DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

С тромбоном – по ту сторону рассвета

Beyond Dawn

Как и многие группы, рожденные в начале 90-х годов, норвежцы Beyond Dawn прошли через тернистый путь экспериментов, привлекая в своё творчество множество интересных и необычных приемов. Необычность их заключалась в основном в том, что практически каждый альбом буквально валил с ног несчастного слушателя, а фанаты, которых так или иначе удавалось закрепить за собой коллективу, приобретались и терялись почти что со скоростью света. В итоге: 25 лет музыкальной деятельности и 7 студийных альбомов, изменивших понимание тяжелой музыки.

Начало Beyond Dawn было положено гитаристом Петтером Хаавиком и басистом Торе Гьедремом. После к ним присоединился ударник Эйнар Сьюрсё и гитарист Синдре Гоксёюр. 

В этом составе первые демо «Tales From An Extinguished World» (1990), «Heaven's Dark Reflection» (1991) отметились сырым, андеграундым звуком, мощным рыком, вполне типичными гитарными проходами, характерными для жанра дум/дэт: обычная работа, которую было бы сложно выделить на фоне тысяч других альбомов тех времён.

Однако в 1992 году группу покидает Синдре Гоксёюр, а на освободившуюся должность принимают гитариста Эспена Ингиерда. Тогда музыканты выпускают EP «Up Through The Linear Shades» (1993). Реакция на него оказалась весьма неоднозначной, так как некоторые критики назвали его настоящим самородком, а Beyond Dawn окрестили родоначальниками авангардного дэт метала.  

Longing For Scarlet Days

Затем группа гастролирует в совместном турне с коллективами The 3rd And The Mortal и Ulver. После чего выпускает EP «Longing For Scarlet Days» (1994), на котором становятся заметны уверенные попытки дотянуться до новых музыкальных рубежей. Этот миньон был своеобразным заявлением в тот период, он вызвал искреннее удивление слушателей. Несмотря на то, что это всего лишь «ипишка», а запись немного приглушена, чувствуется, что релизу стоит уделить особое внимание и отдать должное. Именно с этого момента в дискографии Beyond Dawn произошёл серьёзный поворот от их исполнения их варианта дум/дэта в его классическом понимании. Стонущий вокал, трансформирующийся в отчаянный рёв, внедрение тромбона в атмосферу гитар, наполненных психоделией и трансом, племенные барабаны, вкрапления 8-ми битной музыки... Многие, наверно, помнят характерное звучание музыки из старых видеоигр. Так вот музыка 8 бит - это электронная чиптюн музыка игровых приставок и электронных видеоигр, звучащая с помощью SID- и SAP-чипов. Конечно, это очень странно услышать нечто подобное на альбоме дум/дэтовой группы. Причём! Забегая немного вперёд, отмечу, что если и в 1994 году были популярны всякие там «Денди», «Сеги» и «Плэйстейшины» первого поколения, то Beyond Dawn в будущем решили не останавливаться на такого рода экспериментах и продолжали их развивать вплоть до 2003 года...  Но с другой стороны, как признавался сам Эспен Ингиерд в одном из интервью, он является большим поклонником электронной музыки с 80-х годов, а в числе его любимых формаций находятся легендарные Depeche Mode и Kraftwerk.

Beyond Dawn

Спустя год музыканты наконец-таки выпускают свой первый полноформатник «Pity Love». И надо сказать, что альбом предстал перед публикой в виде некоего гибрида, такого необычного попурри, который в равных пропорциях принимает формы дума, индастриэла, готического дарквейва, немного дэта и блэка и ни один из этих ингредиентов не доминирует над другим. Даже вампирская тематика, слишком явно проявляющаяся на обложке диска, смотрится довольно странно. В вокальном плане очень сильно заметно влияние Type O Negative и Tiamat. Быстрые риффы в комплекте с гармонией и примитивным звуком, отдающим порой ритуальными, почти шаманскими структурами в перкуссии (например, «The Dogs Howl» или «(Never A) Bygone») оказывают исключительный эффект на восприятие слушателя. Тромбон и клавиши создают удивительную потустороннюю прослойку, окружающую среду, возникшую параллельно нашей. Интересно, что тексты песен отсутствуют в буклете по той простой причине, что с позиции группы они предназначены лишь для того, чтобы быть услышанными, а не читать их, так как они не могут существовать самостоятельно, без музыкального полотна. Примечателен этот диск также и тем, что он наглядно показал внедрение элементов готик-рока, применение синтезатора и использование драм-машины, кроме партий ударных, записанных «вживую».

Beyond Dawn

1998-ой год ознаменовался выходом альбома «Revelry», который раскрывает творческий потенциал Beyond Dawn с нового ракурса. Но многие исследователи музыки группы заводят речь об авангардном звучании в связи с упоминанием этой работы. Хотя сами музыканты так не считают. В их понимании термин «авангард» несёт в себе понятие абсолютно новой музыкальной формы и с этим, пожалуй, можно согласиться. Да, можно верить в изучение новых территорий, раздвигая начерченные границы, но ведь главное, чтобы каждый вид музыкального искусства должен быть сделан искренне и честно, где воображение и преданность своему делу будет представлять собой что-то уникальное и интересное. Да, группа предпринимает другие шаги в построении композиций «Revelry», испытывает новые принципы в его создании – более спокойный и раскованный, чем предшественник; более динамичный и плавный; более романтический и помпезный. Скрипка придаёт нежное звучание в треке «Tender», а в «Three Steps for the Chameleon» проникновенный вокал сессионной певицы наметил новые горизонты в познании мелодичных фрагментов. На мой взгляд, её вполне можно было взять на постоянную основу в качестве второго лидирующего вокала, так как альбом действительно приобретает другую конфигурацию за счёт полученной мягкости музыкальных текстур. Сэмплы и программирование добавляют к каждому треку яркие штрихи, но почему-то очень грустные и печальные, пропитанные угрюмыми эмоциями, вызывающие депрессивное состояние. Примечательно, что именно готическое обрамление «Revelry» берёт на себя львиную долю всего пространства картины, всё остальное – проба пера: смутное, экспериментальное и странное звучание, которое оставляет после себя непонятное ощущение, словно у альбома должно быть продолжение.

Beyond Dawn

Однако в 1999 году группа выпускает свой самый необычный релиз под названием «Electric Sulking Machine». На подпевку в композициях «Addictions Are Private» и «Certain Qualities» снова была приглашена Кейт Хавневик, которая отметилась на прошлой работе, а помогала ей Лиза Эриксон, принявшая участие в треке «Aagé». И снова-таки прекрасная половина человечества придаёт красивое восприятие песен, чарующее благозвучие которых особенно располагает к себе, выделяя их из ряда остальных номеров релиза. Что касается оформления обложки, то группа никогда особо не проявляла талант в художественном отношении, так что ничем оригинальным или впечатляющим она не блещет. Более того, альбом получил слишком «пластиковое» звучание по сравнению с прошлыми пластинками, несмотря на обилие духовых инструментов, которые не смогли вытянуть его в композиционном плане. Индустриальные сэмплы по-прежнему присутствуют в архитектуре треков, придающие ей какой-то роботизированный оттенок в звучании. «Electric Sulking Machine» больше всего напоминает творчество немцев Kraftwerk, внёсших непосильный вклад в развитие электронной музыки. Помните их строчки на русском языке: «Я твой слуга, я твой работник» из трека «Die Roboter» с альбома «Die Mensch-Maschine» (1978 г.)? Их музыка всегда представляла собой превосходный результат взаимодействия машины и человека. Так и Beyond Dawn, представив этот релиз, соединили душу человека с динамикой машины. Получился весьма необычный синтез воплощения индустриальной готики, да и то – это лишь условное обозначение, так как музыкальный арсенал группы вообще достаточно сложно вогнать в рамки одного определения. Но самое главное, что именно эта запись позволила Beyond Dawn впервые выступить за пределами родной Норвегии и скатать в 2001 г. в Бельгию, Голландию и Великобританию на совместные выступления с Katatonia, Thine, Soundisciples и My Dying Bride.

Beyond Dawn

В 2003 году дискография группы пополнилась очередным полнформатником «Frysh», который принял ещё более странный облик: умиротворённый и расслабленный, созревший на новые эксперименты и получивший абсолютный синтетический звук. Сами же музыканты повесили на него специфический ярлык – «травматический электро-рок». Оригинально, ничего не. В альбоме чувствуется, как всё рождалось с гитарного риффа, на который позже наслаивалась басовая линия, причём очевидно, что для музыкантов изначально рождение мелодии играет первостепенную роль, совершенно не думая о вокальном исполнении на начальном этапе. Однако слова здесь не даются легко. «Frysh» является особенным, потому что, когда он создавался, песни были совершенно разные, а в процессе записи были настолько видоизменены, что получились совсем не такими как их запланировали на старте работы над альбомом. Они подверглись слишком глобальной электронной обработке. И в этом плане снова была использована восьмибитная музыка (например, «Among the Sedatives» или «The Right People»). Вокальный диапазон звучит в пределах лёгкой непринуждённости, нагнетая при этом слишком холодную атмосферу. Он никак не связан с лирикой диска, так как его предназначение заключается в том, чтобы быть дополнительным инструментом, чтобы гармонировать с остальной частью произведения, а не являться его вершиной. Этот альбом можно назвать лучшим из всей дискографии Beyond Dawn, этаким маленьким откровением в экспериментах с электронной музыкой. Просто потому, что он практически полностью состоит из стопроцентных хитов - даже не принимая во внимание исчезновение секции духовых. Кроме того… сюрприз! Диск может похвастаться уникальной кавер-версией на композицию «Severed Survival» от дэтстеров Autopsy. Вот уж совсем неожиданно было услышать не только этот трек, но и в том ключе, в котором он был представлен. В общем, удивили. 

Двумя годами позже последовал «We're Down With Species of Any Kind», состоящий из ремиксов. Альбом был издан Duplicate Records ограниченным тиражом в 500 экземпляров в виде виниловой пластинки. В 2009 году коллектив выпустил компиляцию «Bygones». В настоящий момент времени деятельность коллектива заморожена. А нам остаётся лишь гадать, сможем ли мы в будущем услышать новую работу Beyond Dawn или на этом их удивительные эксперименты подошли к концу. В любом случае, группу сложно переоценить за её вклад в развитие музыкального искусства, так как на их творчестве и других экспериментальных коллективах строится её эволюция, ведь они закладывают фундамент для её дальнейшего развития.

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)