DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Последний герой

Последний вервольф / The Last Werewolf (роман)

Автор: Глен Дункан

Жанр: мистика, хоррор

Издательство: Астрель

Перевод: А. Логинова

Год издания: 2012 (в оригинале – 2011)

Похожие произведения:

  • Энн Райс «Интервью с вампиром»
  • Келли Армстронг «Похищенная»
  • Патриция Бриггз «Призванные луной»

Глен Дункан. Последний вервольф

Аннотация от издательства обещает нам довольно многое. Как правило, это означает лишь одно: книга настолько безыдейна и блекла, что неплохо бы ее «распиарить», дабы обеспечить какие ни на есть тиражи. За одни только «зверски красивые сцены насилия» стоило оторвать руки редакторам «Астрели», и вот тогда бы действительно получились эти самые сцены. Словом, не стоит так зацикливаться на аннотации, давайте пройдемся по книге подробнее.

Джек Марлоу, последний оставшийся в живых оборотень на Земле и по совместительству главный герой книги, устал жить. Устал прятаться от агентов ВОКСа (Всемирного Объединения по Контролю за Сверхъестественным), регулярно ведущих Охоту на таких, как он, устал убивать и пожирать людей, устал не любить… Казалось бы, тебе дарованы четыре сотни лет жизни – наслаждайся и цени! Однако главный герой лишь превратился в скучающего старикана, с фатализмом взирающего на горизонты будущего, не видя там ничего ценного и возбуждающего, кроме собственной смерти и избавления от мук совести, которая регулярно и настойчиво не дает ему покоя. Джек Марлоу устал быть оборотнем. Ты превращаешься каждое полнолуние в ужасного монстра, преисполненного неистового, неутолимого голода и звериной похоти, и не в силах подавить ни первое, ни второе желание. Ты жрешь и трахаешься, трахаешься и жрешь – вот и все, что имеет для тебя ценность. Собственно, на этих трех китах отчасти и держится сюжет книги в первой ее половине: разговоры с собственной совестью, секс и пожирание людей.

Пока Дункан расставляет все точки над «i» в тонкостях существования последнего оборотня, читатель узнает некоторые подробности из жизни Марлоу-человека. Кем он был, сколько ему лет, как он убивал, чем занимается теперь… Вопросов этих – тьма, но когда ты наедине сам с собой (а повествование ведется в виде обстоятельных дневниковых записей главного героя), всегда есть о чем поговорить и что вспомнить, во всех подробностях.

Марлоу – человек зажиточный, успел сколотить состояние, провернуть не одну удачную сделку, сменить несколько личин, дабы ни у кого не вызывать подозрений своим долгожительством. Владея многими компаниями по всему свету, он старается часть заработанных средств тратить на что-то хорошее и помогать людям. Отчасти герой делает это, подсознательно пытаясь заключить сделку с собственной совестью, уравновесить свои душевные переживания с помощью денежных «пожертвований». Однако на момент событий книги даже это не приносит ему удовлетворения. Он продолжает заниматься подобными вещами, но по инерции.

Всю нынешнюю жизнь Марлоу можно описать этими словами – по инерции. Терпкий коньяк не так бодрит, вкус спелых фруктов не приносит ничего, кроме тяжести в желудке, а эскорт-услуги, которыми он пользуется (не может не пользоваться; либидо оборотня – отдельный разговор), не приносят никакого чувства, кроме самоиронии – как же все опостылело…

Харли, многолетний приятель Джека и по совместительству «крот» в стане врагов из ВОКСа, всеми силами старается помочь герою спрятаться от преследований своих коллег. Оба понимают, что все их усилия тщетны и рано или поздно агенты организации настигнут Марлоу, что они лишь оттягивают неизбежное, но вслух этого никто не озвучивает, поскольку признание самому себе означало бы крушение последнего барьера, на котором держится их крепость. В какой-то момент именно Харли приносит другу невеселые новости: Джек Марлоу действительно остался последним оборотнем на планете. Он как вишенка на торте для Грейнера, начальника ВОКСа и по совместительству главного Охотника. Венец всей карьеры. Пусть Грейнер и осознает, что со смертью Марлоу он потеряет смысл всей своей жизни; он готов пойти на это ради величия момента.

The Last Werewolf by Glen Duncan

Герой плавно свыкается с мыслью, что сопротивление бесполезно. Он просто хочет, чтобы вся эта кутерьма поскорее завершилась, чтобы его наконец оставили в покое (в этом мире или в том). В итоге даже отчаянные попытки верного Харли сохранить все как было, продолжить игру в укрытия не приводят ни к чему, кроме окончательного решения: Джек Марлоу сознательно отправляется на заклание, спешит к финалу своей истории.

