ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Роберт Лоуренс Стайн, получивший неофициальный титул «Стивен Кинг детской литературы», заработал его не просто так. Мало кто ещё может похвалиться таким внушительным послужным списком на ниве запугивания юных читателей. На его счету — длинная серия «Ужастики» (они же — «Мурашки»), куда, среди прочего, вошли и прозведения о Маске Одержимости. Эта дьявольская личина имеет довольно интересные свойства, ведь она...

Впрочем, обо всём по порядку.

 

Увидели они —

Печальный продавец

Маски продавал в глухом переулке...

 

Король и Шут, «Отец и маски»

 

...Много лет назад некий алхимик создал в своей лаборатории настоящие, живые человеческие лица. Поначалу они были прекрасны. Но за стенами лаборатории лица начали меняться. Некогда красивые черты искажались, гладкая кожа покрывалась буграми и язвами, зубы превращались в звериные клыки. Но алхимик не нашел в себе сил бросить свои создания, даже когда они превратились в чудовищ. Он нарек их «Нелюбыми», поскольку никто никогда не смог бы полюбить столь безобразные существа. С тех пор он странствовал по свету, время от времени останавливаясь в каком-нибудь маленьком городке и открывая там магазинчик масок. Иногда кто-нибудь, невзирая на предупреждения, приобретал у него вместо обычной маски одно из тех самых лиц, обрекая себя на жуткую участь: раз надев такую маску, снять ее было практически невозможно — она прирастала к лицу, заражая человека своею злобой. Единственным способом избавиться от нее было найти «символ любви» — любовь была невыносима для Нелюбых...

...Бедняжку Карли Бет не пугал только ленивый. Как тут удержаться, когда она верещит от каждого шороха! В канун Хэллоуина Карли Бет решила отыграться за все, всех напугать до икоты. Она зашла в магазинчик, который недавно открылся в городе и приобрела у его владельца, странного человека в черном, ужасную маску...

По словам самого Стайна, идея «Маски Одержимости» пришла к нему, когда его сын Мэтт после традиционного хэллоуинского похода за сладостями буквально застрял в своей маске Франкенштейна, и семейству Стайнов пришлось немало повозиться, чтобы ее снять. Но истории о зловещей маске, прирастающей к лицу того, кто ее наденет, бытовали в фольклоре различных стран с незапамятных времен, когда самим маскам придавалось буквально сакральное значение, и их отголоски явно звучат в книге (недаром Стайн в начальных классах увлекался сказками народов мира). Можно вспомнить хотя бы старинную буддистскую притчу о старухе, терроризировавшей свою невестку при помощи ужасной маски — в наказание Будда заставил маску прирасти к ее лицу. К слову, именно эта история легла в основу знаменитой картины Канэто Синдо «Женщина-демон» (Onibaba). Нельзя исключать, что японские «кайданы» оказали на «Маску Одержимости»немалое влияние: в кульминации повести ужасные маски снимаются с места и устремляются в погоню за обезумевшей от ужаса Карли Бет, и в этот момент они очень напоминают нукэкубе — японских демонов в виде летающих голов.

Ну а русскоязычные читатели наверняка вспомнят знаменитую песню группы «Король и Шут» — «Отец и маски»; благо есть тут и «печальный продавец», явно списанный с великого Винсента Прайса.

Эта страшная сказка вышла в далеком 1993 году, и на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что она уже не только стала классикой детской литературы, но и вошла в золотой фонд произведений, посвященных Хэллоуину. Рассказанная простым, незатейливым языком, она, тем не менее, буквально пропитана духом этого загадочного праздника — единственной ночи в году, когда может произойти все что угодно. Юные читатели, затаив дыхание, следили за превращением Карли Бет из запуганной маленькой девочки в разъяренную фурию под воздействием зловещей маски, и вместе с нею переживали весь ужас, когда Карли Бет понимала, что маска приросла к ее лицу. Но и в зрелом возрасте книга читается на ура — как раз «сказочная» атмосфера делает ее интереснее множества обычных «детских страшилок», в том числе и многих книг самого Стайна. На Западе она и по сей день пользуется огромной популярностью — так, компания Cavity-Colors, производящая одежду с изображениями культовых персонажей хоррора,в этом году выпустила серию футболок и маек с Маской Одержимости.

