DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Серийное зло

Дочь

Россия, 2012

Жанр: драма, детектив, триллер

Режиссеры: Александр Касаткин, Наталья Назарова

Сценарий: Наталья Назарова

В ролях: Мария Смольникова, Олег Ткачёв, Игорь Мазепа, Владимир Мишуков, Яна Осипова

Похожие фильмы:

  • «Тот, кто гасит свет»

Фильм «Дочь» вышел осенью 2012 года, получив всего 2 копии для широкого экрана, с которых его посмотрели около 7 тысяч зрителей. Релиз на DVD состоялся спустя год, 28 октября 2013-го.

Столь сложным путем не добирается до публики даже какое-нибудь заумно-невыносимо-скучное артхаусное творение.

И да, фильм собрал около 17 наград, включая приз «Кинотавра» и два от ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) с фестивалей в Варшаве и Таллине.

Глядя на такую черно-бело-полосатую «биографию» картины, можно решить, что это, должно быть, так и было задумано, потому что это кино не для всех.

Ведь у нас в отечестве довольно много снимается авторского кино — в основном, на зарубежные гранты — которое, как раз и ориентировано изначально не столько на публику, сколько на благосклонность критиков и фестивальные показы и просмотры. Однако — нет. Дело не в этом.

Хотя гадать о причинах трудной судьбы — занятие настолько же спорное и неблагодарное, как и попытки эту судьбу предсказывать. Тем более, что всякий факт или событие обуславливается, как правило, сразу несколькими причинами. Но пару-другую назвать все-таки можно, ибо они лежат на поверхности: в качественное отечественное кино неблокбастерного типа отечественные прокатчики не верят, как не верит слезам Москва. В фильме «Дочь» нет интересных спецэффектов и компьютерной графики — значит, это кино для несуетного домашнего теле- или видеопросмотра. Кроме того, русское кино, хотя бы в какой-то степени затрагивающее тему православия, в системе проката не имеет не только поддержки, но даже малейшего сочувствия — оно априори системой отметается.

Тем не менее, фильм этот сделан для всех. И в этом убедится всякий, кто его увидит — а картину, к счастью, можно легально и бесплатно посмотреть в онлайн-кинотеатрах.

Да, это не массовая пошловатая жвачка поп-культуры. Но это совершенно точно массовое кино в том смысле, наверное, в каком его понимали все и каждый во времена соцреализма.

И сделан он на высочайшем профессиональном уровне. Будь это иначе, в Интернете, где сталкиваются противоположные зрительские мнения и постоянно отыскивается место и симпатиям, и антипатиям, уж конечно, нашлись бы не только хвалители, но и хулители. Но таковых не отыскалось. За два года существования картины! Оценки зрителей колеблются в узком диапазоне от «замечательно» до «шедеврально». Одно это делает фильм «Дочь» безусловным явлением в нашем кинематографе.

Собственно говоря, даже не хочется обсуждать его жанровую принадлежность: просто хорошее кино всегда выше каких-либо ярлыков. Если требуется кратко охарактеризовать картину, то это настоящий русский фильм о маньяке. В традициях нашего кинематографа и без малейшей капли голливудщины. Как ни странно.

Ведь главная вдохновительница и создательница фильма — Наталья Назарова — к Голливуду отношение имеет: она работала там и какие-то профессиональные навыки приобрела. «Дочь» — ее дебют в режиссуре.

Преудивительная, надо сказать, женщина Наталья Назарова: талантливая и красивая актриса (возможно, известна нашим читателям по сериалу «Дневник убийцы»), талантливая сценаристка (самые качественные в плане сценариев отечественные фильмы последних лет — это ее работы: «Русалка», «Дура», «Внук космонавта», «Мой парень — ангел» и другие), джазовая певица (во время съемок в Америке она про просьбе продюсера записала диск с небольшой местной группой, и он неожиданно возглавил хит-парады, что стало началом их общей музыкальной карьеры). Вообще, когда читаешь немногочисленные интервью Натальи, как-то сам собой рисуется в голове образ этакого барона Мюнхгаузена в юбке: сплошь необыкновенные счастливые случайности.

Но ведь «умница-Фортуна» не слепа. Повязка у нее на глазах — всего лишь утешающее оправдание перед всеми остальными за выбор фаворитов. На самом деле шансы есть у всех — но только поистине достойные умеют ими воспользоваться. И — возвращаясь к фильму — обращение Назаровой к столь трудной теме, как серийные убийства и маньяки тоже есть результат случайности.

Дело в том, что сюжет фильма отчасти автобиографичен. Вот что сама Наталья говорит об этом: «История из времени школьного детства оставила сильный эмоциональный след. Тем более тогда, в советское время, информации по подобным преступлениям, по этим людям вообще не было. Был факт, который я никак не могла переварить».

