БОЙСЯ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ

Великий Инквизитор / Witchfinder General

Великобритания, 1968

Жанр: исторический, ужасы, приключения

Режиссер: Майкл Ривз

Сценарий: Том Бэйкер, Майкл Ривз, Луис М. Хэйард

В ролях: Винсент Прайс, Иан Огилви, Руперт Дейвис, Хилари Хит

Похожие фильмы:

  • «Дьяволы» (1971)
  • «Ночь кровавого монстра» (1970)
  • «Инквизитор: колодец и маятник» (1991)

 

Мэттью Хопкинс — востребованный специалист: его вызывают, когда надо найти ведьм и изобличить их, чтобы предать казни. В одной из деревень в ведьмовстве заподозрили местного священника, в дочь которого был влюблен один из солдат Кромвеля.

Хопкинс и его помощник Стерн, главные герои этого фильма — исторические лица, известные тем, что за два-три года умудрились истребить больше ведьм и колдунов, чем все остальные их английские «коллеги» вместе взятые. Правда, причислять «Великого инквизитора» к историческим фильмам нужно все-таки с оглядкой: в частности, умер этот любопытнейший человек в своей постели, от туберкулеза — что бы там ни было показано на экране. Да и лет ему было гораздо меньше, чем Винсенту Прайсу, воплотившему этого персонажа на экране: он не дожил и до тридцати. Зато сам классик хоррора считал, что это его лучшая роль в рамках жанра — даром что на протяжении всех съемок, режиссер, прочивший на эту роль Дональда Плезанса, злобно третировал навязанного ему Прайса.

Этот фильм, ныне считающийся классикой жанра, снимали совместно британская компания «Tigon» (ближайший конкурент культовых «Hammer Films» и «Amicus») и американская «AIP», которая знаменита циклом экранизаций Эдгара По, поставленных Роджером Корманом с Винсентом Прайсом в главных ролях. Именно поэтому американский зритель увидел «Великого инквизитора» под названием «Червь-завоеватель» — в честь стихотворения американского классика, которое едва ли имеет хоть что-то общее с содержанием фильма. Впрочем, когда Кормана волновали такие мелочи?

Стоит немного сказать о жанре фильма: так получилось, что он вписывается в традиции «фильмов об ужасах инквизиции», составляя компанию «Дьяволам» Кена Рассела и «Кровавому судье» («Ночь кровавого монстра») Джесса Франко. Правда, они сняты на несколько лет позже, на волне успеха этого фильма, а сам «Великий инквизитор» играет на немного ином жанровом поле. По структуре это, скорее, приключенческий фильм в антураже истории — подобно экранизациям Дюма и прочим «Скарамушам». С другой стороны, кровавых сцен здесь побольше, чем в среднем «фильме плаща и шпаги»: здесь выдавливают глаз, сжигают заживо, вешают и ищут ножом «дьявольские отметины». Но, по меркам полноценного «экплотейшена» на тему инквизиции эти эпизоды сняты весьма скромно и ненатурально. Более того — режиссер проявил скромность и в съемках эротических сцен — в американском прокате, кстати, эту «оплошность» привычно исправили, добавив больше обнаженки. Приключенческий сюжет тоже не блещет изобретательностью, хотя финал не столь однозначен.

По сути, фильмы подобной тематики впоследствии шли одним из двух путей: либо щедро демонстрировали насилие инквизиции над жертвами, либо работали в рамках психологической драмы. Ни первое, ни второе Майкл Ривз толком «не дожал». К примеру, Хопкинс показан однозначным мошенником и авантюристом, хотя было бы интереснее слепить из него менее простую фигуру: человека, верящего в свои действия инквизитора, но не упускающего и возможности словить рыбку в мутной воде. На худой конец, можно было разделить эти функции между инквизитором и его помощником. Точно так же и с жертвой — Сарой, дочерью того самого священника. Стоит Хопкинсу появиться у них на пороге, как она сама предлагает инквизитору переспать с ним — в обмен на пощаду для своего отца. Ни колебаний, ни переживаний по этому поводу мы не видим — но стоит помощнику инквизитора явиться с подобными намеками, как девушка верещит на всю деревню, рискуя жизнью того же самого отца.

Есть и некоторые просчеты в режиссуре: когда бравый солдат, жених Сары, спрашивает у пастуха, в какую сторону поехал Инквизитор — тот любезно и подробно отвечает, а потом плюет герою в след. Что хотел сказать автор этим плевком? Относится такая реакция к Инквизитору или солдату? И если второе, то чем он не угодил пастуху? Не менее странно выглядит и Сара, которая, после того, как ее спасли, начинает орать гораздо сильнее, чем только что, когда ее пытали.

Словом, у фильма есть свои достоинства: отлично сыгравший, пусть и в рамках довольно ограниченного образа, Винсент Прайс, его коллеги по фильму тоже не подвели. Опять-таки, в традициях английского кино тех лет, операторская работа превосходна — особенно при показе пейзажей. К тому же, сама фигура режиссера придает фильму загадочности: Макйл Ривз начал снимать еще в школе, в 23 года уже ставил полнометражную картину с самой Барбарой Стил, позднее успел поработать с практически всеми «иконами ужасов» — от Бориса Карлоффа до Кристофера Ли — но уже в 25 режиссер умер от передозировки барбитуратов, не прошло и года с премьеры «Великого Инквизитора». Сам фильм был порезан в британском прокате, потом перемонтирован в американском, полная версия долго время не издавалась даже на домашнем видео.

Как бы то ни было, этот фильм, по сути, открыл новую тему в массовом кино, проложив путь сразу нескольким шедеврам, да и сам с интересом смотрится до сих пор — а значит, свое место в истории и на полках киноманов «Великий Инквизитор» честно заслужил.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх