DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Праздничная резня

Черное Рождество / Black Christmas

Канада, США, 1974

Жанр: ужасы

Режиссер: Боб Кларк

Сценарий: Рой Мур

В ролях: Оливия Хасси, Кир Дуллеа, Джон Сэксон, Марго Киддер

Похожие фильмы:

  • «Хэллоуин» (1978 г.)
  • «Когда звонит незнакомец» (1979 г.)
  • «Черное Рождество» (2006 г.)

Черное Рождество 

Вряд ли Боб Кларк предполагал, что останется в истории кино как один из родоначальников популярной разновидности хоррора под названием «слэшер». Но если рассмотреть «Черное Рождество» без пресловутой привязки к «кромсательному» жанру, то пред нами жесткий саспенс-триллер с элементами черного юмора. Причем последний в условно завуалированной форме присутствует с начала картины. Вот, вроде как, жуткая завязка, в которой студентки устраивают предновогоднюю вечеринку, а к ним на огонек тайно проникает чокнутый душегуб. И вся прелесть иронии, что в контексте праздника это выглядит так, как будто Дед Мороз спустился по дымоходу, дабы одарить прелестниц сладостями. Что, впрочем, дальше и происходит, разве что в виде телефонного звонка инкогнито, когда Санта Клаус предлагает девицам отведать его… В общем, несмотря на дальнейшую страшную серьезность, «Черное Рождество» – еще и своеобразный праздничный стеб, пусть и не для всех очевидный. Но, в первую очередь, это, конечно, один из первых классических слэшеров, вышедший в один год с «Техасской резней бензопилой», и за несколько лет до всемирно известных «Хэллоуина» и «Пятницы, 13-го».

Некоторые поспорят с последующим утверждением, но середина 70-х не была эпохой штампованных ужастиков, и, снимая «страшные фильмы», режиссеры, прежде всего, рассказывали истории, а не упивались кровавыми реками. Конечно, «Черное Рождество» обозначило множество слэшерных атрибутов, но само по себе не было бездумной мясорубкой. Помимо увлекательного (особенно по тем меркам) сюжета, в фильме демонстрируется ряд эффектных стилистических приемов, превращающих «Рождество» в незаурядное зрелище. Это и субъективный взгляд убийцы со всеми кошмарными действиями от первого лица. И минимум крови в кадре, подчеркивающий первостепенный психологизм жутика. И складирование трупов, позже ставшее классическим элементом маньячных хорроров. А сравнительно молодой зритель, возможно, с удивлением откроет, что зловещий телефонный звонок – это не придумка Уэса Крейвена в знаменитом «Крике», а куда более ранняя идея, прекрасно работавшая в старых фильмах.

Черное Рождество 

При желании жанровую значимость «Рождества» можно еще больше возвысить, отметив случайный образ маски хоккейного вратаря, промелькнувший в малозначимом эпизоде. Вряд ли кинородители Джейсона Вурхиза создавали облик зомби-мокрушника под явным влиянием творения Кларка, но невольное предзнаменование одной из главных слэшер-франшиз сложно оставить незамеченным. Да и разнообразие орудий убийств, также свойственное утопленнику с Хрустального Озера, явно наблюдается у злодея из «Черного Рождества».

Еще одной классической составляющий молодежно-маньячных лент является обнаженка, как правило, ничего не дающая сюжету, но выступающая в роли украшения. В «Черном Рождестве» визуальная эротика заменена вульгарными репликами, когда отдельные герои абсолютно не стесняются в выражении пошлых мыслей. Поэтому формально приличное «Рождество» местами кажется чертовски откровенной картиной, явно не для детей. И одна из главных творческих заслуг Боба Кларка – создание жестокого, взрослого и жутковатого фильма без излишнего натурализма с точки зрения насилия и секса. Подобные картины и становятся жанровой классикой, где царит художественная гармония и сведены к минимуму сугубо эпатажные элементы.

Черное Рождество 

Подобную ленту, существенно повлиявшую на развитие темного кино, совсем не хочется ругать за какие-то мелкие недочеты. Для современного искушенного зрителя, избалованного «неожиданными финалами», главным разочарованием может стать прогнозируемая личность психопата. Ведь слэшеры по наличию «твиста» можно условно поделить на две группы. Первая – персонализация Зла в начала фильма, исключающая детективную интригу, когда зрителя пугают самими деяниями человекоподобного монстра. Вторая – завуалированное чудовище, «чужой» среди своих, когда публику страшат неизвестностью, и любой из героев может оказаться маньяком. «Черное Рождество» стилистически относится ко второму типу, но запутанного клубка домыслов, увы, нет, и злодей практически очевиден после представления всех героев к концу первой трети хронометража. Но творение Кларка также примечательно зловещим финалом, который можно осмыслить по-разному с позиции авторской задумки, но в любом случае он производит удачно-гнетущее впечатление и добавляет фильму очков.

И по прошествии многих лет «Черное Рождество» остается хорошим фильмов ужасов, пусть неизбежно старомодным, но доказывающим, что классические устрашающие приемы работают всегда, и по сей день не претерпели кардинальных изменений. Для современных хоррормейкеров «Рождество» – наглядное пособие по построению жуткого повествования без пресловутой шокирующей резни, которая активно культивируется в наши дни.

Черное Рождество 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)