DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Проклятие Голема

Оно! / It!

Великобритания, США, 1967

Жанр: ужасы, мистика, фантастика

Режиссер: Херберт Дж. Ледер

Сценарий: Херберт Дж. Ледер

В ролях: Родди МакДауэлл, Джилл Хаворт, Пол Максвелл, Обри Ричардс, Эрнест Кларк, Оливер Джонстон, Ноэль Тревартен

Похожие фильмы:

  • «Голем» (1915)
  • «Голем» (1936)

Голем. Постер.                                            

 

В хранилище музея вспыхнул пожар, уничтоживший все находящиеся там экспонаты. Кроме одного: совсем не пострадавшей в огне старинной глиняной статуи со странной надписью на иврите в складках одежды. Во время осмотра статуи погибает смотритель музея, а его помощник Пимм замечает, что положение рук статуи изменилось. Экспонат устанавливают в главном зале музея, при этом гибнет электрик. Полиция ведет расследование странных смертей. А Пимм узнает, что глиняный истукан – это легендарный пражский Голем, созданный несколько веков назад для защиты евреев. С течением времени сила его увеличивается, как сказано в свитке, найденном под ступней статуи, а сам он становится практически неуничтожимым, выполняя любые приказы своего хозяина, то есть того, кто откроет секрет, как его оживить. Пимм этот секрет открыл, и судьба мира оказалась в руках затюканного, но амбициозного и мстительного неудачника.  

Голем

Практически весь фильм держится на впечатляющей игре Родди МакДауэлла в роли Пимма, прекрасно раскрывшего своего персонажа, и этому не помешали даже некоторые нестыковки и слабые мотивировки поступков героя в сценарии. Он получился настолько ярким, что легко затмил собою остальных актеров, хотя к игре Джилл Хаворт и Пола Максвелла нареканий нет, но они прописаны слабее, схематичнее. А вот Пимм получился живым – мелкий клерк, исполнительный, услужливый, заискивающий в надежде, что его заметят, оценят, похвалят. Жалкий «маленький человек», он мечтает о должности смотрителя музея, как гоголевский Акакий Акакиевич мечтал о новой шинели, но на это место назначают другого, самодура и тирана, вечно орущего и всем всегда недовольного. Дома Пимма никто не ждет, если не считать высохшей мумии его матери, с которой он разговаривает, о которой он заботится и которой, пользуясь служебным положением, приносит драгоценности из  музея «поносить» на время, с вечера до  утра. Эта аллюзия с культовым героем «Психо» много говорит о характере и психологии, а также психике персонажа МакДауэлла, на которого он даже внешне похож. Нервный, суетливый и зажатый одновременно, со смиренно-лакейским выражением лица, Пимм влюблен в  красавицу-блондинку Эллен, грезит о ней, и кажется, что все вот – вот сложится, (хотя Эллен если и отличает его от мебели, но он для  нее друг,  сослуживец, не больше). И тут вдруг приезжает улыбчивый американец и рушит все его мечты, уводя Эллен.  МакДауэлл очень тонко показал все психологические метаморфозы своего героя, переходы из надежды в отчаянье, хитрость, изворотливость, решимость и снова безумные надежды, и снова безысходность безумия. И хотя сценарно непонятны и плохо мотивированы случившееся вдруг внезапное раскаяние и попытки уничтожить то, что уничтожить невозможно, но сыграно это действительно безупречно, как и последующий переход к действиям сколь отчаянным, столь же и безумным. Сама идея внезапного «морального похмелья» главного героя после совершенных им «плохих поступков» понятна, как морально-нравственная нота в общей симфонии сюжета, но звучит она спорадически, кратковременно и быстро сходит на нет, никак не повлияв как на основной вектор сценария, так и на поведение главного героя, лишь добавив его портрету штрихи нестабильной психики и метаний из одной крайности в другую. Хотя, с другой стороны, это показало характер персонажа неоднозначным, сделало его объемнее. Он вызывает жалость, не вызывая при этом у зрителя сочувствия. Но и презрения к нему тоже нет.

Голем

Красавица-блондинка Эллен в исполнении Джилл Хаворт, знакома любителям хоррора по фильмам «Замок зла» и «Дом ужаса», мила и действительно красива. Она как переходящий приз, за который Пимм сражается со своим более удачливым соперником, уверенным в себе американцем Джимом Перкинсом, экспертом-искусствоведом, роль которого сыграл Пол Максвелл. Все вместе они образуют любовный треугольник, внутри которого и мечется Пимм, все ближе и ближе подходя к опасной черте, за которой лишь темная бездна безумия, которую не то что пересечь, а и назвать своим именем все боятся.

Конец 60-х и начало 70-х годов в Великобритании совпали с  огромным успехом фильмов ужасов знаменитой студии «Хаммер», это было золотое время готического хоррора. И режиссер Херберт Дж. Ледер старался повторить успех этих фильмов, снять нечто похожее, близкое по жанру, по атмосфере, он сам написал сценарий. Это удалось режиссеру, но лишь отчасти. Разница в финансировании заметна как в резиновом костюме глиняного Голема, так и в сценах с ним, где самое страшное: смерти, убийства, разрушения – все это остается за кадром. Мы видим лишь последствия жестоких действий Голема.  Но воображение зрителя легко справляется с этим недостатком.  Хуже с разумным объяснением, например,  бездействия отрядов полиции и военных, не решающихся штурмовать замок, который охраняет хоть и бессмертный, но все же один Голем. А уж план точечной бомбардировки замка слабым ядерным зарядом с радиусом массового поражения в одну милю и вовсе вызывает смех. Финал фильма выглядит весьма несуразно, а вот начало его, наоборот, очень многообещающе. Присутствует интрига, мистика, средневековая тайна, загадка Голема, несущего смерть тем, кто обидел его или его нового хозяина. Все это создает атмосферу, необходимую для хоррора, основанного на старинной легенде о средневековом пражском Големе, вдруг шагнувшем в современный Лондон из тьмы веков и мифов. Но режиссеру не удалось сохранить эту атмосферу по мере развития истории, выдержать весь хронометраж в этом регистре, что несколько повредило фильму в целом, хотя само действие напряжения при этом не теряет, как и темпа развития событий, следить за которыми все равно интересно.

Голем

Отдельно можно отметить работу оператора, старавшегося работать в мрачной и сочной хаммеровской стилистике, как в сценах в музее, среди древних экспонатов и роскошных интерьеров, так и среди великолепных ландшафтов вокруг величественного и неприступного старинного замка. Картинка получается насыщенной красками, настроением и действительно соответствует стандартам «Хаммера». И хотя этот фильм не так известен, как те, подражать которым он стремился, что и повлияло на малую его известность в сравнении с ними, но оригинальный мистический сюжет и замечательная игра Родди МакДауэлла  - это вполне достаточная мотивация для того, чтобы открыть для себя историю об огромной силе Голема, созданного для того, чтобы нести людям счастье и защищать их, но попавшему не  в те руки.  

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)