Неудивительно, что именно эта книга была выбрана для пилотного эпизода знаменитого сериала «Мурашки» (Goosebumps), снятого канадским телережиссером Тимоти Бондом. До сих пор данный эпизод считается настоящей классикой. Однако, если смотреть объективно, экранизация получилась очень так себе: волшебство книги бесследно исчезло, сменившись детсковатой наигранностью, то, что в повести казалось действительно таинственным и жутковатым, в фильме смотрится как бы «понарошку» (не последнюю роль в этом сыграли и примитивные спецэффекты). Юная Кэтрин Лонг, игравшая Карли Бет, неплохо справилась с ролью школьной мишени для издевательств, но в сценах с маской она совершенно не сумела перевоплотиться в одержимое злобой чудовище. Зловещий продавец, «человек, похожий на Прайса», на экране превратился в добродушного дедка. Даже «символ любви» воспринимался там не как закономерный сказочный элемент в борьбе со злом, а как унылое назидание. Однако ностальгия — вещь необъективная, и многие из тех, кто видел этот эпизод по ТВ в середине 90-х, до сих пор вспоминают его добрым словом.

А вот с продолжением «Маски» все вышло в точности наоборот. Стайн написал «Маску Одержимости-2» в 1995 году, спустя два года после выхода оригинала, и такое впечатление, что делал он это левой ногой.

Действие повести развивается ровно через год после событий оригинала. Стив, оболтус-одноклассник Карли Бет, жестоко дразнивший ее в первой книге, решает раздобыть такую же маску, как была у нее, чтобы расквитаться с первоклашками, кои всячески над ним стебутся. Не поверив предостережениям Карли Бет, он находит тот самый магазинчик масок, который на тот момент уже успел закрыться, влезает туда без спросу и крадет у человека в черном одну из масок — в данном случае это маска отвратительного старика. Надев маску, Стив становится настоящим стариком и уныло кряхтит до самого конца книги, где, при помощи Карли Бет и вездесущего «бога из машины», находит наконец способ ее снять.

Книга получилась забавной, но совершенно не страшной — даже по детским меркам, к тому же и малоинтересной. Главный герой не вызывал симпатии — да и вообще сам напрашивался на то, что с ним произошло. Бесследно исчезла атмосфера страшной сказки, а без нее книга превратилась в зауряднейшее детское чтиво.

Для сериала «Мурашки» ее экранизировал уже не Тимоти Бонд, а Уильям Фруэ — довольно талантливый канадский режиссер, помимо работы на телевидении имеющий за плечами несколько неплохих триллеров и фильмов ужасов. Вместе со сценаристами Дэном Энджелом и Биллом Брауном он разработал совершенно новый сюжет, в котором маска из первой части вырывалась из-под земли, где зарыла ее Карли Бет, захватывала тело своего создателя и начинала охоту за бывшей владелицей. История Стива-старика отошла на задний план — превратившийся в чудовище владелец магазинчика сделал его своим миньоном. Таким образом, серия получилась вполне интересной (хоть и по детским меркам), несмотря на явную малобюджетность.

Со следующим продолжением вышло еще досаднее: оно попросту не увидело свет. Книга под названием «Маска Одержимости оживает» (The Haunted Mask lives!) должна была выйти в серии Goosebumps Gold series, но к тому времени интерес к «детским ужастикам» резко упал на волне популярности «Гарри Поттера», а у Стайна истек контраст с издательством, и запланированные книги так и не были изданы. Неизвестно, что бы происходило в этой книге — от всей задумки осталась лишь картинка для обложки, нарисованная Тимом Якобусом.

В 2008 году Стайн частично отвоевал утраченные позиции с серией Goosebumps Horrorland, в которой он решил свести вместе некоторых старых героев и злодеев. И разумеется, он никак не мог обойти вниманием одно из лучших своих созданий. Четвертой книгой в серии стала повесть Scream of the Haunted Mask (фанатский перевод «Вопль Маски Одержимости» не так давно стал доступен в Сети).

Стайн явно учел свои ошибки и провел над ними работу. События «Вопля» происходят через год после событий, описанных в первой «Маске», полностью игнорируя злосчастный сиквел (подобные вещи не редкость в жанре ужасов: достаточно вспомнить, например, «Техасскую резню бензопилой 3D», которая является продолжением фильма 1974 года, вопреки сиквелу самого Тоби Хупера, или «Хэллоуин: 20 лет спустя», отрицающий «друидскую линию» 4, 5 и 6 фильмов). Взяв за основу основную идею телеадаптации «Маски-2» — о том, что, однажды соприкоснувшись со сверхъестественным злом, ты никогда уже не сможешь избавиться от его влияния, — Стайн смог создать по-настоящему яркое и самобытное продолжение.

Главной героиней снова стала Карли Бет (причем повествование ведется уже не от третьего лица, как в оригинале, а от первого), тогда как Стив и Чак, в отличие от «Маски-2», играют совсем уж эпизодические роли. Вообще же эта повесть противоречит своей неуклюжей предшественнице во многом; особенно это заметно в образе человека в черном — если в «Маске Одержимости-2» он был достаточно приземленным, то здесь получился еще более таинственным и мистичным, чем в оригинале.

