DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

С рассказами ужасов на русском все хорошо

В последние годы я немало писал о проблемах русского хоррора. Многие из этих тем по сей день актуальны, хотя и не всё, что следовало бы, удалось разобрать. Многие из них являются проблемами не только хоррора (и не только русского), но - общими для всей литературы или даже (нередко) для книгоиздания. Однако, стоит отмечать и действительно позитивные моменты. Главное, что хочется (да и просто необходимо) зафиксировать: русский хоррор в формате рассказов ужасов не просто существует, не просто живет, но дышит полной грудью и составляет серьезную конкуренцию как отечественной литературе иных популярных жанров, так и зарубежным коллегам.

Кто-то скажет - "шибко много на себя берешь!", но я на самом деле так считаю. Опорой мне в этом не слишком скромном моем мнении - личный читательский опыт и наблюдения.

За последние пару лет в жанре вышло больше книг русских авторов, чем за предыдущие лет двадцать. Если не учитывать книги серийного потока серии MYST.

Но даже с ними выйдет больше, ведь еще несколько лет назад кроме этой серии русский хоррор отыскать на полках книжных было практически нереально.

А за последнее время, только бегло по тем авторам и книгам, с которыми я знаком сам или по каким-то иным причинам могу быть твердо уверен в жанровой принадлежности, вышли:

Сергей Тармашев, "Отель Оюнсу" - роман, 2013 г. (октябрь)

Марьяна Романова, "Страшные истории: Городские и деревенские" - сборник рассказов, 2013 г. (ноябрь 2013)

"Пазл" - антология, 2014 г.

"Самая страшная книга 2014" - антология, 2014 г.

"Альфа-самка" - антология, 2014 г.

Мария Артемьева, "Темная сторона российской провинции" - сборник рассказов, 2014 г.

Дарья Бобылева, "Забытый человек" - сборник рассказов, 2014 г.

"Темная сторона дороги" - антология, 2014 г.

Плюс книги "Гурман" (роман), "Неадекват" (роман + пара рассказов), "Цинковый поцелуй" (сборник повестей и рассказов), "Трофики", "Закрытая дверь" помянутой серии MYST. Плюс несколько книг той же серии, переизданных под новыми названиями ("фи!" издателям за попытку обмануть читателей) в быстро скончавшейся серии "HORROR".

Уже заявлены и готовятся к изданию, либо вышли несколько романов Игоря Колосова в новой серии, роман Марьяны Романовой "Болото", в начале 2015 года должна выйти антология "Самая страшная книга 2015", а вслед за ней - сборник повестей и рассказов "13 маньяков".

Это только те книги, насчет жанровости которых я уверен. И все это - за период около года, с конца 2013 по сей день.

Когда такая хоррор-атака в русской литературе вообще бывала?

Этих наименований уже вполне хватит для того, чтобы выделить в магазине полочку "русский хоррор" рядом с полками, отведенными Стивену Кингу, Дину Кунцу, Джо Хиллу и компании. Врядли мерчендайзеры книжных магазинов меня сейчас читают, но, думаю, если русский хоррор оборотов не сбавит - естественным путем придем к чему-то подобному, когда жанровую литературу уже невозможно будет не замечать.

Конечно, вспоминая известный интернет-мем, "не все так однозначно". Скажем, роман "Отель Оюнсу", хоть и стал бестселлером, получил огромное количество негативных отзывов. А та самая серия MYST, которой некогда русский хоррор исчерпывался, откровенно сдает позиции с каждым годом - за исключением хитовой антологии "Пазл" (приятно, черт подери, что мы к ней причастны) все новые книги в серии продаются слабо, да и, что характерно и привычно (и во многом в том и причина провалов) качеством не радуют. К слову, судя, по рейтингу книготорговой сети МДК "Арбат", наиболее успешной книгой серии, помимо "Пазла", в этом году является "Альфа-самка" - еще один межавторский сборник, к которому ваш покорный слуга приложил руку, но от которого открестился ввиду издательско-редакторского произвола. Думается, что брэнд "Александр Варго" многих читателей уже просто отпугивает (никогда не знаешь, что получишь - изредка бывают весьма недурные, пусть и не хватающие звезд с неба вещи вроде "Взгляда висельника", чаще - нечто неудобоваримое, порой от откровенно слабо пишущих литнегров, вроде "Трофиков"). А вот на "Апостолов Тьмы" (и "Пазл", и "Альфа-самка" издавались именно как "Александр Варго и Апостолы тьмы") читатель реагирует более позитивно.

