ГОЛЕМ
«Они пожирают всё так быстро, что ты даже не успеешь закричать…»
Слоган «Зубастиков»

Пантеон инопланетных созданий, подаренных нам индустрией кино, поистине огромен. Из бескрайних глубин вселенной на нас взирают сотни свирепых, голодных глаз. И, как в любом пантеоне, есть в нем патриархи, об одной мысли о которых людей пробирает холодный пот, а есть и «мелкие пакостники», вытесненные на задворки мифа, но все же смертельно опасные для человечества.

Зубастики

Первая часть «Зубастиков» увидела свет в 1986 году, и очевидно ее создатели желали нажиться на успехе вышедших двумя годами раньше и собравших в американском прокате 148,2 миллиона долларов «Гремлинов». Хотя режиссёр «Зубастиков» Стивен Харек всячески опровергал это, убеждая, что сценарий был написан задолго до выхода успешной киноленты Джо Данте.

Точку в споре о первенстве, хоть и неуверенную, может поставить тот факт, что сценарий «Гремлинов» был вдохновлен одноимённым романом Рональда Даля, и выходит, сценаристы обоих фильмов черпали вдохновение в литературе.

Концепция злобных, циничных коротышек, не обделённых чувством юмора, была уж не нова. Следом за «Гремлинами» в 1985 вышло целых два фильма схожей тематики: «Гоблины» Люка Берковича ( в оригинале – Ghoulies) и «Тролль» Джона Бюхлера. Но, несмотря на это, «Зубастикам» все же удалось как занять свое место среди предшественников, так и выделиться на их фоне оригинальностью.

События фильма представлены на плодородном для хоррора поле научной фантастики, и оживлены колоритными персонажами, среди которых выделяется деревенский дурачок – Чарли, сыгранный Доном Кит Оппером, и наравне с зубастыми колобками, являющийся визитной карточкой франшизы.

Продюсер картины - Роберт Шей, явно был не равнодушен к космическому хоррору. Помимо «Зубастиков» (первой и второй части), в его продюсерском портфолио такие фильмы как «Экстро» и «Сокрытый», но широкую известность ему принесла серия «Кошмар на улице вязов» и экранизация фентези «Властелин колец».

Начало первого фильма, рисует инопланетное общество, сильно очеловеченное в лучших традициях космооперы. Остатки агрессивной расы крайтов перевозят в космическую тюрьму строгого режима, но им удается бежать и в погоню за беглецами отправляются два охотника за головами.

Далее действие переносится в крохотный городок штата Канзас, где семейство Браунов ведет тихую размеренную жизнь, разбавленную лишь максимализмом старшей дочери и шалостями младшего сына.

«Зубастики» не претендуют на особую изобретательность, и сюжет порадует нас такими поворотами, как очередное воплощение басни о пастушке, истратившем лимит доверия, и бесцеремонно прерванным подростковым сексом. Тем удивительней, что среди такого сборища кино-штампов проблескивают оригинальные идеи. Эпизод, где инопланетный наемник пытается раствориться среди аборигенов, принимая облик копа, изуродованного ранами не совместимыми с жизнью, - показательный пример того, как создатели серии пытались придать затхлым сюжетным перипетиям свежести.

Авторы «Зубастиков» сами иронизируют над своими вдохновителями, так кота Браунов зовут Чуви, а один из крайтов, наткнувшись на убогую фигурку инопланетянина из культового фильма Стивина Спилберга, принимает ту за живое существо, и откусывает ей голову.

Есть в фильме пара действительно стоящих кадров, заслуга которых в качественных куклах крайтов, дизайном которых занимались братья Чиодо (другой известной работой которых являются «Клоуны – убийцы из космоса»). И в ряде находок, выделяющих его из ряда других представителей поджанра «плотоядных коротышек», например шипы, которые метают злобные пришельцы или их способность к росту.

Пока семья Браунов держит оборону в осаждаемом тварями доме, охотники за головами плутают по окрестностям, наводя ужас на горожан. Благодаря старанию Бреда – младшего ребенка Хелен и Джея Браун, враждебные друг другу пришельцы встречаются и вступают в схватку, разнося дом фермеров в щепки.

Впрочем, наемники оказываются не чужды чисто человеческих эмоций, они забирают с собой непризнанного в своем мире Чарли. И дарят поблагодарившему их мальчику устройство, способное вызвать их в случае необходимости, и чудесным образом восстанавливающее разрушенный дом семьи (похожее действо можно увидеть в фильме «Батарейки в комплект не входят» Спилберга, вышедшем в 1987 году).

