DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Прометей осовремененный

Дин Кунц – автор мировых бестселлеров, продажи которых превышают 200 миллионов экземпляров. Обложки русских изданий утверждают, что сам Стивен Кинг боится читать романы своего калифорнийского коллеги. Между тем поздние книги Кунца испугают разве что самых впечатлительных. Зато в них всегда находится место золотистым ретриверам, кулинарным излишествам и комичным диалогам. Герои и злодеи в этих историях шаблонны и однотипны, а Добро всегда одерживает верх над Злом – как в голливудских сценариях. В 2005 году писатель решил взяться за переосмысление литературной классики – романа «Франкенштейн» Мэри Шелли…

ВНИМАНИЕ! Текст статьи содержит ряд спойлеров. Тем, кто твердо намерен ознакомиться с циклом, советуем подходить к чтению с осторожностью.

 

Собственно, новый «Франкенштейн» в изначальном варианте и представлял из себя сценарий для телесериала, продюсировать который должен был Мартин Скорсезе, а режиссировать – небезызвестный Маркус Ниспел («Техасская резня бензопилой», «Пятница, 13-е»). Новым Виктором Франкенштейном стал Томас Кречманн, известный по «Особо опасному» и «Дракуле», а его детищем – швейцарский актер Венсан Перес. Однако телекомпания «USA Network» настояла на изменениях в сценарии, и Кунц покинул проект.

Позиция писателя вполне понятна. В то время как телевизионная версия приближается к детективу, книжная тяготеет к хоррору с элементами фантастики. Но обо всем по порядку.

 

Франкенштейн. Блудный сын

1. Блудный сын

 Первая часть цикла была написана Кунцем в соавторстве с Кевином Дж. Андерсоном, автором многочисленных книг по мотивам «Звездных войн», «Дюны» и «Секретных материалов». Роман является вольным продолжением оригинального «Франкенштейна» Мэри Шелли. Действие переносится из Европы на территорию Америки, в Новый Орлеан, и происходит в наши дни. Виктор Франкенштейн, ныне – Гелиос, дожил до наших дней. Знаменитый ученый оказывается реальным человеком, а не книжным персонажем. Виктор преуспел в своем стремлении создать живое существо, напоминающее человека: на помощь безумцу пришла биоинженерия. Теперь «новые люди», как называет их сам Гелиос, выращиваются в специальных камерах, а все необходимые знания о мире получают методом прямой информационной загрузки мозга. Мало того, они уже заняли важные посты в городе: мэр, начальник полиции и прочие чиновники заменены усовершенствованными клонами, в груди которых бьются два сердца.

В это время первое детище Гелиоса пребывает в тибетском монастыре, надеясь обрести душевное равновесие и вселенскую мудрость. Создание решило назвать себя Девкалионом (в древнегреческой мифологии так звали сына Прометея, возродившего человеческий род). Узнав о том, что его создатель жив и поныне, бывший монстр отправляется в Новый Орлеан.

Между тем в городе орудует серийный убийца. Но вот что странно, почерк меняется от случая к случаю: маньяк либо убивает женщин, забирая части их тел после смерти, либо вырезает внутренние органы у живых еще мужчин. Делом занимаются детективы Карсон О’Коннор и Майкл Мэдисон, тайно влюбленные друг в друга. Они задаются вопросом: может быть, маньяк действует не в одиночку?

Девкалион попадает в Новый Орлеан прямо в разгар этих событий. Поселившись в заброшенном кинотеатре, владелец которого – бывший директор шоу уродов – завещал монстру право владения зданием, создание Франкенштейна принимается за собственное расследование. Казалось бы, задача проста – добраться до Виктора и убить его, но нет: в голове Девкалиона находится блок, запрещающий поднимать руку на своего хозяина. Требуется помощь посторонних. И выбор монстра падает на Карсон…

Следует отметить тот факт, что цикл Кунца продолжает не только и не столько роман Мэри Шелли, сколько сюжет классического фильма Джеймса Уэйла с Борисом Карлоффом в главной роли. В оригинальной книге не было ни лаборатории, устроенной в заброшенной башне, ни молнии, которая оживила монстра, созданного из частей тел преступников. Сам Виктор мучился осознанием того, что создал чудовище, убившее впоследствии всех близких ему людей. Именно поэтому он отказался создавать невесту для своего творения – ведь такая парочка смогла бы произвести потомство страшных существ, способных уничтожить человеческий род. Согласитесь, злодей из такого Франкенштейна вышел бы никудышный, поэтому Кунц предпочел развить образ безумного ученого, мнящего себя богом. Мало того, писатель лишил своего персонажа каких-либо положительных качеств. Так, Виктор Гелиос стал участником чудовищных экспериментов, творимых нацистами во время Второй Мировой войны, другом Гитлера и Сталина, которые спонсировали его опыты. Упоминания о таких союзах выглядят довольно наивно.