Впрочем, проблемы постепенно загибающейся MYST-серии нас здесь интересуют мало. Любопытны более общие наблюдения.

Первое, что бросается в глаза - сольно пока явно лучше проявляют себя авторы-женщины. Здесь можно вспомнить и Марию Галину, и Анну Старобинец, которые в жанре (хоть и с оговорками, адептами именно хоррора и только или хотя бы преимущественно хоррора их назвать сложно) показали себя раньше прочих. На слуху уже и Мария Артемьева, и Марьяна Романова, к которым недавно присоединилась Дарья Бобылева. Не все и не всегда у прекрасных дам в ужасах "на ура", но - сужу по собственному читательскому опыту, опять же! - леди держат определенный уровень (исключение - Романова, с творчеством которой я пока не ознакомился). Как бы там ни было, а мы уже имеем набор довольно узнаваемых фамилий (Галина, Старобинец, Артемьева, Романова, Бобылева). Лично я всерьез уже подумываю, а не попробовать ли собрать всех этих авторов вместе, не добавить ли к ним таких талантливых молодых писательниц как Татьяна Томах, Виктория Колыхалова, Ольга Дорофеева, Елена Щетинина и иже с ними, для создания чисто "женской" антологии русского хоррора.

У мужчин дела похуже, именно как у авторов, выступающих "соло", авторскими книгами. Да, есть старые бойцы вроде Александра Щеголева и Виктора Точинова. Можно вспомнить и Бориса Левандовского, которого, надеюсь, нам удастся вырвать из авторской спячки в 2015 году, и какие-то иные авторы, с работами которых я не знаком, но которых иногда называют применительно именно к хоррору. Есть многоликий "Александр Варго", есть попытка заявить о себе снова Игоря Колосова. По именам таких авторов больше, чем авторов-дам, но вот по факту успешности... Наиболее хитовым автором из всех названных является Сергей Тармашев, но он добился успеха с эпопеями-сериалами в фантастике и фэнтези и за счет как имеющейся фэн-базы, так и широкой рекламной поддержки продал хоррор "Отель Оюнсу" и, вероятно, продаст постапокал про зомби "Чистилище". Но именно "Отель Оюнсу" признания не получил ни у читателей, ни у - тем паче! - критиков. В сравнении с успехами Старобинец и Галиной у критиков или с теплым приемом и критиками, и читателями книг Артемьевой, Романовой, Бобылевой работа Тармашева сильно уступает.

Грубо говоря. Если пишущим в жанре авторам-дамам в последние годы удается быть не только достаточно продаваемыми, чтобы издатель захотел издавать их еще, но и, собственно, нравится многим читателям и рецензентам, то у авторов хоррора среди мужчин, у тех, кто выступает "сольно", а не в составе сборников, пока явно наблюдаются проблемы. Коммерческий успех как реакция "ух ты! наконец, суровые ужасы от русского автора" часто в итоге приводит к отторжению ввиду низкого качества собственно текстов. А признание критиков (порой и читателей тоже) частенько не сопутствует продаваемости. Авторы-мужчины пока не совсем еще нашли себя в конкуренции с другой литературой - в отличие от целого ряда авторов-дам.

Думается, неудачи "сильной половины" русского хоррора в области издания авторских книг - временны. На самом деле целый ряд авторов у нас сейчас только-только вошли в свою силу (условно - поколение 1990-х, выросшие на Кинге и Баркере), поэтому в будущем стоит ждать появления сольных книг от кого-то из них.

А пока таланты ударно проявляют себя в межавторских сборниках и на конкурсах вроде той же "Чертовой дюжины".

Что приводит нас ко второму и главному общему наблюдению. Русский хоррор реально сильно заявил о себе в форме рассказов. В приведенном выше списке книг из 13 наименований больше половины - аж восемь штук! - это сборники рассказов, как авторские (Романова, Артемьева, Бобылева), так и антоложного типа ("ССК 2014", "Пазл", "Альфа-самка", "Темная сторона дороги"). Да и "Неадекват" являл собой роман с добавкой рассказов.

С учетом этого, а также имея в виду, что в начале 2015-го выйдет антология "Самая страшная книга 2015" и сборник рассказов и повестей "13 маньяков", а при позитивных продажах этих и иных книг нас ждут еще и антологии "Хэллоуин" и "Темная сторона Интернета" (a.k.a  "Паутина") и, быть может, пара-тройка авторских сборников (фамилий авторов пока не назову, чтоб не сглазить, но кое-какие контакты осуществляю в этом направлении) - тенденция очевидна. И во многом связана эта тенденция с тем, что на русском языке реально пишут много хороших, порой и просто отличных жанровых рассказов.

Говоря об антологиях - нам есть с чем сравнивать, ведь в те годы, пока русский хоррор тихарился в своем углу, зарубежные антологии ужасов и мистики у нас в стране издавались пусть и не так, чтобы по десять штук в год, но довольно регулярно - вспомним книги С. Джонса, вспомним "Вкус ужаса" и т.д. и т.п. Далеко не всегда эти зарубежные антологии вызывали восторг у читателей, и на этом фоне вышедшие в 2014 году отечественные аналоги смотрятся зачастую выигрышнее. А это, между прочим, четыре книги - "Пазл", "Самая страшная книга 2014", "Альфа-самка" и "Темная сторона дороги" - за один-то год! Не всегда нам, в силу тех или иных причин, удавалось сделать антологии одинаково ровными и сильными, но даже в наименее удовлетворительных из них читатель получал несколько отличных рассказов. И есть определенная тенденция: набравшись по ходу дела опыта, мы работаем над ошибками и улучшаем общий уровень. Скажем, "Темную сторону дороги" читатели нередко в этом плане (ровнее, тематичнее) ставят несколько выше предыдущих подборок (хотя многие были в восторге уже от "Пазла", факт). Возможно потому, что "ТСД" - первая тематическая такая антология, предыдущие были "сборной солянкой". По итогам отбора в ССК 2015 тоже очевидно (всем, кто участвовал, наблюдал, следил), что эта книга будет лучше первой (а и первая была в целом тепло встречена критикой и читателями и имела коммерческий успех, что тоже факт).

По сути, русский хоррор-рассказ за год дал читателям больше, чем многие зарубежные антологии дали лет за десять. Да, может быть, было бы круче, если бы лучшие рассказы из этих четырех книг попали в одну супер-антологию - такая книга была бы, думаю, признана шедевром. Потому что в каждой были рассказы отличные, мощные, страшные, высокого уровня. И были не шибко удачные. Но важнее, что отличных и по-настоящему классных хватило, ни одна книга без таковых не обошлась.

Мне сложно сравнивать со сборниками иных жанров, так как я их практически не читаю (времени не хватает, да и круг интересов в литературе у меня с годами сузился преимущественно до ужасов и триллеров). Но, судя по отзывам, свою аудиторию русский хоррор-рассказ радует и радует, возможно, даже чаще, чем фантастика или что-то еще. Конечно, тут сам по себе факт свежего дыхания сказывается - мы явили собой нечто новое и нечто такое, чего читателю не хватало в виду засилья иных жанров.

Но, как читатель именно ужасов, я ответственно заявляю, что за последний год прочитал действительно много - нет, не так, действительно МНОГО - хороших, крепких, классных жанровых рассказов. Лично для меня все ясно - рассказы ужасов наши авторы писать умеют. И в этом плане я за будущее жанра у нас спокоен.

Гораздо хуже все с романами, да. Но это уже предмет другого, отдельного разговора.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)