DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Шкурный интерес

Продолжаем длинный-длинный разговор, начатый еще 20-го числа прошлого месяца с самого первого выпуска этой колонки, который получил название "Смерть книгоиздания". Поскольку тема очень большая и сложная, мне важно, чтобы вы хотя бы в общих чертах ознакомились с предыдущими выпусками колонки. Поэтому напомню, что за "Смертью книгоиздания" последовали "Автор - посредник- читатель" и "Посредники между авторами и читателями в новое время". Я, конечно, постараюсь тезисно изложить те главные мысли, которые были высказаны в предыдущих выпусках, в начале этого, но вы должны понимать, что это будет именно тезисное изложение, нечто вроде очень краткого конспекта. Для лучшего понимания, конечно, надо читать все полностью.

Итак, какие выводы мы сделали ранее:

  1. Книгоиздание и книготорговля уже долгое время находятся в кризисе. В этих условиях авторам, издателям и читателям приходиться, вольно или невольно, искать новые способы реализации своих функций, новые формы такой реализации - и вектор явно направлен в сторону электронных книг и Интернета.
  2. Взаимоотношения между авторами, издателями и читателями с точки зрения бизнеса являются взаимоотношениями между производителями продукта (авторы), потребителями продукта (читатели) и посредниками (издатели, продавцы и т.д.). Причем в складывающихся новых условиях значимость посредников резко уменьшается, что приводит к сокращению числа посредников и к тому, что теперь один посредник выполняет те функции, которые раньше выполняло несколько различных посредников.
  3. Магазины электронных книг, пиратские онлайн-библиотеки и сетературные сайты являются "посредниками", разница между которыми - в том, как именно они реализуют свои посреднические функции. Возможны и иные формы такого посредничества. При этом важно, что в некоторых их форм продукт (произведение, текст, текстовый файл) перестает быть товаром, что не мешает, однако, посредникам, получать некоторый доход.

Далее, мне хочется поговорить о том, как именно авторы и посредники зарабатывают на продукте, не продавая его, а отдавая бесплатно потребителю? Именно этой теме я обещал посвятить целиком и полностью этот выпуск своей колонки, но, извините, решил отложить, так как мне кажется важным прежде еще подробно рассмотреть существующие ныне формы взаимоотношений между авторами, читателями и посредниками с точки зрения интересов каждой из сторон.

Я понимаю, что многих коробит то, что под словом "продукт" или "товар" я подразумеваю чье-то творчество. Поэтому еще раз повторю, что если рассматривать литературное произведение с точки зрения автора или читателя - это творчество, а если смотреть с точки зрения деловой, с точки зрения бизнеса, то это - продукт. У продукта есть производитель - автор. И есть потребитель - читатель. Все, кто стоят между автором и читателем - являются посредниками. В реале это те люди, кто платит авторам гонорары, издает книги и продает эти книги читателям. В Интернет посредник может давать читателю продукт даже совершенно бесплатно, но все равно что-то на этом зарабатывать.

Это важно иметь в виду, ведь пока что мы с вами говорили все больше о схемах и ролях, но совершенно не вспоминали об интересах. А это ведь самое важное. У нас есть три участника взаимоотношений (производитель, посредник, потребитель) и у каждого из них свой интерес. Мне кажется очевидным, что наилучшая форма взаимоотношений в этом трио будет та, что будет соответствовать интересам всех трех участников.

Интересы производителя (автора) - писать, получать признание у читателя и иметь возможность уделять писательству время (для чего неплохо бы что-то зарабатывать на том, что пишешь).

Интересы потребителя (читателя) - читать и (естественное желание любого человека) поменьше тратить деньги.

Интересы посредника - помогая производителю донести продукт до потребителя, зарабатывать на этом и как можно больше зарабатывать.

Давайте теперь посмотрим, как существующие формы взаимоотношений "автор-посредник-читатель" учитывают интересы всех трех сторон. Как это происходит в реале мы знаем, но как это происходит в электронной сфере, в новых условиях?

Магазины э-книг. Предоставляют потребителям продукт, взимают за это плату. Часть оплаты передают производителю. Часть оставляют себе.

Эта схема, по сути, является "апгрейдом" той, что существовала в реале, где посредник "упаковывал" и продавал продукт потребителю и выплачивал какое-то вознаграждение производителю. Это дублирующая схема, в которую внесены небольшие поправки, имеющие принципиальное значение для конкретных посредников, но сама суть осталась прежней.

Пираты. Предоставляют потребителям продукт бесплатно. Никаких выплат производителям продукта не осуществляют. При этом имеют свой доход.

То есть по сравнению в магазинами э-книг пираты ущемляют интересы производителя (автора), зато интересы потребителя удовлетворяют по максимуму. При этом свои собственные интересы реализуют. Явный перекос не в пользу интересов производителя.

