Бессонница / Shi Mian
Гонконг, 2017
Жанр: триллер, ужасы
Режиссер: Герман Яу
Сценарий: Эрик Ли, Эрика Ли
В ролях: Энтони Вон, Гордон Лам, Мишель Вай, Джоджо Го
Похожие фильмы:
- «Кошмар» (2012)
- «Вопль» (2013)
Ни для кого не секрет, что треть своей жизни человек проводит во сне. Представьте, что вам на днях стукнуло 90 лет – от свечек на торте рябит в глазах, и полностью их задуть удается лишь с пятого раза. Вы с удовольствием вспоминаете беззаботную юность, свои лучшие годы, самые яркие моменты и с ужасом осознаете, что целых тридцать лет отдали на откуп одной из самых важных физиологических потребностей – сну. Тридцать лет в постели – звучит как диагноз. Заботливые врачи рекомендуют взрослому населению проводить в объятиях Морфея минимум 7-8 часов в сутки, а детям и того больше. Но почему? За какие грехи мы должны так расплачиваться?
Главный герой фильма «Бессонница» – доктор Лам – не хочет мириться с законами матушки-природы. Уже много лет он занимается исследованием сна у человека и мечтает, что однажды homo sapiens смогут полностью освободиться от этих оков. Почему жирафу и муравьям достаточно нескольких минут? Почему птицы способны летать сутками? Чем человек хуже?
Но не все способны мыслить так же смело, как доктор Лам. Финансирование его работ прекращается, и кажется, делу его жизни настал конец. Но вдруг на пороге возникает прекрасная девушка – бывшая возлюбленная доктора. Она пришла за помощью. Ее брат заболел, он не спит уже несколько дней, его преследуют галлюцинации. Такое уже было в их семье, и поговаривают, что это вовсе не болезнь, а проклятие.
Сон – явление таинственное и мистическое, обросшее множеством легенд, домыслов и предположений. Фантазировать на эту тему можно вечно, чем собственно кинематографисты регулярно и занимаются. Режиссер картины, Герман Яу, угощает нас соблазнительным миксом из научно-практического и потустороннего. Нечто подобное было в замечательной картине На Хон-джина «Вопль», когда зритель с трудом разбирался в причинах возникшей в деревне эпидемии. Герман Яу идет похожей дорогой, но в отличие от своего южнокорейского собрата дает чуть больше объяснений, так что первоисточник зла будет более-менее конкретен. Второстепенные вопросы после просмотра все же останутся, но размышлять над ними для любопытного и пытливого зрителя – сущее удовольствие.
«Бессонница» – фильм с двумя сюжетами. После первых тридцати минут мы простимся с доктором и совершим путешествие во времени. Теперь Лам – ребенок, а главным героем выступает его отец, вынужденный работать на оккупировавших его деревню японцев. Война в самом разгаре, и каждый выживает, как может. С отцом доктора мы проведем внушительную часть хронометража картины, и стоит отметить, что это самая драматичная часть. Мы видим реальные ужасы войны, ее жестокость и безнравственность. Ближе к концу две истории переплетаются, дополняя друг друга и в очередной раз доказывая, что за ошибки родителей вынуждены расплачиваться дети.
Самым ярким в плане хоррора оказывается финал картины. Он словно жирная точка, поставленная красными чернилами. Здесь будет и кровь, и мясо и еще много-много всего, от чего у иного человека спазмирует желудок. Вы когда-нибудь видели (в кино, естественно), как ножом отрезают мужской член? Отрезают, а потом запихивают прямо в рот жертве. Такое встретишь разве что во второсортных слэшерах. Но в «Бессоннице», как бы странно это ни звучало, подобная сцена оказывается уместной. Мистика, загадка и недосказанность уступают место ярко-алой феерии, которая венчает историю, как в настоящем, так и в прошлом. Подобное развитие событий однозначно удивит зрителя, слишком уж оно контрастирует с основным массивом.
Режиссер и актеры – люди в кинематографе не новые – свою сверхзадачу выполнили. История получилась убедительная и волнующая. С технической точки зрения придраться к фильму будет сложно. Все, в том числе самые кровавые моменты реализованы на должном уровне. Есть, правда, в фильме одна сцена, об которую спотыкается глаз. Момент, где доктор препарирует человеческий мозг, почему-то смонтирован с применением эффекта разделения экрана. Способ этот в нынешнем видеопроизводстве довольно популярен (реклама и заставки различных шоу), но в «Бессоннице» выглядит явно лишним и чуждым, словно из другого мира.
Картина Германа Яу не обещает напугать нас до смерти. Среди азиатского кинематографа найдется масса куда более страшных и леденящих кровь историй. В арсенале у «Бессонницы» давно знакомый всем любителям ужасов набор скримеров. Ничего нового или выдающегося. Но не это главное. Главное, что у создателей получилась история – интересная, интригующая и местами жуткая. Эту историю непременно захочется досмотреть до конца, а потом завернуться в теплое одеяло, прижаться щекой к прохладной подушке и забыться мирным сном, пробормотав перед этим: «Слава Богу, что все это случилось не со мной».
Комментариев: 0 RSS