ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Разрезая наши сердца. Лучшие слэшеры игровой индустрии (Часть I)

Игровая индустрия, несмотря на свой моложавый возраст (всего-то более сорока лет), уже может предоставить, кажется, все возможные жанры, на любой вкус и цвет.  Ищешь броню со стразами?  Вот тебе РПГ! Не заснешь, если не втопчешь в землю остатки армии противника? Возьми стратегий на любой вкус! Хочешь лично участвовать в сражениях под истошные вопли соратников? За углом есть куча шутеров, тебе понравится! 

Но порой наступает такой момент, когда сидеть за укрытиями, наблюдать за драматургией оцифрованных актеров и спорить в интернете, что геймплей важнее, чем графика, становится невыносимо скучно. И тогда из тени выходят они - игры о пушечном мясе и способах его нарезки, об  эпичных боссах, занимающих весь монитор или телевизор, о брутальных героях и сексуальных героинях с пятым размером груди, о бесконечном тестостероне и хардкоре. Этот жанр – слэшер. И сегодня вы узнаете о нем чуть больше.

Откуда же пошел этот жанр? Трудно сказать.  По сути, слэшэры выросли из «beat’em up’ов» времен NES и Sega. «Double Dragon», «Battletoads», «TMNT», «Kung-fu Master», «Golden Axe», «Comix Zone» - эти и многие другие игры предоставляли возможность набить пискельные лица куче злобных парней, используя не только кулаки, но и всевозможное острое и не очень оружие. За простой механикой скрывались тонны веселья и порой зубодробительная сложность, от которой нежные детские нервы уничтожались за милую душу.

Со временем «beat’em up’ы» начали увядать из-за накрывшей их непроглядной тени более популярных «стрелялок», «гоночек» и прочих «бродилок».  Но на заре двухтысячных, когда разработчики уже освоили диковинное «3D», из той самой тени показался вовсе не восставший труп наследия NES, а свежий, эволюционировавший до слэшеров жанр. Суть его, правда, осталась прежней: все так же систематически сокращать численность вражеских полчищ, используя орудия ближнего боя. Но в остальном была куча нововведений.  Во-первых, трехмерная графика и развитые движки позволяли ставить камеру за спину герою, что привносило в игру элемент присутствия геймера и возможность передвигаться во всех направлениях; боевая система запестрела комбо-приемами, появились элементы прокачки и даже эпичные сюжеты. В общем, все, о чем 8-ми и 16-ти битные игры могли только мечтать. 

Значимые слэшеры появлялись фактически сразу, с первыми играми из этого жанра.  Например, уже в 2001 году появилась игра «Severance Blade of Darkness». Она не особенно известна и популярна, но это не значит, что вы не должны в нее поиграть. Вы обязаны ее опробовать! Фактически - это один из первых каноничных слэшеров в мире. Кровавый, злой, сложный, про жутких монстров и большие мечи – классика! Игра интересна в первую очередь геймплеем. Если проводить аналогии с современными проектами, то «Меч Тьмы» несколько похож на… «Dark Souls»! Конечно, «Severance Blade of Darkness» не является таким же симулятором мазохиста, как «Dark Souls», но все-таки с игроком здесь не церемонятся. Пропустили пару ударов - и вот ваша голова уже падает на пыльную землю. А поначалу умирать вам придется много. Нужно будет буквально заучивать паттерны врагов, вовремя бить и так же своевременно отступать, чтобы не огрели огромной дубиной по горбу. Не только враги представляют опасность на уровнях: различные хитроумные ловушки так и норовят вас если не убить, то основательно покалечить. А поскольку бутылочек с красной лечащей жидкостью всего несколько штук на целый уровень, ловушки станут вашими самыми ненавистными объектами в игре. Есть и прокачка, самая стандартная. Убиваем монстров, растем в уровне, получаем бонусы к здоровью и силе. В игре есть аж четыре персонажа, каждый из которых мастерски владеет определенным типом оружия (например, рыцарь прекрасно справлялся с одноручными мечами, но с какой-нибудь палицей он становится ребенком с погремушкой), правда за всех четверых в одной игровой партии поиграть не получится, придется выбирать, кто отправится в путешествие за священным мечом Иоанны, дабы искоренить тварей, призванных на землю злым богом.