Внешне неброский фильм поначалу завораживает своей атмосферой: он почти целиком снят на натуре, в одном из одноэтажных провинциальных городков России, где большая часть домов — деревянные, в три окна с печным отоплением. Где в сонной полудреме доживает свой век прошлое в характерной для свалок эклектике: облезлые дворянские особняки, переделанные под дома культуры или магазины, соседствуют со стеклянными советскими гастрономами, кирпичные школы времен войны — с плавучими пристанями времен кукурузы; храмы XIX века… с непроезжими глинистыми лужами тех же времен.

Маленький городок, где вроде бы нет соблазнов. Нет притонов, казино, больших денег.

А зло есть. Оно ведь гнездится в душах людей, а не где-то снаружи.

Вот обыкновенная девочка Инна — она живет со своим самым лучшим в мире, заботливым папой и любимым маленьким братиком. (Инну играет Мария Смольникова, известная многим по роли Кати в недавнем бондарчуковском «Сталинграде». Вообще большинство актеров фильма — это молодые и очень талантливые выпускники творческой актерско-режиссерской мастерской Натальи Назаровой, которую она ведет в РАТИ).

В жизни Инны все просто и незатейливо: школа, дом, семья. Она счастлива — как может быть счастлива канарейка в клетке. И потому беззаботна — ведь ее потребности невелики, а запросы скромны и невинны.

Перемены начинаются, когда в город приезжает Маша — девочка из большого города и неполной семьи. В отличие от Инны (у которой ведь тоже семья неполная, мать умерла), Маша не знает ни ласки, ни заботы, она совершенно не нужна своей распущенной, гулящей мамаше, и это обстоятельство значительно искажает и даже уродует психику подростка. Нет ничего странного в том, что эти девочки со сходной судьбой, но мало похожие друг на друга, познакомившись в школе, становятся близкими подругами: каждая дает другой что-то, чего ей не достает. Маша своей лихой смелостью и раскованностью добавляет «перчинки» в пресное существование Инны, а Инна, несомненно, вносит много тепла и доброты в жизнь Маши.

Но Машу убивают. В городе уже какое-то время орудует жестокий маньяк — без всякой пощады он режет горла молодых девчонок 13–16 лет.

Множество событий и сюжетных линий начинают раскручиваться параллельно: вот священник, у которого маньяк убил дочь, принимает скрытно от всех исповедь душегуба. Как отцу пережить такую боль? А как священнику сохранить тайну исповеди? Вот мальчик, верующий сын священника, впервые влюбляется. Но его горячее первое чувство натыкается на собственную же ненависть и жажду мести. И его первая претензия — к Богу. («Бог испытывает нас, сын,» — объясняет ему отец. «Испытывает?! Да он убил меня!» — кричит измученный подросток.).

Вот следователь, жаждущий не только отомстить за смерть сестры, но и продвинуться по карьерной лестнице. И вот другой — пьяница и разгильдяй, но каким-то остаточным чутьем сознающий, что преступить закон — означает плодить зло. Воспроизводить его снова и снова. И кто же поставит этому предел?

Зло может остановить только сам человек, по своему выбору и воле. Но возможно ли это сделать, если твою жизнь сломали, исковеркали, отняли?! Если твою душу скрутили в мясорубке боли — ни за что ни про что?!

Как остановить зло, постоянно порождающее себя?

Это и есть главный вопрос русского фильма о маньяке. И основная задача каждого из персонажей.

Фильм, в который входишь легко и естественно, как к себе домой, потому что в нем все знакомо, узнаваемо, где все персонажи живые и натуральные, похожи на соседей по лестничной клетке или попутчиков в автобусе — очень быстро захватывает внимание благодаря точному психологизму и острой эмоциональности.

Где-то на середине фильма опытный зритель догадывается, кто является убийцей, но интерес от этого не спадет. Напротив — он станет еще сильнее. Потому что в конечном итоге вопрос о серийности зла приходится решать каждому человеку, в самых разнообразных жизненных ситуациях. И очень интересно посмотреть — как люди справляются с этим в таких крайних, острых случаях, как это показано в картине «Дочь».

Фильм категорически рекомендуется к просмотру, потому что это, несомненно, событие в отечественном кинематографе.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 25-01-2014 19:21

    Хорошая рецензия. Беру фильм на заметку.

    Учитываю...
  • 2 Хельг 21-01-2014 01:57

    Второй раз за два дня натыкаюсь на уверенный, взвешенный разбор этой картины. ИЧСХ - хвалебный разбор. Похоже, надо брать.

    Учитываю...
    • 3 delfin-mart 21-01-2014 06:49

      Мне даже интересно: кому этот фильм не понравится? Нарочно искала отрицательные отзывы. Пока не нашла.

      Учитываю...