DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Сеанс чёрной магии с отложенным разоблачением

Лонтано / Lontano (роман)

Автор: Жан-Кристоф Гранже

Жанр: триллер, детектив

Издательство: Азбука-Аттикус

Год издания: 2016 (в оригинале — 2015)

Серия: Звёзды мирового детектива

Переводчик: Римма Генкина

Похожие произведения:

  • Джорджо Фалетти «Я убиваю» (роман)

  • Жан-Кристоф Гранже «Лес мертвецов» (роман)

  • Дэн Браун «Ангелы и демоны» (роман)

Как свидетельствуют голливудские слэшеры, серийные убийцы с удивительной лёгкостью воскресают из мёртвых. Секрет возвращения с того света обычно не оговаривается (сплошная мистика!) — да и кого он волнует, главное, крови побольше и крики погромче. Автор романа «Лонтано» Жан-Кристоф Гранже фантастических допущений не любит. Признанный мастер триллера найдёт реалистичный способ вернуть к жизни давным-давно погибшего маньяка и превратить улицы Парижа в кошмар наяву.

Семья Морванов, как и всякая несчастная семья, несчастна по-своему. Мать затерроризирована тираном-отцом Грегуаром — влиятельным полицейским чиновником. Дочь Гаэль в погоне за лаврами кинозвезды не особо преуспела на актёрском поприще, зато заделалась востребованной шлюхой. Младший сын Лоис, некогда успешный финансист, подсев на наркотики, практически угробил свою карьеру и развалил брак. Старший — инспектор полиции Эрван на фоне брата и сестры выглядит вполне благополучно, вот только чересчур помешан на работе. Впрочем, когда обретёт продолжение страшная история, в которой Морван-старший поставил точку много лет назад, зашкаливающий трудоголизм лишним не будет.

Первокурсник военной академии, спасаясь от разгула дедовщины, укрылся на пустынном острове и попал под обстрел истребителя. Прибывший из Парижа Эрван доказывает несостоятельность официальной версии: парень погиб за несколько часов до того, как ракета разнесла тело в клочья. Медицинская экспертиза восстанавливает страшные подробности убийства: жертва подверглась изуверским пыткам и была буквально нашпигована мелкими металлическими предметами. За жестокими истязаниями узнаётся почерк Человека-Гвоздя — серийного убийцы, наводившего ужас на Конго в семидесятые годы. Как и тогда, одним преступлением дело не ограничивается: число жертв растёт. Убийца превращает тела в нконди — ритуальные статуэтки, защищающие от злых духов. И косвенные улики, и более весомые доказательства вроде группы крови и ДНК указывают на Человека-Гвоздя, но его в список подозреваемых включить не получится: несколько лет назад серийный убийца скончался в психбольнице. Африканцы считали его нганга — могущественным колдуном, живущим в мире духов. Получается, для поимки маньяка надо поверить древним легендам или, на худой конец, вспомнить слова Артура Кларка о том, что достаточно развитая технология неотличима от магии...

Для каждой книги Гранже помимо изощрённых убийств, экзотических локаций и внушительной коллекции скелетов в шкафах почтенных семейств характерна удивительная кинематографичность. Роман «Лонтано» словно писался с прицелом на большой экран. В нём есть все предпосылки для создания успешного голливудского блокбастера: погони и перестрелки, постельная сцена главного героя с роскошной итальянкой (пикантности добавляет тот факт, что она — бывшая жена его младшего брата), чудесное спасение за секунду до гибели, колоритные герои второго плана, погружение в мир современного искусства и BDSM-тусовки. Пронзив повествование таким количеством человеческих страстей и оголтелого экшена, сложно удержаться от падения на уровень примитивного сценария. Гранже блестяще избегает этой опасности, превращая роман в подлинно литературное произведение. Яркий, изобилующий метафорами, стиль в полной мере даёт прочувствовать и тревожную прохладу парижских улиц, и выжигающую любые молекулы жизни африканскую жару.

Изуродованные трупы, блуждающий во мраке серийный убийца, жуткие тайны африканской магии — в романе «Лонтано» немало страшных моментов, но гораздо сильнее пугают пропитанные ужасом и жестокостью судьбы героев. Некоторые уродуют свою жизнь гораздо сильнее, чем Человек-Гвоздь — тело очередной жертвы. Гранже глубоко погружается в потёмки человеческих душ, отыскивая там установки, лаконично объясняющие, почему иногда падение в пропасть становится предпочтительнее восхождения по карьерной лестнице. «Чего стоит богохульство, если нет ни одного верующего, кто бы мог стать его свидетелем», — преисполненные цинизма размышления Гаэль раскрывают природу оголтелого бунта против патриархальных устоев. «Мир фетишизма сводит свои счеты с прошлым. Заново пережить изначальные раны, но уже в шкуре взрослого, контролируя свои эмоции, превозмогая свой страх», — рассуждения авангардного художника, проливая свет на природу извращения, придают мрачным тонам романа дополнительные пятьдесят оттенков серого.

Признать «Лонтано» полностью удавшимся романом не получится. Очень уж он напоминает подгоревший бисквит, щедро смазанный нежным кремом и украшенный симпатичными розочками: с виду весьма впечатляюще, а стоит распробовать, как обнаруживается подвох. Для современного триллера (особенно с маньячной детективной линией) особое значение имеет вопрос не «кто убил?», а «почему совершено убийство?» — в противном случае жанр давно бы скатился до уровня банальной головоломки вроде кроссворда из еженедельной газеты. Если в дело вступает извращённая логика серийного убийцы, необходимо понять, в чём причина её появления, где сокрыт пусковой механизм сошедшей с ума машины смерти. Гранже мастерски запутывает читателя, скрывая личность убийцы. Долгожданное разоблачение должного эффекта не производит. Доля неожиданности, конечно, присутствует, но она полностью затмевается хромающей на обе ноги мотивацией. Убийство, подразумевающее долгую, сложную и затратную подготовку, требует веских причин. В книге они обозначены очень смутно и неубедительно.

Гранже оставил немало безответных вопросов, прокладывающих тропинку к следующей книге: «Лонтано» — лишь первая часть «Африканского диптиха». Истории с продолжением нынче в моде, но детективный сериал обычно строится из законченных эпизодов. Гранже вместо убедительной концовки предлагает сплошную незавершённость и клятвенное заверение «Продолжение следует...» Обещанный «Congorequiem» появится на русском языке в обозримом будущем и непременно расставит все точки над i, вот только всех ли прочитавших «Лонтано» заинтересует горячая новинка?..

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)