Завершающий картину хеппи-энд омрачают воспоминания о двух (не считая, коровы) трупах и вид яиц, отложенных зубастиками и явно не предвещающих счастливого будущего Браунам.

Фильм были единственным хоррор релизом New Line Cinema в 1986 году и принес создателям 13 с небольшим миллионов долларов, более чем скромно в сравнении с доходами основной серии компании того времени «Кошмара на улице Вязов»

Но «Зубастикам» даже удалось обзавестись подражателями. Через два года после их выхода, стараниями Рика Слоуна автора «Вице академии» на свет появился фильм «Домовые» (Hobgoblins), монстры которого имеют инопланетную природу, а внешне представляют собой неудачную помесь крайтов и гремлинов.

Первая часть франшизы стала режиссёрским дебютом Стивена Харека, подарившего миру такие фильмы как «101 далматинец», и «Невероятные приключения Била и Теда» - столь же неплохие, сколько далекие от жанра ужасов.

Зубастики 2: Основное блюдо

Вторая картина квадралогии вышла в 1988 году. Фильм стал первой режиссерской работой в жанре хоррора Мика Гарриса, впоследствии прославившегося киноадаптациями Стивена Кинга и ставшего отцом сериала «Мастера ужаса».

К моменту событий «Основного блюда», Чарли странствует с космическими охотниками, внося, пусть и несколько неуклюже, свой вклад в борьбу с вселенским злом, а повзрослевший Бред возвращается в родной город навестить бабушку.

Яйца крайтов почти созрели, на это ушло у них два долгих года, но зато они успели к празднованию пасхи и устраиваемой по этому поводу горожанами охоты за пасхальными яйцами.

Мирок американской провинции несколько посуровел и ожесточился со времен первых «Зубастиков», и космический ужас теперь отразится на фоне подростковой агрессии и самодурства местного населения.

Операторская работа стала более качественной и соответствующей жанру, чем в прошлой части. Здесь сказывается гений Рассела Карпентера, работавшего до этого в хорроре «Единственный выживший», а потом над кинолентой «Титаник» и другими популярными фильмами.

Сиквел начинается как типичная страшилка категории «детям от тринадцати совместно с родителями», но с момента, когда зубастик потрошит переодетого в костюм рождественского кролика шерифа, а гуманоид Ли находит, с помощью Чарли, подходящий земной облик в теле полуобнажённой девицы со страницы Playboy, фильм делает широкий шаг в сторону черной комедии, не брезгующей элементами треша, и к концу становится лидером по количеству покойников среди других частей сериала.

Ареной битвы становится все пространство маленького городка. Но тема осадного противостояния забаррикадированных в помещении людей против крайтов, являвшаяся основной в прошлой части, найдет свое место и здесь.

Возглавит ополчение землян экс-шериф из первой части. Былая некомпетентность куда-то испарилась, и он предстает властным лидером и искушенным стрелком.

Метаморфозы перетерпел и образ космических охотников. Дуэт немногословных терминаторов, до этого пачками отправляющий космических тварей на тот свет, дает слабину: погибает попавший в засаду Ли, и его преданный компаньон Аг, впавший из-за этого в депрессию, временно выбывает из строя.

Люди решают расправиться с инопланетной заразой, собрав всех крайтов в пустующем здании фабрики по производству гамбургеров и взорвав. По ходу дела выясняется интересное обстоятельство – вышедший из ступора Аг способен принимать облик большого крайта. Свойство инопланетного охотника копировать внешность других организмов и тот факт, что среди зубастиков наибольшим авторитетом пользуется самая крупная особь, спасает следящее за исполнением своего плана население городка от быстрой гибели.

Крайты становятся умнее и агрессивней. Во второй части ими применится оригинальная тактика, не повторяющаяся ни в одной из других частей франчайза. Полчище маленьких зубастиков собираются в один огромный шар, в этой форме они сохраняют способность к быстрому перемещению, и она позволяет им выжить после взрыва заминированного склада.

Испещренный голодными ртами полными острых зубов, шар катится по улицам, подминая под себя особо медлительных горожан.

Спасение приходит в виде Чарли, жертвующего ради выполнения миссии звездолетом охотников и, как поначалу все решают, собой.

Первоначальный вариант концовки обещал быть драматичнее. Растроганный Аг принимает облик погибшего товарища и просит называть себя Чарли, а уничтожение космического корабля располагает отныне считать его обитателем Земли. Но среди создателей картины, очевидно, имели место разногласия по этому поводу.

Чарли, как оказалось, успел во время катапультироваться и получает за свои подвиги звезду шерифа, за Агом прилетает другой корабль и тот покидает неудавшегося камикадзе, даже не пытающегося увязаться за ним, и его друзей.