 

«Severance Blade of Darkness» был не единственным слэшэром, который вышел в 2001. Несколько позже появился легендарный «Devil May Cry», который является слэшэром совершенно другой категории. «DMC» более яростен, быстр и фееричен. Тут нет размеренных боев один на один из «Меча Тьмы», только молниеносные схватки, которые начинаются на земле, а закончиться могут в воздухе. Буквально. Игра сильно завязана на приемах, в вашем арсенале их больше десятка, и почти все можно комбинировать в разных порядках, поэтому здесь приходится зазубривать не атаки врагов (хотя это тоже важно), а цепочку комбо, чтобы нанести огромный урон и поднять до небес счетчик очков. Даже прокачка персонажа - и та завязана на приемах! Убивая противников, вы собираете красные сферы и тратите их на новые удары и их комбинации, чтобы убивать еще эффектней, еще больше врагов.  Да и в целом «Devil May Cry» можно описать словом «эффектный». Здесь пафосно-крутое почти все! Главный герой Данте, который является помесью демона и человека, любит позерствовать, издеваться над гигантскими боссами и театрально доставать из своей груди полутораметровый меч, при этом хитро улыбаясь. Он заведует своим агентством по уничтожению демонических отродий, в интерьере которого висят трофеи адских созданий и постеры с голыми девицами.  Игра настолько уверена в своей крутости, что даже момент, включающий в себя готический замок, взрывы и кукурузник времен первой мировой войны, не кажется глупым, а вполне даже эпичным. Да что там, первая сцена в игре показывает нам сексапильную девушку, врывающуюся на спортивном байке в агентство главного героя через окно. Крутость! К третей части «Devil May Cry» пафос, угар и безумие выросло до предела! Видеоролики из этой игры по уровню постановки, крутости и раздутого пафоса не смог перещеголять, пожалуй, никто, а ведь сколько времени прошло!  После вышла четвертая часть с новым протагонистом Неро, обладающим адской рукой, с помощью которой он мог швыряться даже огромными чудищами. А вслед за четвертой вышел спорный не то перезапуск, не то приквел, где Данте стал слащавым юнцом с черными, а не снежно-белыми волосами, и его ни разу не проткнули насквозь мечом, что является кощунством (меч великого демона Спарды торчал из груди Данте в каждой части сериала).  И хоть «Devil May Cry» преисполнена крутости, по части брутальности и кровавого месива ей не дотянуться до еще одного знакового сериала.

 

Речь, конечно, о «God of War». Градус кровавого безумия в этой игре доходит до критической отметки с самого начала. Вы можете рвать своих врагов на две примерно равные части, отрезать им конечности, отрывать глаза и ломать позвоночники. И все это мы делаем виртуальными руками брутальной детины с зычным именем Кратос. Он - бывший военачальник Спарты, который отдал свою душу во служение богу войны Аресу, чтобы победить серьезного противника. Арес помог Кратосу наградив его мечами, вросшими в руки, но начал им помыкать, как игрушкой, и однажды приказал уничтожить одну деревеньку. В приступе кровавой ярости главный герой вырезал все население и не заметил, что среди жертв была его жена и дочь. Разгневавшись, Кратос бросил вызов самому Аресу и начал свое кровавое восхождение на Олимп. Вся игра просто пышет адреналином и той самой первобытной яростью. На пути к мести вам будут встречаться и циклопы, и медузы, и минотавры, и еще куча всякой мифологической живности, которую можно буквально порубить на куски. «God of War» грамотно использует «Quick Time Event’ы» (такая система, где нужно вовремя нажимать на определенные кнопки), с ними Кратос взбирается на тело циклопа с помощью мечей, запускает руки в глазницу и со смачным звуком вырывает единственное око монстра. Или отбирает молот у минотавра и впечатывает его голову в землю. Или вспарывает кентавра от шеи до хвоста. Выглядит это все так эффектно, что ваш внутренний маньяк хлопает в ладоши от радости. Управляться мечами Кратоса очень легко: никаких ломающих фаланги пальцев комбо-атак из «DMC» здесь нет, все комбо включают в себя три-пять клавиш. Зато по пути следования вы будете отнимать у разных античных героев и божеств оружие и предметы, которые дают вам нехилые бонусы и новые атаки. Все оружие можно прокачивать, открывая новые комбо и повышая их урон. В сериале уже находятся три полноценные части, один спин-офф и несколько игр для карманных консолей, которые показывают менее значимые, но не менее интересные похождения Кратоса.