Постепенно выясняется, что Виктор обошел ведущих ученых в области биоинженерии, научившись создавать клонов за считанные часы. Знания, эмоции и навыки – как уже упоминалось – загружаются в мозг подобно компьютерной программе. Таким образом, Новую Расу составляют живые машины – идеальные работники и жестокие убийцы. Армия созданий, напоминающих людей лишь внешне, растет день ото дня, ожидая часа, когда Старую Расу можно будет стереть с лица планеты. Пока же в голове каждого из них установлен блок, запрещающий убийство до того момента, пока Гелиос лично не отдаст приказ.

Но, как часто происходит в подобных ситуациях, кое-что идет не так. Существа Виктора выходят из-под контроля одно за другим. В первой книге внимание уделено лишь двум из них – детективу из отдела расследования убийств, оказавшемуся представителем Новой расы, и мальчику-аутисту, страдающему клаустрофобией. Первый, втайне от создателя и напарников, убивает людей, лишая их частей тел. Второй же ищет встречи с братом Карсон, Арни, чтобы выведать у того секрет счастья.

Обилие сюжетных линий не мешает Кунцу и Андерсону, написавшим не один бестселлер, уделять должное внимание каждому персонажу, дозированно вставляя отрывки из биографий героев и совершая экскурсы в их внутренний мир. Тем не менее описываемые характеры схематичны и не вызывают душевного отклика. Главный злодей, как и подобает голливудским «плохишам», не имеет ни одной человеческой черты и даже ест живых крысят. Детективы Карсон и Мэдисон встают на защиту мира, хоть и делают это зачастую не по букве закона. Девкалион превращается в высшее существо, познавшее тайны вселенной. Единственный персонаж, вызывающий интерес – детектив-клон, который осознает, что у него, в отличие от людей, не хватает души. Духовные метания существа доводят его до резни. В то же время что-то странное начинает происходить не только с сознанием, но и с телом «сыщика»…

Несмотря на некоторую шаблонность в описании персонажей и отдельные сюжетные нелепицы, «Блудный сын» читается на одном дыхании. Кунц и Андерсон сумели привнести в мир Франкенштейна новые элементы, которые в потенциале могли бы послужить затравкой не для одной хорошей истории. На такой благодатной почве могла вырасти серия неплохих хоррор-детективов, но этого не случилось. Уже со второй части элементы интриги исчезли, а цикл скатился в самокопирование.

 

Франкенштейн. Город ночи

2. Город ночи

 Второй роман начинается с того момента, где заканчивается первый. Виктор Гелиос узнает, что его первое детище еще живо и открыло охоту на своего создателя. Тем временем Девкалион понимает, что Новая раса выходит из-под контроля и вот-вот учинит бойню на улицах Нового Орлеана. Времени на уничтожение Франкенштейна остается все меньше…

Тем временем Карсон и Мэдисон начинают подозревать, что Виктор открыл охоту на них. И точно – Синди и Бенни, с виду – милые и доброжелательные люди, а на самом деле – наемные убийцы, уже преследуют детективов на своем внедорожнике. Полицейские отправляются к Обри – бывшему мафиози, принявшему христианство, но по-прежнему снабжающему оружием «старых друзей»…

Карсон даже и не подозревает, перед какой опасностью находятся близкие ей люди. Враг оказался ближе, чем можно было предположить – в ее собственном доме. Это аутист Рэндол Шестой, выращенный в резервуаре Виктора. Он жаждет добраться до Арни – младшего брата Карсон. Только Арни может сделать Рэндола счастливым, и если он не сделает этого, то погибнет.

Девкалион же ищет слабые места Виктора. Пример с детективом Харкером наглядно продемонстрировал: даже плоть, сотворенная безумцем, начала бунтовать против своего создателя. Детище Франкенштейна не знает, что в городе учащаются беспорядки, связанные с представителями Новой расы. Охранник Гелиоса мутирует в опасного монстра, рядовые служащие наносят себе увечья, а на мусорной свалке, куда сбрасывают останки как клонов, так и убитых ими людей, начинает дрожать земля…

 Время действия в «Городе ночи» заметно сократилось по сравнению с первой частью – теперь оно занимает от силы сутки. В романе по-прежнему выписано несколько сюжетных линий, но теперь каждая из них обрывается на самом интересном месте. Благодаря этому накал интриги не ослабевает до самого финала, держа читателя в напряжении, а весь роман реально осилить за один вечер. Это наверняка порадует поклонников остросюжетного чтива, но вряд ли – сторонников неспешной прозы, где персонажи и место действия прорисованы до мелочей, а атмосфера погружает в себя без остатка. Больше всего «Город ночи» напоминает сценарий – крепко написанный, но выветривающийся из головы сразу после прочтения.

