DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛОВОД

Продолжение следует?..

Черная книга смерти / The Dark Volume (роман)

Автор: Гордон Далквист

Жанр: стимпанк

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Книга-загадка, книга-бестселлер

Год: 2011

Похожие произведения: Джонатан Барнс, романы «Сомнамбулист», «Люди Домино» (из цикла «Викториана»), роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий», роман Стивена Ханта «Небесный суд».

Продолжение романа «Стеклянные книги пожирателей снов».

Черная книга смерти. Обложка

Чтобы понять, чем же «Чёрная книга смерти» отличается от «Стеклянных книг пожирателей снов», стоит очертить для себя разницу между писателем и драматургом – не слишком очевидную, но в нашем случае немаловажную. А всё потому, что Гордон Далквист, как мы знаем, не только писатель, но и драматург… и к «Чёрной книге смерти» приложили руку обе его ипостаси.

Писатель Далквист не то чтобы проигрывает Далквисту-драматургу, но любезно уступает ему место всякий раз, когда последний чувствует потребность выйти на сцену. А потребность такая возникает довольно часто. Эти неожиданные антре снижают скорость действия, зато делают его более драматичным и интересным; как следствие, более живыми становятся и персонажи. Впрочем, их положение от этого становится еще более шатким и ненадёжным. Мисс Темпл, кардинал Чань и доктор Свенсон предаются воспоминаниям, терзаются неразрешимыми вопросами, сожалеют об упущенных возможностях. Проявления их эмоций точно просчитаны автором, но при этом удивительно искренни и вызывают неподдельное сопереживание. Кому-то в этой связи может вспомниться понятие «рефлексия». Но лучше будет употребить эпитет «шекспировские страсти» – здесь он очень даже к месту. Меньше действия, больше чувства. Меньше решимости, больше колебаний. В этом и заключается единственное, но очень существенное отличие продолжения от первой части. Приступая ко второму тому, эту разницу следует учесть. Ожидайте чего-то большего, чем бесконечная беготня, поединки и интриги (хотя их тоже хватает).

Но это драматург. А вот писатель немного сдал. И всему виной, как ни странно, склонность к высокопарному стилю, присущая драматургам [а иногда и переводчикам – Ред.]. Такие пассажи, как «затиснутый в замкнутое пространство», «трещиноватый лёд» и «холодная тяжесть револьвера», очарования его письму, увы, не добавляют. Рискну предположить, что по замыслу автора они как раз должны были подчеркнуть изящество Далквиста-писателя, составляющее его индивидуальность и выражающееся в склонности к пикантным деталькам и многое значащим мелочам. На практике же тяга к излишествам приводит к обилию нелепостей и портит впечатление от тех самых кропотливо воссозданных и переданных мелочей. Утешением служит то, что этих досадных ошибок не так уж много. Впрочем, часть из них можно списать на невнимательность работавшего над текстом корректора (если таковая работа имела место).

Там, где драматург задумал раскрыть эмоциональную сторону жизни персонажей, внёс свою лепту и писатель. На этом этапе две грани автора неразрывны и отлично друг с другом резонируют. В повествование вводится любовная линия, получившаяся не менее интересной, чем авантюрно-приключенческая, и часто оттесняющая её на второй план. Особую остроту ей придаёт и навязчивый, почти болезненный эротизм воспоминаний, извлечённых из уцелевших стеклянных карточек, а также горечь собственных воспоминаний ключевых персонажей. Память стекла и память героев зачастую смешиваются в одно целое и оказываются неразделимы.

Многое в романе не умещается в обычную канву приключенческого боевика, каким была первая часть дилогии. Вторая книга полна тягостных раздумий и прописных истин о жестокости и порочности мира, где человек лишь игрушка в руках судьбы. Наблюдать, как главные герои по прихоти автора утрачивают раз и навсегда (казалось бы) закрепленную за собой неуязвимость и умение выходить сухими из воды, оттого лишь, что жизнь вдруг оказалась такой несправедливой, очень грустно. Это чревато крушением надежд на казавшийся неизбежным хэппи-энд. И его действительно не будет. Правда, в финале делается недвусмысленный намёк на продолжение, но, если честно, оно этой истории совсем ни к чему.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)