Конец не предвещает продолжения, как это было в первых «Зубастиках», но все же оно последовало, и в 1991 году, несмотря на то, что вторая часть даже не окупила своего бюджета в 4,5 миллиона долларов, вышел триквел оригинальной картины.

Зубастики 3: Ты - то, что они едят (Леонардо спасает мир)

Продюсировал третью часть Руперт Харви, а режиссером выступила Кристин Питерсон, единственной хоррор работой которой помимо «Зубастики 3» были «Смертельные мечты» 1988 года.

Фильм представляет отдельный интерес тем, что стал дебютом Леонардо ДиКаприо в полнометражном формате. И отечественные прокатчики в свое время, спекулируя популярностью «Титаника», преподносили его как «Зубастики 3: Леонардо спасает мир».

Овдовевший отец семейства Клиффорд вместе с сыном Джонни и дочерью Эмми возвращается домой в Лос-Анджелес, а тем временем Чарли, не смерившийся с ролью шерифа, выискивает в округе уцелевших крайтов.

Фургон Клиффорда ломается, и семья останавливается у дороги. Дети разбредаются погулять по пролеску, встречая Джошуа (ДиКаприо), - пасынка алчного торговца недвижимостью и Чарли, который расскажет им свою историю – краткий экскурс по событиям первой и второй части и предупредит о возможной инопланетной угрозе, подарив Джонни кристалл, светящийся при появлении опасности.

Один из крайтов успевает отложить свои яйца под капотом фургона, и, ни о чем не подозревающие, американцы перевозят инопланетную саранчу в густонаселенный мегаполис.

Массового разрушения Лос-Анжелеса тем не менее не последует, агрессия зубастиков ограничится помещением убогой многоэтажки, в которой заперты герои картины.

Сложные семейные отношения Клиффорда и семьи, а также внутренняя борьба соседей с отчимом Джоша и его протеже - подлым сотрудником жилищной службы Френком, пытающимся выселить жильцов, поддерживая в доме антисанитарию, и натравливая на людей дрессированных крыс, станет интересным, хоть и предсказуемым в своем разрешении, фоном для основного повествования.

«Зубастикам» в последний раз удастся удивить поклонников изменением архитектуры. Герои первой части противостояли внешнему врагу, найдя укрытие в стенах уединенного дома. Вторая порадовала массой кадров катящихся по полю крайтов, преследующих своих жертв. Ну а третья замкнулась в узких коридорах полузаброшенного дома.

Триквел «Зубастиков» пытается придать вселенной серии большую достоверность и глубину. Герои картины читают в старых газетах о жутких событиях прошлых частей, на одной из страниц которых даже красуется фото Чарли, но их отношение к ним – позиция скептиков. Сам характер газетных статей – стилизация под будоражащие реальную желтую прессу уфологические откровения, такие как Розуэльский инцидент или случай в Келли.

Если после выхода первой части франшизы создатели всячески открещивалась от связей «Зубастиков» с «Гремлинами». И Стивен Харек даже утверждал, что сценарий картины кропотливо переписывался, дабы свести все сходства с фильмами на нет. То третья часть, не стесняясь, цитирует на тот момент уже ставшее дилогией (вторая часть вышла в 1990, за год до третьих «Зубастиков») творение Спилберга и Данте.

В сцене, где засевшие на кухне крайты кидаются пирожными, обваливаются мукой и пьют посудомойную жидкость, достаточно заменить куклы, чтобы с чистой совестью выдавать ее за вырезанный и утраченный эпизод из «Гремлинов».

Научно-фантастический элемент, придающий «Зубастикам» оригинальности, сведен к минимуму и, по сути, проявляется только в конце повествования.

Как и подобает лентам категории PG-13, жестокость в фильме цензурирована. Единственные две жертвы съеденные крайтами, изображены мерзавцами, которым при всем желании не получается сочувствовать. Кусаться крайты стали меньше, зато паралитическими шипами орудуют больше чем когда либо, а в одном эпизоде демонстрируется их способность издавать крики высокой частоты, достаточно громкие, чтобы лопалось стекло, а слышащие их люди были на короткое время обездвижены.

Как и в прошлой части, когда попытки людей переменить ситуацию рушатся, их спасает всеми позабытый Чарли Макфадден. Приносящий предсказуемый хеппи-энд, в котором нехорошие люди и злые пришельцы получают по заслугам, дети примеряются с родителями, а самому космическому охотнику пророчатся новые приключения.

Зубастики 4

Четвертая часть вышла всего через одиннадцать месяцев после выхода третьей в 1992 году.

