ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Роман Вожкувка: «Даже темная сторона кино может оказаться забавной, если на нее взглянуть иначе»

Роман Вожкувка (Roman Vojkuvka) – чешский режиссер, сценарист, оператор, известный российским кинолюбителям по дебютной полнометражной работе «Кто-то там внизу любит меня» (Nekdo tam dole me má rád). Помимо данного фильма, Роман снял еще один полный метр «Total Detox» (2011), а также ряд короткометражных работ – «The Way of Bloody Revenge», «The Izolator», «Eskort» и др.

Интервью с Романом Вожкувкой

Привет, Роман! Спасибо, что согласились дать интервью для DARKER. Расскажите немного о себе. Как Вы решили связать свою жизнь с киноиндустрией?

Привет! Спасибо за интервью. Прежде всего, я не являюсь частью чешской киноиндустрии ужасов. Тут, в Чешской Республике, нет такого понятия. И фильмов ужасов, и кинематографа в целом. Я начал работать полностью как любитель. Написал несколько сценариев, но ими никто не заинтересовался. Я бесплатно работал со светом на съемках нескольких фильмов и, в конце концов, решил сделать собственное кино. Это единственный способ человеку без специального образования научиться кинопроизводству.

Я основал компанию одного человека Scumfilms Production и во время съемок дебютного полнометражного фильма сделал почти все сам. Даже был оператором и актером там, где я точно знал, как это нужно сделать. Для своего второго фильма «Total Detox» я выступил и в качестве оператора.

С какими трудностями Вы столкнулись в своей работе?

Трудности – это неотъемлемая часть любого кинопроизводства. Что профессионального, что любительского. В любительском кинематографе трудности, в основном, связаны с непрофессионализмом съемочной команды. Не все всегда понимают, что вы от них хотите. Приходится переписывать сценарий и работать с тем, что есть на руках. Ну и отсутствие денег накладывает определенные ограничения: необходимо искать компромиссы уже с самого начала съемок. С другой стороны, если нет спонсора, то нет и человека, который навязывает вам свои идеи.

Интервью с Романом Вожкувкой

Расскажите о самых запоминающихся моментах со съемок «Кто-то там внизу любит меня»? Может быть, было что-то смешное?

Самым запоминающимся днем был, наверное, последний. Мне пришлось сделать вынужденный перерыв в работе после 10 дней непрерывных съемок, поскольку потерял второго главного актера. Я тогда действительно думал, что мне не удастся завершить фильм. К счастью для меня и всех, кто верил в мою работу, у нас все получилось.

Если вспомнить что-то смешное и неожиданное при работе над «Кто-то там внизу любит меня», то был момент, когда всей съемочной команде нужно было в срочном порядке покинуть здание старого завода, где проходили съемки. Территория была охраняемой, с вооруженным охранником, и в итоге нам пришлось потом незаметно пролезать через окно, чтобы все-таки закончить сцену.

Были дни, когда команде, а в нее входило много людей, приходилось спать на полу в моей квартире площадью 50 кв. м. Или когда в арендованной квартире, где нас тоже много было, забилась канализация – мне тогда пришлось платить за ее прочистку. Или вот главная актриса захотела дополнительный гонорар на новые силиконовые груди. Я до сих пор считаю, что переплатил ей, поскольку ее коллега по фильму, актриса Барбора Моттлова (Barbora Mottlová), сыгравшая дочь главного героя, работала вообще бесплатно и сделала при этом для фильма гораздо больше.

Кто из режиссеров повлиял на Вас?

Если говорить о режиссерах хоррор-фильмов, то это Уэс Крэйвен, Дэвид Кроненберг, Джон Карпентер, итальянские режиссеры эпохи 80-х – Фульчи, Ардженто, Соави. Мне нравится подход Тарантино и Родригеза. Не могу пройти мимо таких режиссеров, как Фред Олен Рэй, Джим Уайнорски, Альберт Пьюн и Роджер Корман – они показали мне, что даже темная сторона кино может оказаться забавной, если на нее взглянуть иначе. Люблю фильмы 70-х – эксплуатационные ленты, сочетающие андеграунд и порно. И иногда в них можно встретить серьезные драмы с посылом. Нет того, что встречается в фильмах для подростков из 80-х.

Интервью с Романом Вожкувкой

Есть ли книги, фильмы, музыка, которые Вам нравятся, которые Вас вдохновляют?

Люблю фильмы разных жанров. Я смотрю не только ужасы. Считаю, что просмотр только хоррора – это самая главная ошибка, которую может совершить режиссер фильмов ужасов. Это хорошо только в случае, если вы планируете использовать в своей работе клише типа «группа тинэйджеров в хижине в лесу». Я же люблю, когда история возникает из чего-то привычного. Например, обычный человек делает обычные вещи, все привычное, а потом он вдруг сталкивается с чем-то необъяснимым, страшным. Конечно, каждый обыгрывает стандартные ситуации в сценарии по-разному. Главное – не использовать в работе то, что вы уже видели или о чем читали.

Я люблю книги. Я читаю Паланика, Буковски, чешского писателя Яна Пельча (Jan Pelce). Из писателей жанра хоррора могу отметить Клайва Баркера, Ф. Пола Уилсона, старые работы Стивена Кинга, Джо Р. Лансдейла и т.д. Это бесконечный список, на самом деле. Я читал биографии режиссеров и писателей. Я люблю Рэймонда Чандлера и американскую школу детективов и триллеров. И, конечно, я люблю комиксы. Только что закончил комикс «Men Of Wrath» – очень интересная вещь. Я люблю музыку – саундтреки и панк-рок. В свое время играл в 5 музыкальных группах, и 4 из них – панк-рок.

Что Вас больше всего пугает в жизни?

На данный момент меня больше всего пугает слепая политкорректность.

Интервью с Романом Вожкувкой

Расскажите, пожалуйста, как дела в Чешской Республике с фильмами ужасов, экстремальными фильмами ужасов? Может быть, порекомендуете какие-либо чешские киноленты?

Экстремальные ужасы? Да нет сейчас ничего такого в Чешской Республике. Если говорить о фильмах ужасов, то, в основном, это любительские фильмы, особенно, короткометражные, жизнь которых начинается и заканчивается на YouTube. Насколько я знаю, сейчас нет ни одного полнометражного чешского хоррор-фильма. Одна из причин – фильмы с плохой технической базой практически не имеют шансов попасть на DVD или в кинотеатры. В 2013 году появился один канал фильмов ужасов, но плата за трансляцию даже не покрывала стоимость производства.

Одной из традиций чешского кинематографа является смешение жанров – темная сказка, драма, черная или классическая комедия, как, например, это делает Юрай Герц. Коммунисты не любят хоррор, поэтому и нет таких фильмов. И, как уже сказал, такая традиция у чешских режиссеров – смешивать жанры. Но, несмотря на это, в последнее время в кинотеатрах стали появляться интересные чешские фильмы. Например, это мистический «Упырь» (Ghoul, 2015, Чешская Республика, Украина), забавная «Ненасытная Тиффани» (Nenasytná Tiffany, 2015, Чешская республика), психологический «Полдень» (Polednice, 2016, Чешская Республика). Финал последнего, впрочем, оставляет желать лучшего. Вообще, ситуация изменится, когда начнут вкладывать деньги в чешский хоррор, а для этого нужны примеры. Но сейчас в кинотеатрах нет чешских фильмов ужасов – нет примеров. Замкнутый круг, сами понимаете.

Вы работали не только над фильмами ужасов. В Вашей фильмографии есть также драма «Na druhý pohled» (в России известна под названиями «На второй взгляд», «С другой стороны»). Что вы можете рассказать о фильме?

После 2000 года я отправил несколько сценариев на чешское ТВ, но получил отказы. Я написал несколько новых сценариев в 2012 году и отправил их снова. «На второй взгляд» стал первым сценарием, который сразу же купили. Это история о двух братьях со своей темной тайной. Почти 25 лет назад их отношения рухнули, и они не виделись друг с другом. Один стал успешным предпринимателем, второй отсидел в тюрьме. Сейчас один из братьев нуждается в помощи, второй помогает ему. Но скелеты из шкафа никуда не делись, и их секрет до сих пор влияет на жизнь каждого из героев. Я использовал элементы хоррора и триллера, когда писал этот сценарий, и внедрил их в классическую драму.

Интервью с Романом Вожкувкой

Наконец, если не секрет, над чем Вы работаете сейчас, что планируете делать в будущем?

В настоящее время я переписываю сценарий фильма «Ошибка» (Chyby) для чешского директора Jana Prušinovského. Это драма, и это будет мой первый фильм, который покажут в кинотеатрах. Над фильмами ужасов я пока не работаю. Но я жду появления идеи для малобюджетного хоррор-фильма, который мог бы участвовать в фестивалях и даже разойтись небольшим тиражом. Пока идея ко мне не пришла, но я верю, что это все равно произойдет.

Спасибо, Роман! Удачи Вам в работе.

Вам спасибо за интервью.

Интервью с Романом Вожкувкой

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх