DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Шехрезада Лондона, или Мейчен, пророк хоррора

Три самозванца / The Three Impostors (роман)

Автор: Артур Мейчен

Жанр: мистика, детектив

Год первого издания: 1895

Перевод: О. Редина

Похожие произведения:

  • Роберт Льюис Стивенсон «Новые арабские ночи» (авторский сборник)

  • Говард Филлипс Лавкрафт «Шепчущий в темноте» (повесть)

Артур Мейчен — один из самых загадочных писателей: его работы несут черты сходства с творчеством романтиков и декадентов XIX века — от Оскара Уайльда до Роберта Стивенсона. При этом влияние самого Мейчена признавали как оккультисты вроде Алистера Кроули, так и мастера литературы ужасов в диапазоне от Лавкрафта до Стивена Кинга.

«Три самозванца» в этом смысле — одна из самых важных его книг. Структура этого романа, как признавал и сам автор, навеяна «Новыми арабскими ночами» Стивенсона (в России это произведение лучше известно по его экранизации — «Приключениям принца Флоризеля»): это цепочка рассказов, которые содержат друг друга на манер матрешки. Один человек рассказывает нечто другому человеку, в его рассказе, в какой-то момент, один из персонажей начинает свой рассказ — и так пока не образуется целый клубок рассказов, который постепенно будет распутываться. Причем со Стивенсоном «Трех самозванцев» Мейчена роднит еще и интонация: очень английская, но при этом ироничная. Причем, объектом иронии, как минимум, в некоторых пассажах явно служат декаденты — от причисленного ныне к классикам Оскара Уальда до зловещего и неукротимого Гюисманса, прогремевшего почти за 10 лет до выхода «Трех самозванцев».

Подобная структура нелегко воспринимается читателем — слишком много подробностей и сюжетных линий приходится держать в голове, хоть карту взаимосвязей составляй. К тому же, суть романа — в практически детективном расследовании, которое ведут персонажи, в попытке разобраться в истинной подоплеке событий, свидетелями которых они стали. Словом, получилось любопытное и замысловатое литературное кружево — в подобной манере современные писатели почти не работают, на ум приходит разве что умница и необыкновенно чуткий стилизатор Ким Ньман — но он сознательно ориентируется на литературную традицию, практически современную Мейчену: от Конан Дойля до Стокера.

Причем — в отличие от тех, на кого «Три самозванца» повлияли, сам Мейчен остался, скажем обтекаемо, махровым позитивистом, не подпавшим под мрачное обаяние мистики. Но его «Три самозванца» умудрились сильно повлиять на Говарда Лавкрафта, мировоззрение которого практически прямо противоположно. В частности, отзвуки этого влияния заметны в таких рассказах как «Зов Ктулху», «Ужас в Данвиче», «Шепчущий в тенях» — а все это золотая классика творчества затворника из Провиденса.

Словом, произведение довольно неоднозначное, но весьма интересное для ценителей литературы: автор умудряется следовать в русле одной литературы, предсказывать появление совсем другой стилистики и жанров, но, при этом, оставаться сам по себе, не относясь ни к тем, ни к другим. И при чтении этой рациональной и умной книги, поневоле вспоминается, что Кроули, самый знаменитый оккультист XX века, советовал своим ученикам читать Мейчена, приговаривая, что в его книгах содержится «магическая истина» — причем в оригинале был упомянут термин magick, вместо нейтрального magic, так что Великий Зверь говорил отнюдь не метафорически. Другой разговор, что и подразумевал он, скорее всего, иные книги Артура Мейчена — «Великий Бог Пан», например.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)