Поспешность, с которой было выпущено продолжение, отчасти объясняется параллельностью съемок третьей и заключительной серий франчайза. А отчасти, сэкономившим бюджет и заполнившим часть метража картины, решением взять космические сцены из фильма «Андройд» Аарона Липштадта 1982 года (в котором снимался Дон Кит Оппер, а исполнительным продюсером выступал Руперт Харви).

Вкрапление «Андройда» не ограничивается вставленными сценами, из киноленты Липштадта в «Зубастиков» перекочевал образ супер-компании будущего «Теракор», это дает некоторый смысл подозревать, что события фильмов происходят в одной вымышленной вселенной.

Руперт Харви, энтузиазму которого мы обязаны выходом третьей части франчайза, в четвертой примерил на себе роль режиссера. «Зубастики 4» - единственная режиссерская работа, Харви, выступающего продюсером уже на протяжении тридцати лет.

Из актерского состава выделяется Бред Дуриф, исполнивший в фильме роль компьютерщика Берта, имеющий в послужном списке бессчётное количество ролей в низкобюджетных хоррорах и блокбастерах мирового уровня.

Первые шесть минут четвертой части отсылают нас к концу третей. Аг входит в голографический контакт со своим старым другом и просит его не уничтожать яйца крайтов, так как они последние представители своего вида и это противоречит галактическим законам.

Чарли послушно помещает яйца в прибывшую капсулу, но из за своей оплошности сам падает в нее. Капсула катапультируется на орбиту, где ей суждено бороздить космическое пространство ближайшие полвека.

К 2045 году человечество вышло в космос. Космолет RSS-TESLA пролетая неподалеку от Сатурна натыкается на парящий в вакууме цилиндр неизвестного происхождения.

Межгалактическое консульство, на которое работали охотники, больше не существует. Но Аг живет припеваючи, являясь представителем богатейшей компании «Теракор». Он входит в контакт с экипажем корабля и предлагает им солидное вознаграждение за возвращение найденного ими «зонда» компании.

Прибыв на ближайшую станцию «Теракор», космонавты с удивление обнаруживают ту в состоянии полного запустения.

Экипаж – простые, добродушные люди, отталкивает только жадный капитан – Рик, навязчиво демонтирующий свою власть и готовый на все ради наживы. Именно по его вине, крайты вырываются из заточения.

Вылупившиеся зубастики атакуют и убивают Рика. Очнувшийся Чарли, освоившись в ситуации, прогоняет их и помогает Итону – самому младшему персонажу картины, вырубленному в драке с капитаном.

Преследуя крайтов, герои натыкаются на комнату, интерьер которой предвкушает четвертую часть «Чужого», вышедшею через пять лет после завершительной части«Зубастиков». А следующая далее сцена с мусорным отсеком отдаст дань уважения «Звездным войнам».

Порядком поглупевшие в третьей части «Зубастиков» крайты, демонстрируют признаки высокого интеллекта, второй раз, со времен оригинального фильма ловко управляя сложными техническими устройствами . А люди узнают страшную правду, - станция на которой они находятся, служила полигоном для разработки биологического оружия на основе инопланетных хищников.

Отличительная черта третьих и четвертых «Зубастиков», - гибель от острых зубов крайтов грозит только отрицательным персонажам. Создатели стремятся использовать насилие исключительно в педагогических целях. Второй после капитана жертвой становится член экипажа Берни. И его смерть – наглядная демонстрация вреда наркотиков. Не польстись бедолага на бесплатные таблетки, кончина не настигла бы его в медицинском отсеке станции.

«Зубастики 4» попадают в плен довлеющего над сериалом сюжетного клише. Первоначальный, казалось бы, идеальный план действий, непременно проваливается. А спасение приходит чудесным, непредвиденным образом.

Корабль компании «Теракор» прибывает на станцию и Чарли встречается с Агом. Однако, время не пощадило былую дружбу. Гнилая сущность капитализма подточила душу космического охотника. И опасность для героев теперь представляют не только крайты, и нестабильный реактор, но и долгожданные спасители.

Итону удается заманить головорезов могущественной корпорации в кишащую крайтами комнату и одурачить Ага, шантажируя его последними из оставшихся яйцами крайтов.

Чарли Макфадден убивает бывшего сотоварища в сцене достойной космического вестерна и вместе с уцелевшими членами экипажа RSS-TESLA эвакуируется со станции на корабле компании «Теракор».

Если отбросить футуристический антураж, в глаза бросается эксплуатация идей третей части. Лестничные пролеты и коридоры многоэтажного дома были заменены на техногенные декорации космической станции. А пожар, медленно пожирающий дом с нижних этажей, на грозящий взрывом ядерный реактор.

