ГОЛЕМ

Поле в Англии / A Field in England

Великобритания, 2013

Жанр: артхаус, психоделика, ужасы

Режиссер: Бен Уитли

В ролях: Рис Шерсмит, Майкл Смайли, Ричард Гловер, Джулиан Бэррэтт, Райан Поуп

Сценарий: Бен Уитли, Эмми Джамп

Похожие фильмы:

  • «Женщина-демон» (1964)
  • «Порожденный» (1990)
  • «Дом Ханны» (2002)
  • «Грибы» (2007)

Имя британского режиссера Бена Уитли поклонникам хоррора знакомо прежде всего по ленте «Список смертников» (Kill List, 2011). Фильм удачно сочетал в себе элементы различных темных поджанров и буквально вдавливал в кресло своей атмосферой — тяжелой, депрессивной, безысходной — в лучших традициях другого британского хоррор-деятеля, писателя Рэмси Кэмпбелла. Затем последовали вполне удачный «Раз! Два! Три! Умри!», участие в первой «Азбуке смерти» и… «Поле в Англии». В присущей работам Уитли атмосферности новинке не откажешь, а вот во всем остальном так просто не разберешься. По крайней мере, без порции определенного вида грибов.

Завязка незатейлива. Кучке солдат надоело воевать, и они дезертируют — подальше от сражения, поближе к таверне с элем. Путь их лежит через огромное поле, которому не видно ни конца ни края. Помимо высокой травы и редких деревьев здесь растут грибы, и отряд употребляет их в пищу. Но вскоре дезертиры становятся пленниками человека по имени О’Нил — алхимика и чернокнижника, который ищет на этом странном поле сокровища. И найти их он должен с помощью новых знакомых…

Описывать события этого фильма — все равно что пересказывать кошмарный сон. Детали растворяются в памяти, истинное значение вещей проступает сквозь едва видимую пелену намеков, акценты меняются с каждым новым шагом к разгадке режиссерского «месседжа», а грибы, словно по Линчу, становятся не тем, чем кажутся. Зато, как и в любом хорошем кошмаре, в мозг четко въедаются образы. Визуальный ряд. Монохромная картинка обладает странным эффектом погружения, и уже через некоторое время можно обнаружить, что шагаешь через проклятое поле вместе с героями. А еще чуть позднее начинаешь слышать тихие и печальные звуки, с которыми съезжает крыша. Черно-белая пейзажная красота сама по себе с подобной задачей не справилась бы, поэтому в арсенале Уитли нашелся целый набор психотропных художественных средств.

Во-первых, звук. Саундтрек содержит и красивые атмосферные мелодии, и веселые песенки, и совершенно несуразные музыкальные этюды, которые при наслоении на видеоряд в один момент вышибают из седла. Во-вторых, постановка. Уитли перемежает сцены черными квадратами Малевича, отключая изображение на несколько секунд; а еще странным образом фиксирует некоторые мизансцены. Герои замирают в театральном стоп-кадре, камера отмечает это с разных ракурсов, за спинами персонажей ползет туман войны, а кино все никак не продолжается… В-третьих, изображение. Помимо прочих выкрутасов с видеорядом, фильм содержит стробоскопические эффекты и эпизоды-вспышки, когда мигающие, разваливающиеся на кусочки калейдоскопа картинки у определенных слоев населения могут вызвать приступы эпилепсии. В-четвертых, фабула. Казалось бы, при такой подаче уже не слишком-то важно, что, почему и как делают персонажи. Но если бы они занимались чем-то вменяемым и понятным, кино не получилось бы столь безумным. Герои ищут сокровища с помощью человека на веревке, философствуют, видят Черную Планету, умирают и воскресают, убивают и лечат, поют песни и хлещут кровавым поносом. И чем дальше в поле, тем страшнее грибы.

Любовь к жанровой гибридности была характерна для Уитли и ранее, но тут он побил все рекорды. Психоделичность «Поля в Англии» ощущается в каждом компоненте, едва ли не в каждом кадре, а декорации, образы и сюжетная прямая будто бы выкорчеваны из военной драмы. За ужасы отвечают О’Нил с помощником — и пусть зловещей харизмы алхимику немного не достает, он с легкостью компенсирует это дозой параноидального безумия, ведь в его облике окружающие видят самого Дьявола. Хватает здесь и юмора: шуточки про ирландцев еще никто не отменял, а родное для режиссера графство Эссекс представлено добродушным балбесом с позывным Друг. Кто-то увидит в фильме наркотический трип, а кто-то разглядит притчу о заблудших душах на поле брани. Кто-то произнесет фундаментальное «WTF?» и осенит лицо рукой, а кто-то поправит шапочку из фольги и улыбнется, познав великий смысл. Трактовки и интерпретации обитают в фильме наравне с пустотой, и для каждого «Поле в Англии» будет выглядеть по-своему. Пожалуй, в этом его главный плюс.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх