DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

БЛИЗНЕЦЫ

Санта-Мария-делла-Кончеционе: Выход через сувенирную лавку

В самом центре Рима, в двух шагах от Пьяцца Барберини, известной прежде всего двумя фонтанами работы мастера Бернини (а именно фонтаном Тритона и фонтаном Пчел), на улице Венето расположена совсем не примечательная церквушка — Санта-Мария-делла-Кончеционе, принадлежащая ордену монахов-францисканцев.

В церквушке работает музей Капуцинов, предлагающий всем желающим ознакомиться с бытом и историей этого ордена. В отличие от большинства музеев Рима, туристов здесь почти не встретишь: экспозиция небогата, к тому же совсем рядом манит своим богатством и роскошью Ватикан.

Вот только Церковь Капуцинов хранит куда более мрачные секреты, нежели кажется на первый взгляд.

В свое время именно ее темные крипты вдохновили Николая Васильевича Гоголя на написание «Мертвых душ». Даже в обложке для первого издания угадываются барельефы, украшающие крипту.

Маркиз де Сад, единожды побывав в Санта-Мария-делла-Кончеционе, сказал, что крипта этой церкви достойна английского остроумия. Архитектор Франтишек Ринта, вдохновленный увиденным в крипте, создал по ее образу и подобию свой главный шедевр.

Туристы редко забредают сюда. Улица Венето кажется серой и неуютной, а расхваленный фонтан Тритона меркнет по сравнению с разрекламированным фонтаном Треви. Сюда почти не приходят случайные посетители.

А приходят лишь те, кто хочет прикоснуться к черной, как могильная земля, крипте под церковью капуцинов.

На протяжении долгих лет погребальное место монахов-францисканцев ничем не отличалось от Парижских катакомб. Первое упоминание об орнаментах из человеческих костей относится к 1775 году. Именно тогда крипту посетил великий изверг Европы Маркиз де Сад.

Большая часть орнаментов была выполнена в период с 1732 по 1775 год.

Открытое кладбище представляет собой шесть помещений — капелл, каждое из которых носит название тех костей, что преимущественно были использованы для создания барельефов, скульптурных композиций, люстр, и т. п. Надпись над главным входом гласит: «Мы те, кем вы станете. Вы — те, кем мы были». Надпись эта, равно как и чудовищное убранство погребальных залов, отражает и своеобразное чувство юмора францисканцев и их отношение к смерти как к непреложной части жизненного цикла, ни в коем случае не завершающей его. Историк ордена капуцинов, Ринальдо Кордовани, полагает, что таким образом Капуцины поэтизировали смерть, однако поэтика эта кажется по меньшей мере спорной.

В крипте представлены останки более чем 4000 монахов, умерших в период с 1528 по 1870 год. Некоторые из останков подписаны. Так, в первой капелле упокоены три внука папы Урбана VIII, умерших в раннем детстве.

Племянница папы Сикста V, малютка-принцесса рода Барберини нашла пристанище под потолком одной из капелл. Ее скелет изображает саму Смерть с косой и песочными часами, выполненными из человеческих костей.

Создатели этих «шедевров» остались неизвестными. А вот секрет обработки останков оказался прост. Покойников хоронили тут же, в неглубоких могилах, заполненных Святой землей, привезенной из Иерусалима. После того, как плоть мумифицировалась, кости очищали от мяса и использовали в композициях. Некоторые монахи так и остались навеки непогребенными. Их иссушенные лица смотрят на туристов из-за решеток, ограждающих крипты.

Францисканцы призывали не бояться смерти. Относиться к ней легко и «не страшиться предписанного порядка и закона природы». Но выставка человеческих трупов в Санта-Мария-делла-Кончеционе, вызывающая омерзение и тошноту, не умеряет страх перед смертью, а скорее культивирует его. Темные капеллы, сам воздух которых насыщен тлением, хочется покинуть как можно скорее и не возвращаться более никогда.

В стенах крипты строго-настрого запрещено фотографировать. Из уважения к мертвым, изуверски развешанным по стенам и потолкам в виде люстр и пилястров.

Зато у самого выхода расположен уютный магазин сувениров, в котором все желающие могут прикупить набор открыток с прекрасными фотографиями мертвецов.

Выходя из сувенирной лавки, по-прежнему чувтсвуешь упрямый, пустой и в то же время странно-настойчивый взгляд мертвых монахов, несущих вечную вахту в темных залах усыпальницы.

Словно им неведом покой.

Примечание автора: Некоторые из включенных в эту статью фотографий принадлежат мне. Прочие, не отмеченные моей фамилией, позаимствованы из Сети.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)