 

Если же вам неинтересны похождения одержимого местью парня, а хочется просто отключить мозг и уничтожать толпы врагов, то возликуйте – существуют и такие слэшеры! Самым известным проектом подобного типа является «Dynasty Warrior». Уже вышло несметное количество сиквелов этого сериала и даже кроссоверы с другими вселенными (последняя часть, например, происходит в мире «Legend of Zelda»). Все, что нужно делать в игре, это рубиться с несметными армиями. На вас нападает куча врагов одновременно, причем не десятки, нет-нет… сотни, а то и тысячи супостатов! Десяток врагов для такой игры – на один взмах гигантским копьем. В игре множество персонажей со своими характеристиками, специализациями и оружием. Кто-то обладает крепким здоровьем и раскидывает врагов огромным молотом, другой любит стрелять из лука или пистолетов, а третьи, используя кинжалы и когти, носятся по карте, оставляя за собой шлейф из трупов. Персонажи открываются постепенно и являются либо прототипами реальных людей времен Китайского Троецарствия, либо взяты из того же китайского фольклора. На протяжении этого длиннющего сериала игра не претерпела серьезных изменений, лишь добавлялись новые режимы, сюжетные линии (иногда даже несколько) и новые персонажи.

Есть слэшэры и по фильмам. Например, «X-Men Origins: Wolverine». Игра получилась даже круче, чем фильм! А ведь обычно все как раз наоборот: игры по фильмам славятся своим крайне низким качеством, но Росомаха сломал эту систему. В игре Логан использует свои когти по назначению и совсем их не стесняется. Если в фильме Росомаха представлен как грустный, помятый жизнью человек, который старается смириться со своей мутацией, стыдливо пряча когти, то в игре это бескомпромиссный боец, который использует свою особенность на полную катушку. Яркий пример: в фильме Росомаха использует когти, чтобы разрезать винты вертолета, в игре есть такой же момент, только вместо когтей Росомаха использует голову пилота этого вертолета, выуженного из кабины прямо на лету. Почувствуйте разницу, господа. В игре не так много комбо, но это сглаживается эффектными QTE, расчленённкой и прекрасными, запоминающимися боссами. Плюс сюжет не копирует события фильма, а привносит новые. Поиграть в эту игру стоит как ни крути: сражения здесь стремительные и напряженные, несмотря на регенеративный фактор Росомахи (из-за полученных в игре травм у Росомахи порой виднеются ребра и мышцы, которые постепенно зарастают кожей), три-пять врагов - серьезная проблема, поэтому за ходом боя нужно неустанно следить. Вдобавок в игре неплохие интересные головоломки и куча секретных мест и тайников.