Персонажи стали еще более схематичными. Характеры персонажей первой части – Девкалиона, Гелиоса, Карсон и Майкла Мэдисона – не получают сколько-нибудь заметного развития. Завеса тайны, окутывающая прошлое Виктора Франкенштейна, чуть-чуть рассеивается, но делается это лишь для того, чтобы усилить отвращение к злодею. Кунц и его новый соавтор Эд Горман вполне могли показать влияние Гелиоса на мировую историю, но не сделали этого, ограничившись событиями настоящего. Личность Девкалиона так и остается нераскрытой. Тибетский монастырь и шоу уродов – вот и все, что могут предложить авторы.

Вторая часть цикла заканчивается на самом интересном месте: клоны выходят из-под контроля, Новый Орлеан находится на грани апокалипсиса, а Эрика Пятая, новая жена Виктора, обнаруживает в одной из лабораторий нечто, спрятанное в непрозрачном резервуаре и именующее девушку «своей женой». Тем не менее все сюжетные «секреты» третьей части можно предсказать заранее. Как известно, в романах Кунца побеждает добро, а это не всегда хорошо.

 

Франкенштейн. Мертвый и живой

3. Мертвый и живой

 Третья и четвертая части написаны Кунцем сольно. Факт этот едва заметен, поскольку никаких существенных изменений не ощущается. Разве что время повествования сократилось уже до нескольких часов, и это сказалось на качестве книги в целом. Диалоги обратились в наборы рубленых фраз, описательность и психологизм отступили на второй план, уступив пальму первенства его величеству Динамизму. Хоррор-детектив превратился в рядовой боевик, где засилье экшена не позволяет заметить явные сюжетные нелепицы.

Узнав местоположение штаб-квартиры Виктора от одного из суррогатных священников, Девкалион телепортируется прямо в подвал «Рук милосердия» – больницу, где Гелиос проводит свои опыты. Пока первое создание Франкенштейна уничтожает плоды, посеянные своим создателем, клоны устраивают бунт. Уэрнер, бывший охранник, мутировавший в помесь паука, леопарда и человека, становится зачинщиком новой революции, направленной против самого древнего представителя Старой расы – самого Виктора Гелиоса. Чудовище пожирает своих соплеменников, сращивая себя с их телами. Казалось бы, задумка для качественного боди-хоррора налицо, но Кунц предпочитает ограничиваться поверхностными описаниями, не вдаваясь в подробности.

В результате действий Уэрнера из лаборатории сбегает еще одно существо – Хамелеон, тварь, сливающаяся с окружением, практически невидимая для обычного человека. Пока бывший охранник, Девкалион и неразличимый монстр устраивают хаос на троих, Виктор начинает получать звонки… от жены, которую он собственноручно погубил несколько дней назад. Ученый и не представляет, насколько далеко в своем бунте зашли твари, выращенные в его резервуарах. Картину начинающегося апокалипсиса завершают Баки и Джанет, клоны окружного прокурора и его жены. Рушатся их внутренние установки, запрещавшие Новой расе убивать людей, и влюбленная парочка устраивает бойню в близлежащих домах, лишая жизни невинных граждан.

Казалось бы, ситуация безвыходная, и сил Карсон, Мэдисона и Девкалиона недостаточно для того, чтобы противостоять этой армии монстров, уничтожающих все живое на своем пути. Однако Кунц, подобно опытному гроссмейстеру, помогает своим героям, стравливая противостоящие им силы между собой. Зло уничтожено, но не до конца, и на смену одному злодею приходит версия 2.0, исправленная и дополненная.

Если вторая часть получилась на порядок хуже и примитивнее первой, то в случае с «Мертвым и живым» есть лишь одна причина читать до конца: хочется все-таки выяснить, чем завершился цикл. Подсказки расставлены автором заранее, и поэтому «хэппи-энд» более чем ожидаем. Тем не менее Кунц оставляет лазейку для продолжения…

 

Франкенштейн. Потерянные души

4. Потерянные души

 …которое следует через год после окончания первой трилогии. Итак, добро пожаловать в городок Рэйнбоу-Фоллс, штат Монтана. Кунц не рассказывает ничего примечательного об этом местечке, так что примечательно оно, пожалуй, лишь тем, что там готовится очередной апокалипсис. На сей раз виновником конца света становится Виктор Лебен, он же – усовершенствованный клон своего создателя, доктора Франкенштейна. Нынешний антагонист лишен недостатков предшественника: стремления к власти, богатству, похоти и вообще человеческих эмоций. Он даже не стремится заменить Старую расу живыми машинами. Цель Виктора проста – уничтожить все живое на планете, после чего покончить с Новыми Людьми, а затем и с собой.

Не зная об истинных целях Лебена, кто-то из правительства США решил поддержать его «разработки». И Рэйнбоу-Фоллс – плацдарм, с которого Коммуна (общество клонов) начнет уничтожение homo sapiens. На помощь монстрам в человеческом обличье приходят Строители, представляющие собой рои мельчайших нанонасекомых, внешне напоминающих людей.

Пока правящая верхушка и персонал всех ключевых заведений городка замещается клонами, Девкалион понимает, что его недруг здравствует и поныне. Чудовище Франкенштейна связывается с детективами Карсон и Мэдисоном. В это же время на троицу выходит Эрика Пятая, последняя жена Виктора, а ныне подруга Джоко – тролля, «родившегося» от одного из Новых Людей. Вместе они составят команду, противостоящую Лебену и его кадаврам.

Как и прежде, действие несется вскачь, достигая кульминации за считанные часы. Как и прежде, гению безумного ученого противостоит практически непобедимый супергерой и абсолютно бесполезные детективы. Разве что золотистых ретриверов не хватает. Единственное отличие «Потерянных душ» от предыдущей трилогии состоит в том, что большая часть внимания уделена персонажам поскромнее – самым обычным горожанам. Пускай они больше спасаются от неведомого зла, чем борются с ним; им, очевидно, придется проявить себя в пятой части, еще не переведенной на русский язык – «Мертвый город». Это заключительная часть цикла, в которой силы людей и нелюдей, наконец, столкнутся в финальной схватке. Стоит ли читать последнюю книгу? Разве что для того, чтобы узнать концовку, не более.

Осовремененный «Франкенштейн» мог бы стать гораздо лучше, если бы был написан, что называется, «с душой». Многие работы Кунца – «Странный Томас», «Молния» и другие – вышли на первые места в списках бестселлеров не из-за оригинальности идей, вложенных в них, но вследствие читательской симпатии к персонажам, коей нет и следа в данном цикле – здесь монстры кажутся «живее» людей. Картонные декорации, отсутствие атмосферы, непрерывный экшен и диалоги в духе трилогии «Час Пик» – вот чем заманивает аудиторию Дин Кунц. Поневоле начинаешь думать, что если бы за цикл взялся другой автор, пенталогия снискала бы больший успех. Но увы – оживив чудовище Франкенштейна, Кунц не вложил в него душу, породив в итоге манекен – идеальный снаружи, но пустой изнутри.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 25-04-2013 14:40

    Любопытный цикл. Динамичный, судя по рецензии, но слабоват на атмосферу. Была бы куча свободного времени, можно было бы и прочитать, а так, думаю, не стоит, есть много чего другого интересного.

    Учитываю...
  • 2 delfin-mart 20-04-2013 17:51

    Тогда попробую отгадать. smile

    1. Этот дефектный мальчик-аутист как-то связан биологически с Арни, братишкой Карсон и "тайна его знаний" касается как раз этого дефекта. Тайна рождения и создания.

    2. Арни - здоровая копия того же мальчика, но без дефектов.

    3. У мальчика-аутиста есть какая-то идея-фикс, и она связана с Арни, потому что он о нем что-то знает или видел или подслушал. Единственный способ выполнить миссию (идею-фикс) - договориться с Арни.

    Навскиду пока хватит.

    Учитываю...
    • 3 ilya_pivovarov 20-04-2013 18:06

      Нет, нет и нет. Но, вооружись Кунц хотя бы одной из этих идей, получилось бы гораздо интереснее.

      Учитываю...
      • 4 delfin-mart 20-04-2013 18:14

        Не, ну если я уже лучше Дина Кунца придумала, тогда мне эту жгучую тайну ни в жисть не отгадать! smile Тупить труднее, чем острить, не всякому дано smile smile

        Ну, что ж такое знал Арни??? Что?! Грызу ногти....

        Учитываю...
  • 5 ilya_pivovarov 20-04-2013 15:07

    Не было там никакой копии мальчика-аутиста. Был Рэндол Шестой (один-единственный) - выращенный с нуля организм, в мозг которого при загрузке данных сознательно ввели дефект развития - агорафобию, плюс парочку "тараканов". Я могу рассказать подробнее, если загадка такая уж жгучая smile но это будет спойлер.

    Учитываю...
  • 6 delfin-mart 20-04-2013 14:17

    Дочитав до фразы про Карсон: "близкие ЕЙ люди", вздохнула с облегчением. smile

    Дикое любопытство разобрало меня по поводу Арни. Что ж такого он знал, этот братишка Карсон, что мальчик-аутист (плюс его копия?) прям жить не мог без этого знания? Неужели смысл жизни? smile Жгучая загадка.

    Учитываю...