DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Шестеро в тёмном

Альфа-самка (антология)

Автор: Александр Варго и «Апостолы тьмы»

Жанр: ужасы

Издательство: Эксмо

Серия: MYST. Черная книга 18+

Год издания: 2014

Похожие произведения:

Российский роман ужасов — пока еще колосс на глиняных ногах. Он вроде бы есть, но право же! — иногда думается, что лучше бы его не было. Другое дело — рассказ ужасов. Наши авторы за относительно недолгое время поднаторели в создании малой формы, результатом чего стали пусть и не многочисленные, но очень и очень крепкие сборники. Вошла ли в их число «Альфа-самка», попытаемся сейчас разобраться.

Открывается книга сочинением Александра Варго «Папа». Главный герой — пластический хирург, мастер своего дела — Сергей Кузнецов, имеющий все, о чем только мужчины в его возрасте могут мечтать: и машину, и квартиру, и дочку с красавицей женой. Однако его счастье рушится, когда он «случайно» встречает некую светловолосую малютку, в голубых глазах которой виднеется адское пламя — явный признак недоброго прошлого...

Примечательно, что стартовый рассказ — едва ли не худший из всех. Написанный как будто второпях, без особого вдохновения и желания, он пресен и просто-напросто скучен. Персонажи его ведут себя как уставшие от жизни и трудовой деятельности актеры захолустнейшего из театров. Они говорят не потому, что чувствуют, а потому, что надо — так приказал им автор. В результате этого фабула, и так слишком вялая, хиреет прямо на глазах. Пространно начинающийся, рассказ вдруг резко обрывается жадным, но слишком топорным и, можно даже сказать, банальным насилием.

Справедливости ради, стоит сказать, что ложка меда в сем творении имеется: это сны главного героя. Здесь писатель освобождается от оков бренного бытия, и пишет, в принципе, классические, но оттого не ставшие плохими сцены. Жуткие и по-хорошему отвратительные.

На всем остальном, к сожалению, лежит печать серых штампов и бытовой чернухи, выдаваемой за национальный колорит. Тема маленьких зловещих девочек если и раскрыта, то после «Папы» ее хочется скорей закрыть.

Следующий рассказ Михаила Киосы «Игроки» — вариация «молодежных ужастиков». Несколько юношей и девушек, пьянствуя и гуляя по набережной, решают заглянуть на сгоревший корабль «Феликс Дзержинский». У каждого свои планы на предстоящую ночь, однако ни одному из них не суждено сбыться, ибо ребята попадают в ловушку.

Главный минус произведения — куча однотипных персонажей, которых надо запомнить, чтобы понимать происходящие события, и которых, однако, помнить совершенно не хочется и не получается, так как все они либо вызывают скуку, либо презрение, и некому хоть сколько-нибудь симпатизировать.

Безвкусная мешанина вообще является отличительным знаком «Игроков»: здесь и призраки, и мертвецы, и духи, и маньяки, и психопаты, и даже исторические личности. Наслаиваясь друг на друга, они превращаются в безликую массу статистов, то появляющихся на сцене, то исчезающих, но никогда на ней не живущих. Плюс ко всему настроение портит абсолютно не нужное нравоучение в конце рассказа, дескать, все безобразие от грехов людских. Зачем? Зачем так прямолинейно, в духе Чацкого? Для того ли мы читаем хоррор, чтобы погрязнуть в социальном морализаторстве? Это прерогатива фольклора, учащего детишек хорошему поведению посредством страшных сказок. Вот только мы-то не дети, и на обложке «Альфа-самки» стоит отметка «18+».

Казалось бы, половина книги уже прочитана, стоит ли мучиться дальше? Стоит и еще как, потому что следом за «Игроками» идет Максим Кабир и его «Бедные люди умрут в муках», являющие собой переломный момент данной антологии. Повествует эта чрезвычайно короткая история о женатой паре, отдыхающей на пляже, где их заприметила стая голодных птиц. Что будет дальше — угадать не сложно, да и не нужно. Лучше просто насладиться атмосферой беспощадной и в некотором роде бессмысленной жестокости, стать рабом птичьего царства (лейтмотива творчества Максима Кабира!), ощутить себя срединным звеном пищевой цепи и прийти от этого в дикий первобытный ужас. Прочитать этот рассказ — то же, что иголкой лопнуть шарик с кипятком: мигом ошпарит, отпрыгнуть не успеешь!

«Альфа-самка» Марии Артемьевой — о девушке, влюбляясь в которую мужчины (а также юноши и мальчики) неминуемо гибнут, причем самой чудовищной смертью — этакий философский хоррор, побуждающий задуматься о праведности матриархата, нелегкой женской доли, и невольно возвращающий нас во времена, когда Женщина была едва ли не божеством, а мужчины сему божеству поклонялись и перед ним трепетали. Пугает, конечно, пугает, так как обращается к древнейшему из инстинктов — жажде продолжения рода. Что наши искусства и духовные ценности перед чревом, извергающим потомков? Воистину, слабый пол правит миром!

«Бледен лунный лик» Дмитрия Тихонова, безусловно, является жемчужиной сборника, хотя здесь и нет литров крови и развратного секса, нет вычурности и тяжелых метафор и главное — здесь нет морали. В самом деле, это просто страшная история о хмуром, но работящем мужчине, делающем ремонт в квартире, где обитает потусторонняя сила. Каждое слово в произведении выверено и взвешенно; автор не пускается в абстрактные рассуждения, мы его практически не чувствуем. На сцене — только главный герой и его поступки, его размышления. Он реален настолько, что ему нельзя не сопереживать, а значит, мы с замиранием сердца следим за его приключениями.

Завершает «Альфа-самку» три коротеньких рассказа Алексея Шолохова. Печальный и в чем-то трогательный «Плохой отец» о зэке, вернувшемся домой к родителям и устроившем новый беспредел. Написано аккуратно, с любовью к своему делу и своим героям. Одно только плохо: это все-таки не хоррор. Да, события страшные, жуткие, но достаточно включить телевизор, чтобы увидеть все то же самое. «Плохому отцу» не хватило гротескных образов.

В свою очередь, следующий рассказ «Отстрел» — о противостоянии людей и собак — действительно ужастик, в духе каких-нибудь «Баек из склепа». Аутентичные декорации мрачного серого завода создают вязкую, тягучую атмосферу ожидания скорой смерти, и после такого меланхоличного повествования приятно взглянуть на солнышко за окном и порадоваться тому, что живешь.

«С меня хватит» — казалось бы, уже заезженная тема о маленьком человеке, обозлившемся на окружающих и решившем им отомстить. Так бы оно и было, но, во-первых, авторский стиль, очень доверительный, пронзающий душу, вызывает сострадание к главному герою, а во-вторых, неожиданный финал задает такого перца, что не сразу понимаешь, в чем его суть, и в результате произведение выходит на новый, более сложный уровень.

Что же мы имеем в итоге? Первые два рассказа (одна вторая сборника) из рук вон плохи. Однако следующие творения кардинальным образом меняют впечатления от антологии. Они хороши не только на фоне «Папы» и «Игроков», но и сами по себе читаются легко и приятно. Пятьдесят на пятьдесят: стакан наполовину полон или пуст? Каждый сам решит в меру своего оптимизма.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)