Еще среди слэшэров нашлись такие яркие представители, которые не побоялись войти в смешение с другими жанрами. В случае с «Darksiders» к привычной формуле сражений добавились элементы полноценного «РПГ». Получилось довольно сносно и очень даже играбельно. Резать врагов нам полагается одним из всадников апокалипсиса, древнейших существ, библейских созданий, призванных творить «святой хаос». В первой части к нам в распоряжение отходит Война, плечистый вояка с седой копной волос и с каменным, непоколебимым лицом. Все проблемы решает с помощью своего огромного меча, из-за чего его уважают и боятся и силы света, и тьмы. Но однажды Война пришел на Землю, в мир людей, потому что он услышал зов седьмой печати, который означает, что началась последняя битва между мирами Рая, Ада и Людей, или, если проще, местный Рагнарек. По прибытии Война видит Землю в руинах, на которых сражаются ангелы и демоны, но не успел он ничего предпринять, как героя призывают к Совету, говоря, что никакого Рагнарека не было, печати не были сломаны, и Война явился в мир Людей совсем не по расписанию, а за это следует смертная кара. Попросив возможность во всем разобраться, Война отправляется в опасный путь, движимый жаждой мести к тому, кто его подставил. Сюжет в игре поначалу кажется глупым, несвязным и пронизанным дырами, но к финалу все расставляется по полочкам, из-за чего невольно хочется сказать: «Ах вот оно что!» И если следить за сюжетом в какой-то момент становится интересно, то с геймплеем происходит ровно наоборот. С каждым часом игры он становится более скучным. И вроде бы и оружие новое дают, и открываются зоны для исследования, и опасные противники появляются, но порой сдерживать зевоту не удается. А все потому, что комбо-приемов, как и врагов, тут критически мало. Противников чаще всего бьешь одной цепочкой приемов - вроде и хочешь по-другому, а не получается. Три вида холодного оружия и сюрикен с пистолетом погоды не делают, через всю игру вы пройдете с первоначальным мечом. Во-первых, потому что там и приемов больше, во-вторых, каждое оружие прокачивается за счет использования в бою. А чтобы прокачать меч полностью, нужно пройти игру фактически до конца, при этом еще и ходить кругами по карте в поисках врагов. На оружие можно повесить небольшие улучшения, которые дают бонус к атаке или, например, собирают больше душ с врагов. Души нужны, чтобы делать покупки у одного предприимчивого демона-торговца Вульгрима, у которого можно приобрести приемы, предметы и особые навыки, вроде каменной кожи или ядовитого духа, который медленно убивает врагов.  И вроде бы это все здорово, но все равно скучно, не спасают ни сюжет, ни интересные персонажи, ни прекрасный визуальный стиль. Так бы, наверное, все и закончилось, но свет увидела вторая часть «Darksiders», и она показала то, как должна была выглядеть первая часть. В сиквеле к нам в руки попадает сам Смерть, который хочет разобраться в подставе Войны не меньше его самого. И пока Война разгуливает по разрушенной Земле, Смерть путешествует по параллельным мирам неописуемой красоты. Графический стиль этой серии просто восхитителен. РПГ-составляющая тут чувствуется более сочно, из врагов выпадают предметы, Смерть растет в уровнях, открывая новые навыки, а также появляются дополнительные квесты. Боевая система обзавелась широким списком комбо, а оружие разными характеристиками. Выросли и масштабы игры: огромные просторы и действительно гигантские боссы заставляют мурашки бегать по коже. Не обошлось и без минусов: порой ничего не происходит, да и нудное собирательство а-ля «собери семь кусков меча, которые я раскидал по всей карте в сотнях километрах друг от друга» никуда не делось. Может, к третьей части это исправят, но пока про нее ничего не слышно.

***

На этом первая часть краткого экскурса в мир слэшэров заканчивается. Еще много хороших слэшэров остались за кадром: «Bayonetta», которая является неофициальной женой «Devil may Cry»; «Castelvenia: Lord of Shadows», в которой мы с головой окунаемся в мир, где есть оборотни, духи и Граф Дракула; или, скажем, «Metal Gear Rising: Revengeanse», где неподражаемый юмор и вселенная, созданная Хидэо Кодзимой, смешивается с восхитительными по постановке роликами и необычной, фехтовальной системой боя, с помощью которой можно буквально (!) разрезать врага на десятки кусочков. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует... 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх