краски и масла хоронит свои собственные страхи. Людей, вытаскивающих на свет подобных чудовищ, принято считать «не от мира сего». И ведь действительно, при взгляде на изуродованные раком лица, кривляния демонических курильщиков, пустые глазницы призраков, воображение живо рисует портрет автора. Этакого чудака, который сидит в подвале полуразрушенного особняка, питается головами летучих мышей, крысиным пометом пишет свои картины, а в перерывах играет на органе и ворует детей. Учитывая тот факт, что Чет Зар выглядит как прожженный рокер, то образ формируется соответствующий. Однако если не поддаваться влиянию стереотипов, можно выяснить, что даже творцы из темной реальности в большинстве своем обычные люди. Чет Зар воспитанный и на удивление скромный художник, которого в первую очередь заботит собственное финансовое благосостояние и которому катастрофически не хватает времени, дабы реализовать многочисленные задумки.

Увлеченность Зара фильмами ужасов не могла не сказаться и на его карьере. Основополагающим моментом в его сотрудничестве с киноиндустрией стала работа над гримом в хорроре Чака Рассела «Капля» (The Blob), 1988. После этого Зара заметили такие люди, о знакомстве с которыми он и не помышлял. Художник ухватился за появившуюся возможность и воспользовался ею сполна. Он разрабатывал дизайн, рисовал и создавал скульптуры для фильмов «Планета обезьян» и «Люди в черном 2», вылепливал Существо из «Фантастической четверки». Одним из самых запоминающихся событий в жизни стала совместная работа с Гильермо Дель Торо над дилогией «Хэллбой», где Зар создавал облик персонажей. В качестве художника по спецэффектам и скульптора, он принимал участие в таких проектах, как «Бэтмен и Робин», «День, когда Земля остановилась», «Люди Икс-3» и многих других. Не забывал Зар и про любимый жанр, отметившись на съемочных площадках фильмов «Звонок», «Один пропущенный звонок», «Я легенда» и «Не бойся темноты». Кроме этого, Чет работал над клипами своих друзей из рок-группы «Tool», родом из Лос-Анджелеса. Зару нравилось не только рисовать мрачных персонажей для непривычно длинных видео ребят, но и окунаться в мир музыки, ведь он сам играл на гитаре в нескольких группах.

Плодотворная многолетняя работа в сфере кино в какой-то момент стала превращаться в рутину, Зар стал ощущать нехватку простора для воображения. Наступил самый настоящий творческий кризис. И вот в начале 2000г. как нельзя кстати пришелся мудрый совет от вездесущего Клайва Баркера. Знаменитый писатель, автор «Книг крови» и «Проклятой игры» рекомендовал Чету вернуться чуть назад и вновь погрузиться в изобразительное искусство. Связей с кино Зар не порвал, но, окунувшись в живопись, почувствовал ту свободу, которой так не хватало. Это отразилось и не его картинах, где все отчетливей стал проступать мрачный сюрреализм. Позднее Чет попадет в число пятидесяти художников, из работ которых известный издатель Джон Биинарт сформирует книгу визионерского и сюрреалистического изобразительного искусства «Metamorphosis».

Свои картины Зар в основном создает с помощью масла, хотя ранее активно использовал и акрил, и акварель. Эта техника ему ближе, да и результат получается наиболее близким к тому, что он сам задумывает изначально. Возможно, и персонажам его творений комфортнее именно в таком оформлении. Зару не интересны веселенькие пейзажи или добрые герои, его привлекает уродство. Художник не может ассоциировать себя хоть с чем-нибудь милым, потому раз за разом на его холстах появляются те, кто ему на самом деле «мил» — чудовища. Причем изображать уже существующих монстров Зар не любит (серия картин о Лилит скорее исключение), ему больше по душе выдумывать новых и наводнять ими реальный мир. При всей мрачности картин Зара, нередко на них можно встретить и отголоски черного юмора — чего стоит хотя бы Смерть, играющая на косе, будто на гитаре; или чудное создание с картины «Wannabee», у которого забавные кроличьи уши контрастируют с отвратительной физиономией с множеством подбородков. Любопытен и символизм картин Зара, о котором, правда, он не слишком охотно распространяется, считая это личным. Во многих работах прослеживаются следы индустриализации — например, дымящие трубы, которые, по словам самого Зара, засоряют не только окружающую среду, но и его мозг. Отдельно стоит сказать о нумерологии в творчестве Зара. На более ранних картинах можно заметить число 13, которое было призвано придавать работам еще более зловещий вид. Порой встречается и «число зверя» — 666. Но чаще других Зар использует «пятерку», являющуюся его духовным олицетворением. Цифра 5 (или ее зеркальное отображение) выжжена на лбах некоторых чудовищ, она же украшает шляпы и костюмы других персонажей.

Наибольшее влияние на творчество Зара оказал его отчим — Джеймс Зар, являющийся по совместительству и художественным наставником. Помимо него, так или иначе, помогли сформировать стиль создатель образа «Чужого» Гигер, Фрэнк Фразетта, Норман Роквелл и конечно же Здислав Бексински. От картин Зара перехватывает дух даже у тех, кто видит их на мониторе компьютера, чего уж о говорить о счастливчиках, которым удается взглянуть на них воочию. Монстры и призраки, глядящие на зрителя с полотен Зара, способны напугать — и пугают. Но все же где-то в глубинах подсознания, на самых его задворках зреет уверенность, что чудовища эти не принадлежат к абсолютному злу. Ведь человек, который их придумал, такой же обычный парень, как и все. Он валяется на диване, смотрит «Симпсонов», любит свою собаку и каждый раз с нетерпением ждет Хэллоуина. А еще он знает дорогу в потусторонние миры. И если вы все же решитесь их посетить, лучшего проводника вам не найти.

Чет Зар, фото
Комментариев: 3
  1. Ага, так вот он откуда - типчик в противогазе!)

  2. Угу, одна из самых любимых картинок)

  3. Классные картины. Молодец Чет Зар, еще и в кинематограф пробился.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх