DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Распад семьи

Одержимая / Possession

Франция, Германия (ФРГ), 1981

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Анджей Жулавски

Сценарий: Анджей Жулавски, Фредерик Тьютен

В ролях: Изабель Аджани, Сэм Нил, Маргит Карстенсен, Хайнц Беннент

Похожие фильмы:

Одержимая 

Мы видели и знаем десятки картин об одержимости. Еще в 1973 году нас покорила (да и напугала, конечно) история маленькой девочки в фильме «Изгоняющий дьявола». С тех пор, а в последнее время все чаще и чаще, нас регулярно потчуют подобными историями с разными переменными, но единой сутью. Нечестивый дух порабощает невинное тело и высасывает душу, а священники, экзорцисты и просто родные и близкие самозабвенно борются с порождениями ада. В 1981 году польский режиссер Анджей Жулавски явил миру свой вариант одержимости. В нем нет ни святой воды, ни древних, как сам Ватикан, обрядов, ни связанной по рукам и ногам прокаженной, извергающей проклятия на латыни. Автор обошелся без этих, казалось бы, неотъемлемых атрибутов.

Марк возвращается из командировки. Он работает на спецслужбы и львиную долю времени проводит в разъездах. Но теперь все должно измениться. Он вернулся, чтобы быть с женой и сыном. Правда жене, как оказывается, он совсем не нужен. В отсутствие законного супруга, Анна завела связь на стороне и открыто в этом признается. Мысли об измене сводят Марка с ума. Дом молодой пары наполняется руганью, скандалами и истерией. Угрозы и мольбы смешиваются в одном крике, а слезы и кровь – в одной большой луже. Марк решает разыскать любовника и вырвать Анну из его похотливых объятий. Но к своему удивлению обнаруживает еще одного брошенного ловеласа. Тот, кого он так боялся, тот, кто разрушил его семью, тот, кто ласкал Анну, пока Марк был вдали, сам оказался брошенным и обманутым. Так, где же Анна? И с кем она проводит все свое время?

Работа на «Одержимой» далась Жулавски с трудом. И дело не в самом фильме. В этот период режиссер переживал болезненный развод с актрисой Малгожатой Браунек. Это событие нашло непосредственное отражение в фильме: некоторые сцены «Одержимой» имеют реальные жизненные прототипы, да и сама тема разрыва отношений является, по сути, главенствующей в фильме. Ссоры главных героев крайне эмоциональные и болезненные (во всех смыслах этого слова). Изабель Аджани и Сэм Нил, исполняющие главные роли, показывают нам настоящий хаос, царство истерии, сумасшествия и неврастении. Может показаться, что герои переигрывают, порой слишком театральными кажутся их пассажи, но кто знает, какие скандалы и драмы скрываются за тихими фасадами пятиэтажек? Нет, они не переигрывают. Разве можно переиграть безумие? И не важно, какая природа у этого состояния: инфернальный дурман или осознание того, что твой маленький мир рушится, а ты не в силах ничего изменить.

Одержимая

Есть в фильме одна очень яркая сцена, которая характеризует картину в целом. На самом деле ее могло бы и не быть. Она не несет важной информации, не открывает нам какого-то секрета и не раскрывает очередную грань характера персонажа. И, тем не менее, это, пожалуй, главная сцена фильма. И, что еще важнее, об этом можно было даже не упоминать, потому что зритель сразу, на первых же секундах поймет, что вот она. Вот весь цвет фильма, вся суть, весь цимус, выраженный без слов, но крайне доходчиво и впечатляюще. Это сцена припадка Анны в метро, и вот как вспоминает режиссер съемки этого эпизода:

 «Дублей было два. Эта сцена снималась в пять утра, когда метро не работает. Я знал, что ей (Изабель Аджани) это стоит больших усилий, и эмоциональных, и физических, потому что там было достаточно холодно. Немыслимо было повторять эту сцену без конца. Большая часть того, что осталось на экране — это первый дубль. Второй дубль был сделан для подстраховки, так принято при съемке сложных сцен, например, на тот случай, если лаборатория испортит материал».

(Дмитрий Волчек. Интервью Анджея Жулавски для Радио «Свобода».)

Для Изабель Аджани съемки в «Одержимой» были своего рода испытанием. В первую очередь, испытанием психики и силы воли. Со слов актрисы, после образа Анны ей понадобилось несколько лет, чтобы прийти в себя. На тот момент Изабель уже состоялась как актриса, за ее плечами была даже номинация на «Оскар». А вот Сэм Нил только начинал свою карьеру и «Парк юрского периода» его только ждал. Но разницу в уровне зритель не почувствует. Пара блестяще справляется со своими ролями, как впрочем, и все остальные актеры, играющие второстепенных персонажей. Стоит отметить, что Изабель играет в картине сразу две роли. Примерно в середине фильма Марк встретит двойника собственной жены – воспитательницу из детского сада – Хелен. Подобно влюбленному гробовщику из творения Микеле Соави «О смерти, о любви», Марку предстоит разобраться в своих чувствах к двум внешне схожим, но таким разным женщинам.

Одержимая

«Одержимая» – это авторское и, скорее всего, очень личное кино. Для массового зрителя артхаус в большинстве случаев ассоциируется с чем-то непонятным и заумным. Но картина Жулавски не отталкивает своей запредельностью. Происходящее на экране понятно. Два часа экранного времени пролетят довольно быстро, режиссер не затягивает повествование долгими планами. Безумие всегда на первом месте, и оно не заставит зрителя скучать. Другой вопрос – авторский символизм. Он есть, и разгадать его непросто.

Распад семьи – это, в первую очередь, драма. Но когда в нем замешаны темные силы, драма переходит в разряд ужасов. Помимо нескольких кровавых убийств, «Одержимая» имеет ряд сцен, характерных для боди-хоррора. В США на первых порах картину Жулавски относили именно к этой категории. Ленту сильно «порезали» для проката, и то, что осталось, больше напоминало кровавое месиво, нежели исполненный смысла и переживаний фильм. Тогда успех прошел мимо картины, но справедливость по отношению к «Одержимой» восторжествовала: позже работа Жулавски получила незаслуженно отобранное зрительское признание.

«Одержимая» – очень сильный, эмоциональный и глубокий фильм. Такие работы непременно стоит включать в свой рацион и даже время от времени пересматривать. Эта картина буквально выстрадана режиссером и актерами и просто не может не найти отклика в вашей душе.

Одержимая

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)