Сетературные сайты. Предоставляют потребителю продукт бесплатно. Никаких выплат производителям продукта не осуществляют (но в отличие от пиратов здесь все происходит с ведома и одобрения самого производителя). При этом имеют свой доход.

Здесь все тоже самое, что и у пиратов: интересы потребителя и интересы посредника удовлетворяются. Интересы производителя ущемляются, но производитель сам добровольно идет на это ущемление (усматривая какие-то компенсационные выгоды вроде рекламы или просто возможности общаться с читателями).

Я уже приводил пример DARKER как еще одной формы взаимоотношений "автор-посредник-читатель". Что по сути делает DARKER и каким образом в нем реализуются интересы пресловутого трио?

DARKER предоставляет потребителю продукт бесплатно. При этом имеет свой доход. Частью этого дохода делится с производителем.

В сравнении с магазинами э-книг DARKER как посредник - в принципе - лучше для потребителя, так как предоставляет продукт бесплатно. В сравнении же с пиратами и сетературой DARKER - лучше для производителя, так как оплачивает производителю его продукцию.

Вывод напрашивается такой, что посредник-DARKER и представляемая такими посредниками форма взаимоотношений "автор-посредник-читатель" наилучшим образом учитывает интересы двух других участников взаимоотношений.

Учитывая, что в новых условиях, как мы говорили ранее, роль посредника и его риски заметно снижаются, кажется вполне логично, что именно посредник и должен поступиться своими интересами в пользу производителя и потребителя.

Хотя, конечно, этого не признает ни один их тех посредников, что работают сейчас: ни магазины э-книг, ни пираты, ни сетературные сайты.

Лично я, однако, думаю, что именно за такими посредниками - будущее.

Давайте отставим в сторону мораль: для потребителя в заведомом большинстве случаев при наличии выбора "купить или получить бесплатно" второй вариант всегда будет лучше. В условиях Интернет, где доступность бесплатного шире, чем в реале, этот фактор имеет большой вес. Для производителя и посредника есть два пути с учетом этого:

  1. Снижать цену продукта до уровня, когда она будет "почти бесплатно", т.е. настолько мала, что потребители не обратят на нее внимания, не ощутят затрат. Но в этом случае труд производителя и посредника будет еще сильнее зависеть от массовости, что, как мне кажется, может в какой-то мере быть приемлемо для посредника, но вряд ли будет приемлемо для производителя - в виду достаточно больших временных затрат на создание такого продукта, о каковом говорим мы. Проще говоря, доход производителя будет слишком мал в силу того, что он не может брать свое массовостью. Посреднику чуть легче, так как он работает со многими производителями. Одно дело - получать маржу с продажи тысячи э-книг сотен авторов, другое дело - получать деньги с продажи десяти э-книг.
  2. Искусственными препонами лишить потребителя самого выбора между "купить или получить бесплатно", оставив только "купить". На практике это неизбежно связано с законодательством, судами, спорами и прочими инстанциями. В условиях Интернет полностью уничтожить вариант "получить бесплатно" физически не возможно, но, как показывает практика, можно его, так сказать, убрать на периферию, т.е. сделать не столь массовым. Попросту говоря - борьба с пиратством. По сути же этот вариант, с одной стороны, ущемляет "шкурный" интерес потребителя, а с другой стороны - все равно не избавляет производителя и посредника от финансовый потерь в виде недополученной выгоды, так как тех потребителей, которые изыщут способ получить продукт в электронной форме бесплатно все равно будет значительно больше, чем тех, кто может получить бесплатно продукт в виде физического предмета. Украсть книгу из книжного магазина просто физически гораздо сложнее, чем скачать файл с какого-нить торрента. Причем скачать за один раз можно легко сотню,а то и тысячу текстовых файлов, а спрятать и вынести из магазина даже десять книг - задача невыполнимая.

Естественно, два этих пути для посредника не являются альтернативами. Скорее это пересекающиеся дорожки, ведущие в одном направлении. Поскольку ни тот, ни другой варианты не могут считаться в конечном итоге исключительно верными (и мы пояснили почему так), то на практике используются оба, но не до конца. То есть цена на э-книгу в целом ниже цены на обычную книгу, но не опускается до уровня "считай что бесплатно", а борьба с пиратством ведется, хотя все понимают, что полную победу одержать не получится - но конкретная польза от этой борьбы для посредника-легала все равно есть. По сути же, второй вариант является борьбой между конкурентами-посредниками. А в целом конструкция "мы снижаем цену, одновременно пытаемся бороться с конкурентами" в нынешних условиях в наше время выглядит довольно шаткой и не устойчивой. Балансировать на столь тонком канатике сложно и посреднику, и, тем паче, производителю.

В долгой перспективе, конечно, ибо то, что какое-то время кому-то это удается проделывать с успехом - факт. Другое дело, что в большинстве случаев мы приходим так или иначе к перекосу - ущемляется либо интерес производителя, либо интерес потребителя, либо интерес посредника. А слабее всего позиции у производителя, поэтому последних в долгосрочной перспективе становится меньше, что в итоге приводит к краху интересов всех и вся: если не будет продукта, потребителю становится нечего потреблять, а посреднику не на чем (и не на ком) "паразитировать", не с чем и не с кем осуществлять посреднические функции.

Вот с точки зрения логики соответствия интересам всех сторон мы приходим к выводу, что другие, пока не распространенные широко формы взаимоотношений "автор-посредник-читатель" (подобные DARKER) эволюционно выше чем пираты или сетература, а также возможно выше или как мимимум являются значительной альтернативой магазинам э-книг.

Продолжение следует - и теперь мы уже точно рассмотрим способы получения доходов в Интернет, являющиеся альтернативой непосредственно продаже такого продукта как тексты. Иными словами - поговорим о том, как зарабатывают пираты, сетература и откуда в принципе должны появляться деньги на выплаты вознаграждений авторам у DARKER и ему подобных проектов.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 ilya_pivovarov 14-06-2012 20:54

    Мне кажется, в таком случае сайту будет нужен некто, исполняющий функции редактора (вычитка, правка, и так далее). Или я не прав?

    А вообще, новость любопытная. Подробности, как я понимаю, будут в одной из следующих статей?

    Учитываю...
    • 2 Парфенов М. С. 15-06-2012 11:49

      в таком случае сайту будет нужен некто

      Какому сайту? DARKER'у что ли?) "Проект" не подразумевает некий большой сайт для писателей, как ты, видимо, предполагаешь. Таких сайтов сетературных навалом и без меня. Финансовую выгоду они не смогут принести весомую для авторов, даже если владелец такого сайта будет платить (чего ни один сетературный сайт не делает, конечно же), просто доходы с этого сайта, каким бы большим он ни был, в расчете на тысячи авторов окажутся для конкретного автора копеечными (без преуменьшения, там реально копейки будут).

      Подробности, как я понимаю, будут в одной из следующих статей?

      В заключительной статье по этой теме намереваюсь изложить суть. Хотя я этот проект в секрете не держу, инфу и на форумах давал и еще кой-где. Просто здесь это будет более сообразно, детально и т.д.

      Учитываю...
  • 3 ilya_pivovarov 13-06-2012 21:30

    Отчего-то мне кажется, что многоуважаемый редактор хочет подвести нас к какому-то новому проекту, который он хочет разработать. Где можно будет публиковаться авторам, работающим в жанре хоррора, и получать за это деньги. Или я не прав? smile

    Учитываю...
    • 4 Парфенов М. С. 14-06-2012 00:42

      редактор хочет подвести нас к какому-то новому проекту, который он хочет разработать

      Несомненно. Я этого вроде и не скрываю. Только вы не совсем правы, когда пишете:

      Где можно будет публиковаться авторам, работающим в жанре хоррора, и получать за это деньги

      Нюанс в том, что НЕ ТОЛЬКО авторам хоррора. Любым авторам.

      А вообще я из проекта этого секрета не делаю, разрабатывается он довольно давно мною. Пока в теории все разрабатывается, т.к. в этом проекте я выступлю как тот самый "посредник", то бишь на мне будет бизнес-часть, что для меня достаточно ново.

      Учитываю...
  • 5 R.A. 12-06-2012 16:23

    не думаю что в наше время кто-то будет против слова "продукт". ведь каждый автор хочет зарабатывать своим словом. а кто не хочет тот ну... старовер.

    есть продукт - либо не качественный (дешевле), либо качественный (дороже).

    он продается. вопрос в том, кто назначает ему цену. по какой шкале измерить писательский труд?

    а вот как зарабатывать э-книгами при их низкой стоимости - интересно почитать. ибо тут кроме как бешеные "тиражи" выхода и не видать.

    и можно ли в современном мире зарабатывать исключительно писательством? иначе это превратится не более чем в хобби, а не останется смыслом жизни.

    превратить хобби в работу и больше никогда не работать. возможно ли это?

    Учитываю...
    • 6 Парфенов М. С. 14-06-2012 00:38

      не думаю что в наше время кто-то будет против слова "продукт"

      Есть, есть такие люди, я лично с ними знаком. Причем это писатели, у каждого из которых есть не просто "где-то там" публикации, а не по одной книге имеется.

      вопрос в том, кто назначает ему цену

      Не совсем так. Вопрос в формировании цены в целом.

      как зарабатывать э-книгами при их низкой стоимости - интересно почитать

      Мне тоже, но я об этом писать не собираюсь пока)

      можно ли в современном мире зарабатывать исключительно писательством

      Я думаю, можно даже и сейчас, другое дело, что могут это далеко не все, а процент тех, кто может и зарабатывает - крайне низок.

      Учитываю...