DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Штамповато будет

Экзекутор / The Executioner (роман)

Автор: Крис Картер

Жанр: остросюжетный триллер

Издательство: Центрполиграф

Серия: Мастера остросюжетного романа

Год: 2010

Похожие произведения: любой роман о серийном убийце, который придет вам на ум.

В Лос-Анджелесе под Рождество убит священник. Обстоятельства убийства таковы, что можно предположить ритуальный характер мерзкого святотатства. Однако за этим последовала смерть молодой женщины, от подробностей которой и у опытных полицейских кровь застыла в жилах. Это позволило Робу Хантеру на миг почувствовать всю безграничную жестокость того, кто вызвал его на поединок. Столкнувшись лицом к лицу с абсолютным злом, не ведающим ни жалости, ни сострадания, Хантер понимает, что призван любой ценой остановить его…

Экзекутор. Обложка

У каждого из нас есть страхи, которые тревожат больше всего. Это фобии – неконтролируемые, невыносимые и внушающие ужас при одном упоминании о них, очень личные, глубоко засевшие в подсознании и памяти. Закройте глаза, копните глубже – и нащупаете нечто такое, отчего нахлынет липкий страх, скользнёт мурашками по коже и заставит сердце биться чаще. А теперь представьте, будто кто-то злобный и безжалостный ворвался к вам в дом, лишил свободы, обездвижил… и начинает реализовывать ваш самый сильный кошмар, только чтобы насладиться чужими страданиями.

Таким жесточайшим образом серийный убийца по прозвищу Экзекутор расправляется с жертвами, не жалея ни средств, ни времени, лишь бы обеспечить беднягам максимально неприятный уход в мир иной. Он мило представляется, меняет личины, чтобы втереться в доверие, разговорить человека, узнать то, чего страшится собеседник, а потом устроить ему дьявольский аттракцион. Маньяк неумолим и беспощаден; его не запугать, не подкупить, и нет такой вещи, что вызывала бы у него отвращение.

И вот по следу этого чудовища пускается Роберт Хантер, опытный детектив, уже известный своим бесстрашием и вниманием к деталям по предыдущему роману Криса Картера «Распинатель». С одного фланга ему помогают коллеги-следователи и таинственная девушка-экстрасенс, с другого – давят начальник, пресса и бессонница, однако Хантер свыкся со своей нелегкой судьбой и уверен, что поимка очередного преступника – всего лишь вопрос времени.

Главный недостаток книги заключается в её общей простоте. Примитивный сюжет – историю расследования и связь между жертвами – можно описать в двух словах, и это будет смахивать на жирный спойлер, узнав который, книгу можно не открывать. Неожиданный поворот событий, как в любом шаблонном детективе-середнячке, всего один – в самом конце, больше удивить читателя нечем. Персонажи в большинстве своём – безмозглые вопрошатели, которые помогают главному герою в очередной раз блеснуть умом, объяснив окружающим какие-нибудь простейшие истины (например, зачем нужно фотографировать толпу зевак на месте преступления). Эмоции их возведены в абсолют, в худших традициях голливудского кино – опытных полицейских тошнит при виде каждого мертвеца, они восклицают «Боже мой!» или «Господи Иисусе!», но вот незадача: всё оставшееся им романное время они причитают, как же много трупов и ужасов повидали за жизнь в Лос-Анджелесе. Картонность и шаблонность выпирают из каждого угла: центральные герои и злодеи – воплощение всех присущих детективным историям клише и штампов, только прорисованы они слабее, чем в видных соседях по жанру. Само расследование – безвкусное и типичное, стандартное изучение прошлого каждой из жертв и последующее проведение параллелей между ними. И почему ещё «хитроумный маньяк» удивляется, что его вычисляют, хотя он не оставлял улик и, в целом, действовал очень осторожно? Упрощённое и оттого немного детское описание будней копов окончательно разрушает всю серьёзность ситуации, из-за чего персонажи предстают в довольно комичном виде, не исключая и того самого ужжжасного злодея. Это никак не идёт на пользу роману, который с первых строк позиционируется как серьёзное и пугающее криминальное чтиво, не скупящееся на грязные подробности.