После ужаса, пережитого в прошлый Хэллоуин, Карли Бет избавилась от трусости и обрела уверенность в себе. Но приближается новый Хэллоуин, и по ночам она все чаще слышит зов дьявольской маски, которую она спрятала в глубине подвала. Маска не намерена успокоиться, пока не завладеет вновь телом несчастной девочки. К тому же на ферме, где Карли Бет после школы сидит с детьми, есть заброшенная старая конюшня, чья история также связана с маской: много лет назад мальчик, работавший в конюшне, приобрел ту самую маску, чтобы напугать конюха. При виде чудовища, в которое он превратился, лошади обезумели от ужаса и устроили давку, в которой погибли сами и затоптали мальчика. Теперь призраки лошадей обитают на ферме — а призрак помощника конюха не остановится ни перед чем, чтобы вернуть себе маску...

У Стайна получился практически идеальный сиквел, не повторяющий, а дополняющий оригинал, одновременно расширяя его мир. Книга получилась удивительно атмосферной и по-осеннему меланхоличной, каждая деталь в ней на своем месте, и даже обыденные эпизоды лишь оттеняют ощущение какой-то недетской обреченности. Тем не менее, Карли Бет здесь уже не жертва, она мужественно борется за свою жизнь и жизнь других, и способна в нужный момент на отчаянное самопожертвование (учитывая, что герои детских «Ужастиков» Стайна редко проходят моральную трансформацию, можно назвать эту героиню одной из самых интересных во вселенной Goosebumps). Дополнительная же линия с привидениями сделала книгу еще увлекательнее.

Наспех закончив историю ужасной маски и других Нелюбых в последующих книгах серии Goosebumps Horrorland (там они появляются, по большому счету, «в массовке», наряду с другими чудовищами и злодеями), Стайн решил обратиться к началу этой истории, благо в 2012 году серии Goosebumps исполнялось 20 лет. Книга WANTED: The Haunted Mask вышла аккурат к юбилею серии и стала первым изданием Goosebumps в твердом переплете. На 31 октября этого года фанаты грозятся выложить ее сетевой перевод под названием «Маска Одержимости: Начало».

В отличие от своих предшественниц, эта книга поделена на три части. В первой приподнимается завеса тайны над личностью человека в черном: оказывается, его звали Рэндольф, и до своего увлечения алхимией он был мелким уголовником. Оказавшись на грани нищеты, он пытался продать свои создания Уильяму, своему старшему брату, владевшему магазинчиком масок. Однако Уильям пришел в ужас при виде Нелюбых, после чего между братьями вспыхнула ссора, закончившаяся кровавой трагедией. Эта часть является лучшей в книге — она буквально пронизана духом классических фильмов ужасов в духе студий «Хаммер» и «Амикус», а также картин Роджера Кормана и Уильяма Касла.

Героиня второй части, озорная девчонка по имени Лу-Энн, отправляется на скучную вечеринку к своей подруге Полли. Однако Полли, как оказалось, живет в доме Уильяма, и на чердаке ее дома Лу-Энн находит ту самую Маску Одержимости... после чего вечеринка перестает быть скучной. Эта часть уже послабее, во многом потому, что сюжетно повторяет самую первую книгу, но ее вытягивает приятный юморок и живые персонажи.

В третьей части рассказывается о приключениях друга Лу-Энн, Девина О`Бэннона, отец которого снял тыквенную ферму в надежде хорошо заработать на Хэллоуин. На беду никто не сказал семье О`Бэннонов, что тыквенное поле расположено на месте старого кладбища, и тыквенные плети произрастают прямо из мертвых тел... Как и следовало ожидать, в финале сюжетные линии всех трех частей сходятся вместе.

В итоге получилась почти идеальная книга на Хэллоуин: тут вам и зловещие маски, и призраки, и мертвецы, и даже одна мучительная смерть, описанная в таких подробностях, что и не снились ни одной из книг серии. В чем-то она уступает более ранним книгам, но в чем-то и превосходит их.

Подводя итог, можно сказать, что цикл про Маску Одержимости определенно стоит внимания — не только как отличная детская литература, но и как хорошее развлечение на Хэллоуин для читателей всех возрастов. И все-таки наибольшее удовольствие получат от него те, кто когда-то с нетерпением заглядывал каждый месяц в книжный магазин, не желая пропустить еще один «ужастик» Роберта Стайна...


Интересный факт:

Перевод первой «Маски Одержимости», вышедший в издательстве «Росмэн», изобилует мелкими сокращениями и вопиющими неточностями. Однако с недавнего времени в Сети стала доступна версия в переводе А. Жигалова и Джека Фроста, в которой один из фэнов провел тщательную редактуру, исправил неточности и доперевел пропущенные места.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх