Пожиратель / Il divoratore (роман)
Автор: Лоренца Гинелли
Жанр: мистика с элементами хоррора
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Серия: нет
Год: 2012 (в оригинале – 2011)
Похожие произведения:
- Стивен Кинг «Оно», «Дьюма-Ки» (романы)
- Дэн Симмонс «Лето ночи» (роман)
Допустим, вы взяли «Пожирателя», чтобы убить время.
Книга небольшая, название дешевенькое, автор – практически безызвестный. Прелестная кудрявая итальянка, чей дебютный роман у вас в руках, вряд ли сможет чем-то напугать такого закаленного Кингом и Кунцем литературного волка, как вы. Так, по крайней мере, представляется на первый взгляд.
Потом, когда книга пройдет сквозь вас навылет, приходит понимание – а не затем она написана, чтобы кого-то всерьез напугать.
Пожалуй, такой роман мог появиться только из-под пера, управляемого изящной женской рукой: хлесткий, с отрубленными конечностями-главами, но в то же время без кромешной чернухи, что так любят вываливать на нас писатели-самцы. В этом присутствует некий шарм – иногда Гинелли придерживает ногу над педалью тормоза, заступая за грань приличия, а иногда начинает загодя притормаживать, когда ограничительный знак только-только показался вдалеке. В итоге получается забавная штука – читатель вынужден вести себя довольно осторожно, и быть готовым к подобным перепадам.
Двигателем книги служат несколько сюжетных линий, тесно переплетенных между собой.
Мальчик Пьетро, страдающий аутизмом, обладает удивительной способностью воспроизводить в своих рисунках все до самой незначительной мелочи. Потрясающие рисунки служат неопровержимым доказательством его гениальных способностей к живописи. С их помощью он взаимодействует с окружающими – его работы красноречивее всяких слов. Однако, как это часто бывает в нашем мире, «убогость» Пьетро не остается незамеченной его сверстниками. Мальчик становится любимой жертвой для насмешек и издевательств других ребят. Это же так легко – обидеть того, кто не может дать сдачи. Младшего брата Пьетро – Дарио – это сильно тяготит. Он вынужден присматривать за Пьетро, а потому и делить с ним насмешки приятелей.
Алиса, девушка-психолог, появляется в книге не сразу, но именно она претендует на звание главной героини романа. Она всеми силами старается помочь Пьетро перебороть аутизм, занимается с ним развитием речи, особенно по части осмысленной и связной ее составляющих. За то время, как Алиса появилась в его жизни, Пьетро удается достичь определенного прогресса, и он не останавливается на достигнутом, мечтая когда-нибудь стать полностью здоровым.
Дэнни Поссенти – еще одна несчастная душа «Пожирателя». Пожалуй, даже более несчастная, чем Пьетро, хотя семилетний Дэнни не страдает никакими физическими расстройствами.
Зато он страдает расстройствами в семье. Отец – художник-алкоголик, «забивший» на все, кроме продажных девок, ржаного виски и своих художеств – держит в страхе своего сына и старается не обращать внимания на свою жену до тех пор, пока ему не потребуется спустить пары. Да и с этим пунктом в последнее время проблемы: прогрессирующая эхолалия с периодическими болями и попытки их заглушить – вот до чего сузился жизненный интерес Сары Поссенти, тридцати четырех лет от роду, «окаменелые останки души».
По сути, Дэнни вынужден жить на свое усмотрение; душа его постепенно становится похожа на помойку, и больше ничего не надо, лишь бы его оставили в покое. Подобно Пьетро, маленький Поссенти – первая мишень для насмешек, порой чересчур жестоких, и читатель явно видит, где Гинелли забыла нажать на тормоз.
Когда на сцене появляется Пожиратель, Пьетро и Дэнни пребывают в самом подавленном состоянии после очередных издевательств своих сверстников, и в обоих случаях Пожиратель запечатлен у них на картинах – собственной и отца Дэнни соответственно.
Этот странный старик начинает действовать, как лавина – медленно разгоняется, а когда набирает ход, становится ясно, что эту махину уже не остановить, остается только наблюдать и выжидать.
Лоренце Гинелли удалось написать удивительный роман по своей конструкции. Ах, моя прекрасная итальянка из Чезены!..
Пожалуй, первое, что может прийти вам в голову во время прочтения романа: «Боже, да из этой книги получился бы великолепный комикс!» И это звучит как комплимент – скупая на краски, но насыщенная действием и философскими диалогами история прекрасно представляется нам в виде «нарезанных» нуар-картинок, а не аляписто-раскрашенных похождений бредовых персонажей в циклопических декорациях.
Главы короткие, но до предела интересные. В них нет ни грамма лишнего жира, одышкой они точно не страдают. Вам даже захочется добавки, но Гинелли, похоже, прекрасно знает бессмертную истину: «краткость – сестра таланта». И вот за это автора действительно стоит уважать. Самостоятельно урезав объем книги, т.е. уменьшив себе поле действия, Гинелли ухитрилась добиться всего того, чего ее коллегам не удается достичь в своих талмудах, превосходящих по объему «Пожирателя» вдвое и втрое. Образные и живые персонажи, правдоподобные декорации, полная достоверность – и все это счастье на двух с половиной сотнях страниц. Вот уж действительно: удивительное – рядом.
И пускай один из главных «смыслов» книги («только ты можешь убить демонов в своей голове») заезжен, как седло под Михаилом Боярским, и Гинелли не особо пытается посмотреть на него с какой-то иной стороны, книга все равно оставляет после себя хорошее впечатление. Это не очередной «учебник», где автор назидательно возит нас носом по сотням страниц излишних философствований, хождений вокруг да около; не безмозглая повестушка, призванная содрать с вас две-три сотни рублей за три-четыре часа, выдранные из жизни.
Все гораздо положительнее. Определенно, мимо этой книги проходить не стоит. Несомненно, не всем она покажется такой же замечательной и нетривиальной, но попробовать ее прочитать стоит каждому.
1 Надежда 22-09-2012 01:11
Очень интересно описано. Надо поискать.
2 Нео 20-09-2012 17:48
Мне тоже стало любопытно. Спасибо за рецензию!
3 OldFisben 20-09-2012 10:46
Любопытно. Надо пощупать, пожалуй.