Примерно в этот момент Глен Дункан начинает повышать темп повествования. Да, оно от начала и до конца подается нам в виде записей в дневнике, но если поначалу это – в основном – душевные излияния и тоскливые думы о бренности бытия вперемешку с отвращением к самому себе, то теперь происходящее приобретает более динамичный оборот.

Грейнеру претит так вот просто взять и отправить Марлоу (понурого и сломленного) на небеса. Нет спортивного интереса. Нет нерва. В его понимании убийство последнего оборотня, пресечение одного из величайших родов сверхъестественных существ должно происходить захватывающе и эпично, то есть соответствовать историческому статусу. Поэтому хитрец решает поступить по-своему и заставить Марлоу вновь ощутить вкус к жизни, найти силы яростно сопротивляться Охоте. Как он этого добился – мы не скажем, естественно.

Стоит также упомянуть, что в книге действует еще одна сторона – вампиры. Полнейшие антагонисты оборотням, ненавидящие друг друга пуще лютой смерти, они относительно многочисленны и живут в нашем мире припеваючи. По заключенному когда-то с ВОКСом договору они собственными силами поддерживают численность своего рода в определенных рамках, попутно убивая всех неосторожно обращенных, дабы не превысить отведенный лимит в несколько тысяч существ.

Когда Дункан запускает маховик истории на полную катушку, выясняется, что главный герой, оказывается, зачем-то понадобился еще и им, ненавистным вампирам. Словом, нашему вниманию опять и вновь предстает классический событийный треугольник.

Возвращаясь к аннотации, следует также вспомнить о «бешеной эротике», которую нам обещает издательство. Конечно, заявив в начале книги о неутомимом либидо оборотней, автор не мог (да и не желал) обходить стороной эту тему. Однако те эротические сцены, которые описывает нам Джек Марлоу в своем дневнике, и те мысли, которыми он с нами делится при этом, оставляют довольно специфическое послевкусие. Такое ощущение, что Дункан писал эти сцены, отбывая долгий срок заключения в колонии строгого режима без права посещения. Впрочем, если в понимании издательства «Астрель» это и есть «бешеная эротика» – так тому и быть.

Сам ход повествования довольно ровный: сюжет не провисает, резких и необоснованных скачков не замечено; единственный минус – автор умудрился скомкать концовку, попросту ее кастрировав. На протяжении всей книги он готовил читателя (как и обещал устами Грейнера) к захватывающему финалу, и мы уже поверили старику Глену, что так и будет, но итог несколько разочаровывает. Не в смысле бессобытийности развязки, а в смысле отсутствия заявленных ранее эпичности и грандиозности. Словом, концовка вышла довольно скомканной.

И мы приходим к тому, что перед нами добротный середняк. Книга написана увлекательно, но может похвастаться и в меру философским подтекстом (хотя размышления на подобные темы уже встречались не раз, и автор лишь пытается высказать свое мнение на этот счет). Периодически Дункан радует глаз сочными фразами, которые так и просятся, чтобы их растащили на цитаты: «Я включил телевизор. Французская адаптация программы о переделках интерьера, парочка отвратительно рыдает от счастья, глядя на свою новую дешевую кухню. Я переключил канал. «Американ Айдол». Снова превращение, на этот раз из пустого места в Суперзвезду. Наверно, Жаклин была права: человечество больше не нуждается в легендах. Когда можно онлайн наблюдать, как дебилы волшебным образом превращаются в миллионеров, а калеки – в мировых идолов, разве может впечатлить превращение человека в волка?» Главный герой выписан на «четыре с плюсом», что является несомненным достоинством «Последнего вервольфа». Джек Марлоу получился действительно харизматичной личностью, что нельзя сказать об остальных персонажах за исключением одного из злодеев (не Грейнера). Что ж, плюсов, пожалуй, больше, чем минусов… Так что книгу можно смело читать.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 24-07-2013 13:40

    Меня в последнее время смущают не только аннотации от издательств, но и те фразы/цитаты, которые суют на обложку. "Мировой супербестселлер" - ей богу, первый раз об этой книге услышал, другое дело, когда так называли романы Дэна Брауна, например. "Стильно, кровожадно, сексуально" - к такому еще с большим подозрением отношусь... Просто не раз подобные завлекалки оказывались пустышкой.

    Ладно, это дело десятое. В рецензии книгу рекомендуют для прочтения, хотя, как мне показалось, произведение с претензией на философичность вкупе с обреченностью главного героя - достаточно нудная штука (и даже "бешеная эротика" не спасет). Может быть, я и не прав, но роман не стал бы покупать.

    Учитываю...