«Экзекутор» состоит из двух параллельных линий: детектив (когда речь идёт о Хантере) и ужастик (когда описываются труды маньяка). Предпочтение, между тем, отдаётся «светлой стороне», а в душу психопата автор почему-то не хочет лишний раз заглядывать, предпочитая лишь слегка касаться его прошлого и настоящего «флешбэками» со скупыми описаниями. Смешение жанров – это, конечно, хорошо, особенно когда обе составляющие сформированы удачно и к месту (самые очевидные примеры – фильм «Семь» или литературно-экранная сага о докторе Лектере), но если и детективная часть подкачала, и маньяк невыразительный, то хвалить роман особо не за что. Лучше всего – доработать основательно хотя бы одну жанровую часть, сделать её ударной и привлечь определенную аудиторию. А два середнячка, да хоть десять, доставят читателю не больше удовольствия, чем по отдельности.

Не хочется спорить с тезисом «неизвестное пугает больше всего», но, пожалуй, Картеру следовало бы уделить душе маньяка больше внимания. Да, тот жесток – едва ли не до предела жестокости. Но на этом всё. Его методам недостаёт изобретательности и эффектности (каждый способ убийства не раз уже встречался в популярной литературе или кино), а боль мучеников невозможно прочувствовать, потому что сцены насилия старательно опускаются – остается довольствоваться результатом вместе с полицией. Так что вряд ли эта книга придётся по душе поклонникам маньяков и мясорубок… а значит, вычёркиваем сразу половину аудитории, на которую ориентирован роман. Даже пожертвовав детективной частью, просто погрузив читателя в психологию маньяка и изощрённые пытки, можно было состряпать кровавый «мясакр» наподобие «Изысканного трупа» от Поппи Брайт, что явно подарило бы автору больше поклонников, славы и тиражей, чем при нынешнем раскладе. И восклицания «Вот это жесть!» в отзывах наполнились бы куда большим смыслом.

Что касается детективных элементов, то здесь при всём желании не порадуешься неожиданным решениям и умным ходам со стороны правоохранительных органов. Использование услуг экстрасенса, хоть его появление и обосновано сюжетно, вбивает ещё больше гвоздей в крышку гроба детективной части. И снова, даже пожертвовав «маньячной» линией, можно было сделать детектив более детективным, пойти по стопам Шерлока Холмса и Коломбо, добавить больше головоломных загадок и неожиданных способов их решения, больше изобретательных ловушек – как для преступника, так и для полиции.

Единственное, за что можно похвалить автора «Экзекутора» и «Распинателя», так это за неожиданные развязки, когда преступники наконец раскрываются. И приятно осознавать, что имена берутся не с потолка, а уже мелькали на страницах с довольно весомыми подсказками для вдумчивого читателя, но автор запутанными тропинками уводил его подальше от ответов, заставляя думать в неверном направлении. Жаль только, что мотивы злодеев оставляют желать лучшего, и если бы не банальное объяснение – «безумие», – оставалось бы крикнуть знаменитое «не верю»… но ведь чего только в реальности не бывает, поэтому можно лишь сконфуженно пожать плечами и закрыть книгу.

Итог: Пока автор не избавится от своих недостатков, его книги не обзаведутся крупными тиражами, а имя никогда не бросит тень на другого Криса Картера – знаменитого сценариста сериала «Секретные материалы». Для любителей детектива тут недостаточно интересных расследований, для поклонников хоррора – красочного насилия (или хотя бы цепкой атмосферы). Ни бэ, ни мэ – а значит, рекомендовать «Экзекутора» можно лишь тем поклонникам остросюжетных триллеров, которые готовы искать убийцу вместе с главным героем, стараясь угадать его раньше последних глав и не тяготясь скучным повествованием. Если вам в детективах важна только концовка, то эта книга с трудом, но может порадовать.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)