Копируются даже незначительные нюансы триквела, что представляет явное негативное влияние спешки, в которой делалась четвертая часть и идентичности авторского состава.

Со стороны авторов фильма оказалось опрометчиво не представить хотя бы короткую зарисовку того, когда и как человечество вошло в новую эру и побраталось с обитателями других миров. Создается впечатление того, что происходящее сильно притянуто за уши. Не спасает даже тесная спайка конца третей и начала четвертой части.

Идея освежить серию, просто переместив место действия в космос, кажется грубой и пошлой, но благодаря ей франчайз можно считать своего рода первопроходцем. В след за крайтами покорять злачные каюты космических кораблей отправятся такие милые любителям ужасов персонажи как Леприкон, сенобиты и Джейсон Вурхиз. При этом «Зубастики», изначально базирующиеся на платформе научной фантастики, имели для такого переезда несравненно больше предпосылок и прав.

Подводя итоги

Говоря о художественных достоинствах сериала, нельзя не сказать о наличии социального подтекста. Подтекст «Зубастиков» более всего очевиден в сравнении с их более известными коллегами по цеху – «Гремлинами». Агрессия маленьких чудовищ из «Гремлинов» имеет под собой опору в виде немотивированного анархизма. Гремлины, по сути, – вышедшие из-под контроля подростки маргинальные, показушные, не имеющие и не ищущие обоснования своей жестокости, обреченные проиграть в битве за выживание «хорошим детям», слушающимся родителей.

Агрессия крайтов имеет под собой вполне четкую, материальную мотивацию – голод. Именно чувство неутолимого голода, а не множество зубов или острые иглы, делает их смертоносными. Являясь разумными существами, они те не менее беспрекословно подчиняются своим низменным инстинктам. Крайты – идеальная сатира на общество потребления, написанная на языке жанра ужасов. И создатели сериала, скорее всего не осознавая этого, не просто очертили, но и развили эту идею в «Зубастиках». В первой части воплощение потребительского кошмара ставит на грань уничтожения мельчайшею социальную ячейку – семью. Что примечательно, семью фермерскую, - носительницу традиционного уклада жизни страны. Во второй опасность нависает уже над маленьким городком, а в третьей – над одними из крупнейших мегаполисов (пусть он и изображен посредством камерных декораций). В завершении, делается неутешительный прогноз, что даже технологии будущего, обожествляемые научным сообществом, не принесут преображения человеческой природе и наша темная сущность, жаждущая насыщаться и поглощать, еще не раз поставит существование нашего вида под удар.

Все части франшизы относительно жестокие по сравнению с другими картинами категории PG-13. И, в тоже время, изобилуют штампами свойственными фильмам для семейного просмотра. Основные из которых – мессианская роль отводимая детям и подросткам в происходящем, - лукавая уловка, нацеленная привлечь молодую аудиторию. И очевидный нравоучительный контекст, призванный убедить родителей, что их дети смогут вынести из кинофильма полезную мораль.

Из-за всего этого, при просмотре «Зубастиков» возникает ощущение ненавязчивой сказочной атмосферы. И сам франчайз предстает не столько научно-фантастическим хоррором с элементами черной комедии, сколько доброй, хоть и довольно жуткой, местами, сказкой в четырех томах, растянутой на шесть лет.

Впервые жители России познакомились с квадралогией на пиратских VHS в незабываемом переводе Гаврилова. Многим эти фильмы в свое время изрядно потрепали неокрепшую детскую психику.

На западе популярность сериала принесла свои коммерческие плоды. Поклонники франчайза могут приобрести футболки, портсигары и прочие аксессуары, напоминающие о любимых монстрах.

А в 2009 году вышли «Пришельцы на чердаке». Хоть и не собравший много в прокате и утрированный до семейной комедии, фильм доказал, что из, казалось бы, осушенного до дна колодца еще можно начерпать продаваемый материала. В том же году вышла вторая часть «Домовых» Рика Слоуна, изначально эксплуатирующего популярность и ряд концепций «Зубастиков»

Учитывая современную тенденцию выхода ремейков на хорроры старой школы, можно ожидать, что в недалеком будущем мы сможем увидеть крайтов в свете компьютерных спецэффектов. Подогревает веру в вероятность подобного и то, что в декабре 2011 в интернете появилась информация о начале работы над документальным фильмом о съемках сериала.

А пока что, остается только пересматривать классику, вспоминая детство, или же впервые открывать ее для себя.

И, следить за небом…

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх