DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Поворот все туда же

901 километр

Россия, 2011

Жанр: триллер

Режиссер: Борис Куломзин

В ролях: Александр Лебедев, Мария Прыскина, Александр Дроздов, Сергей Чиненов

Сценарий: Андрей Безденежных

Похожие фильмы: Лангольеры

Школьники 10 «В» класса со своим преподавателем отправляются на экскурсию в г. Санкт-Петербург. На следующее утро они просыпаются в отцепленном вагоне посреди неизвестной местности. Купе проводника закрыто, связи нет, продуктов осталось совсем немного. Школьники пытаются найти выход из сложившейся ситуации и по одному уходят в поисках людей, или населенного пункта. Но никто из ушедших не возвращается назад… Что дальше?.. Непредсказуемая развязка. Неожиданный финал!

Маршрут, по которому курсирует локомотив русскоязычного страшного кинематографа, едва ли можно отыскать хотя бы в одном навигаторе. Поезд движется, мелькают остановки, но не покидает ощущение, что стук колес всем только мерещится. Вагоны населяют странные пассажиры с камерами и кучей бумаг, встречные полустанки хочется пролететь на полном ходу. Потому что где-то на задниках ужасные декорации, где-то на платформах страшные актеры, а где-то дежурят специально обученные люди-сценаристы, как две капли воды походящие на зарубежных коллег. И весь этот «страх» и «ужас» на рекламных щитах за окошками горит со знаком «минус», что далеко от того, чего хотелось бы фанатам жанра ужасов в России. И вроде иногда появляются светлые пятна в образе талантливых проводников, которым удается показать пару-тройку неплохих триллеров, вроде и премия собственная образовалась, и, казалось, поезд стал взбираться на горку, а не скатываться ближе к метро… Но выкрутив звук радиоприемника, откуда летят бесконечные «Первый русский фильм ужасов!» и «Самое страшное российское кино!», прогнав из купе Юленьку и Путевого обходчика, проводив грустным взглядом населенные пункты со странными названиями «Фобос» и «ССД», следует признать, что отечественный хоррор-состав миновал самый главный вокзал еще в далеком 1967 году. И с тех пор, вопреки известным событиям на станции имени Кропачева-Ершова, веки зрителю скорее опускают, нежели наоборот.

Очередной виток железной дороги русского хоррора принес с собой целый вагон товарищей, которые и не претендовали на звание спасителей жанра, но надежда на то, что они не станут вставлять палки в колеса, все же была. Тут-то и показался из лесов нашей необъятной страны указатель «901 километр». И начались чудеса синематографа.

Группа старшеклассников вместе с учителем отправляется в славный город Ленинград, где все надеются хорошо провести время. Им выделен целый вагон, недоросли дурачатся и смеются, слушают музыку и третируют слабых, поедают запасы пищи и играют в интеллектуального «подкидного». К ночи все успокаиваются и предаются дружному сопению под аккомпанемент рельсов и колес. А на утро выясняется, что вагон отцеплен от основного состава и находится посреди дремучего леса. Проводница закрылась изнутри и таинственно помалкивает, телефоны работают недолго, хотя и успевают сообщить странную весть — в поезде говорят, что все нормально, и никакой вагон с людьми от них не отцеплялся. Поначалу ситуация даже раззадоривает, все-таки какое-никакое, а приключение. Но после того как глохнет последний мобильник, и открывается купе проводницы со страшной находкой, становится ясно, что до Петербурга доехать будет не так просто. Часы бегут, спасать школьников никто не спешит, других поездов на горизонте не видно, да и сама железная дорога в этом месте напоминает забытый всеми запасной путь. А тут еще и в лесу кто-то подает признаки жизни. Кто-то большой, рычащий и шевелящий ветками. В общем, завязка вполне в духе Стивена Кинга, развивать сюжет можно было в любую сторону: хоть русских Лангольеров придумывай, хоть злосчастный вагон в Блейна Моно переименовывай. И эта вот сюжетная завязка, пожалуй, осталась самым сильным местом фильма. Потому что она породила загадки, она расшевелила любопытство, и она наполнила кино атмосферой. Особенно когда стали пропадать люди, ночью пошел дождь, а по крыше вагона застучали чужие шаги.

Однако на этом плюсы заканчиваются и начинается русский хоррор. Бессмысленный и беспощадный. Особенно поражают персонажи. Нет, актерских откровений здесь ждать было бессмысленно, все-таки в кадре не умудренные опытом профессионалы. Но все же собрать такую компанию в одном месте нужно было еще постараться. Сложно сказать, в какой школе создатели подсмотрели эти образы, но герои напоминают малолетних уголовников, конвоируемых в санаторий за колючей проволокой для перевоспитания. Причем в большей степени это касается девушек, которые и выглядят, и ведут себя как гопники. Единственные, кому хоть чуточку веришь, это учитель и главный герой. Остальные не играют, а придуриваются. Если на некоторых обитателей вагона хотя бы приятно смотреть в кадре, то внутренняя проработка хромает на все четыре ноги Того, Кто Живет в Лесу. О речевом портрете лучше вообще умолчать, с диалогами в фильме просто беда. К слову, о лесной живности. Бюджета в четыре миллиона рублей не хватило, чтобы нарисовать хоть какую-то зверушку, поэтому зрителю придется довольствоваться видом от первого лица, глазами монстра выглядывая из кустов.

Поездная романтика не спасла «901 километр» от повторения пройденного. Страшный кинематограф в России опять свернул не туда, оказался не на тех рельсах, и теперь уже есть сомнения, а поможет ли ему перевод стрелок. При неплохой интригующей завязке фильм сгубила погоня за оригинальностью. Официальная аннотация совсем уж по-детски вопит: «Непредсказуемая развязка. Неожиданный финал!». И, что удивительно, не обманывает. Концовку и впрямь едва ли кто просчитает, но она не переворачивает все с ног на голову, не ошарашивает, подобно финальным кадрам «Пилы» или «Бойцовского клуба», а просто-напросто вызывает легкое недоумение и снисходительную улыбку. Если бы авторам удалось удержать созданную атмосферу и придумать действительно стоящую историю, то технические неудачи воспринимались бы гораздо спокойнее. А так «901 километр» останется очередным красным флажком на карте неизвестного маршрута, по которому ползет состав отечественных хоррормейкеров. Маршрута, о котором скоро никто и не вспомнит. Главное в этой ситуации, чтобы и сам бронепоезд русского страшного кино не превратился в поезд-призрак.

Комментариев: 8 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Хельг 21-09-2012 00:36

    Да, в принципе, это тенденция всего отечественного кинематографа. Пурга, шлак и дешевка. Годные фильмы, выходящие в течение одного года, можно пересчитать по пальцам. Зачастую, даже одной руки. Причем читаешь аннотацию, или смотришь трейлер, и думаешь - "ах,какой был слон"! А на деле - "слон плохой! справка - карощий!"

    Учитываю...
  • 2 Мельник 20-09-2012 18:29

    Блин, а, после прочтения завязки уже готов был скачивать фильм, но обломался, дочитав рецензию до конца... Обидно. Ведь так здорово можно было развернуться.

    Кстати, про отцепленный и затерявшийся вагон читал в каком-то из рассказов.

    Учитываю...
    • 3 Александр Подольский 20-09-2012 20:08

      Завязка и мне понравилась, потому и стал смотреть.

      Кстати, про отцепленный и затерявшийся вагон читал в каком-то из рассказов.

      Вот тут соглашусь, подобных историй в литературе попадалось достаточно. Про поезд, вагон или просто кусок железной дороги, застрявший в неком странном месте. Да что там, я самый первый в жизни рассказ написал про такое вот страшное местоsmile А вот в кино сильно похожих аналогов не припоминаю, поэтому привел условное сравнение с Лангольервами (группа людей на транспорте в неком пугающем "где-то").

      Учитываю...
      • 4 Мельник 20-09-2012 21:06

        Да, этим аспектом напоминает "Лангольеры". Жутковатый фильм.

        Учитываю...
  • 5 SAR 20-09-2012 14:44

    Эх, вот все никак наши ничего путного не выдадут.

    И главное, когда снимаются относительно крупные проекты и на выходе мы видим шлак, то многие фэны возлагают остатки надежд на одиночек, на независимые продукты, на начинающие таланты. Но потом мы видим, что полупрофессионалы выдают совсем уж отсутствие хоть какой-то актерской игры и визуальные эффекты на уровне школьной постановки.. После чего приходит отчаяние.

    Где, где все эти самородки, которые способны удивить хорошим недорогим продуктом? Где наши "Пилы"? Да хоть наши "Паранормальные явления"? Пока нема их.

    Учитываю...
  • 7 OldFisben 20-09-2012 10:54

    Ничо се десятиклассники. smile

    Обнажались штоле?)

    Учитываю...