Жанр музыки, о котором пойдет речь, является своеобразным поджанром индастриала — по крайней мере, так пишут во всевозможных справочных материалах. Но, если пристально всмотреться в глубину этого рода музыки, очень трудно найти схожие черты с индастриалом — кроме использования электронных синтезаторов и сторонних шумов при записи композиций. Но всё же отдадим должное основоположникам этого стиля: югославской группе Laibach. Как кое-кто уже мог догадаться, мы поговорим о культурном феномене, именуемом «Мartial Industrial».
Ещё в зачатии жанра группа Laibach определила его костную структуру. А именно: милитаризм как наиболее выраженная черта стиля и яркая идеологическая привязка. В родной им Югославии оперирование военными символами доставило немало проблем, которые вылились в регулярные запрещения концертов группы, а после, и к полному запрету коллектива в 1983 году. Лишь в 1987 году, уже в Словении, они могут дать первый официальный концерт со времён запрета, будучи уже всемирно известными Laibach.
И всё же, какова сталь на вкус? Чему обязан всплеск популярности martial'a в Старом Свете и России в частности? Ответ, как обычно это бывает, кроется совсем не в культурном поле. Радикализация политических сил (как левых, так и правых) в большей степени, потребовала заполнить культурный вакуум своих идеологий. И звуки автоматных очередей, а также монотонных ударов военных барабанов пришлись как нельзя кстати. К тому же, трудно отрицать то, что военная эстетика прочно пустила корни в сознании человека, создав, таким образом, целый спектр различного культурного контента, условно объединённом под словом «military».
В настоящее время martial industrial переживает свою вторую волну известности, которая по своей силе значительно превышает первую. Музыка стала более бескомпромиссной и более сформулированной. Несложно догадаться, что своё вдохновение создатели военных ритмов берут из многочисленных военных конфликтов. Особым почётом в этом деле является тематика Второй Мировой Войны, что неудивительно, ведь этот период истории продолжает отражаться своими конвульсиями даже сейчас. Но и другие кровавые события человеческой истории не остаются без внимания. К примеру, общеизвестный проект Rome (Люксембург) активно прорабатывает в своей музыке античное прошлое Европы. Не менее выдающейся группой является немецкие Triarii, их альбом 2008 года «Muse In Arms» является знаковым для стиля. Особой любовью пользуются треки под названием «Europa» и «Ode To The Sun». Они ярко выражают характерную черту мартиала, а именно «героику». То чувство, с которым викинги-берсерки атаковали своих врагов или японские самураи сражались за своих дайме можно назвать никак иначе как геройский дух, дух борьбы, долга и чести. Все эти темы воспеваются как с помощью чисто мелодических конструкций, так с помощью конструкции смысловых.
Довольно часто можно столкнуться с внедрением в композицию исторической военной песни или манифеста: примером может служить песня французских солдат «La Cavalerie D'Afrique», которая звучит в треке именитого проекта Across The Rubicon под названием «Soldat Inconnu». Обращение к историческому опыту, а также духовная сопричастность к нему является знаковой чертой жанра.
Редко когда подобное явление, как возникновение нового пласта в современной музыки, дело рук одних лишь приписываемых «родоначальников». Культурный феномен зависит от многих факторов и может идти сразу из нескольких, ранее не соприкасающихся, течений.
Несомненно, на формирование martial как отдельного жанра повлиял dark ambient и неофолк. И если dark ambient внёс исключительно технические коррективы, то неофолку martial обязан своей идеологической основой. Как правило, каждый коллектив рассказывает нам об истории, победах, поражениях именно своей страны. О событиях, которыми можно гордиться или которых нужно помнить, а может быть - тщательно переосмыслить, что зачастую играет не последнюю роль. Осознанно или нет, martial industrial противопоставляет себя мультикультуре, яро пытаясь сохранить вечные символы, отстреливаясь автоматическим оружием и направляя когорты преторианцев прямо в лоб врага.
Работа в martial порой является также работой на стыке жанров. Примером чему может послужить альбом проекта Leidungr «De Nio Kraftsångerna» 2013 года, поразительно сочетающий в себе в полной мере и дарк фолк, и martial industrial. Совершенно превосходен трек «Urnord», партия скрипки которого весьма драматична - в совокупности с акустической гитарой и маршевым ритмом она создаёт уникальный эффект.
Стоит непременно выделить следующую особенность. А именно: Martial нашёл своё развитие преимущественно в пост-тоталитарных странах. В государствах с довольно красочным милитаристским прошлым. Это наводит на мысль о том, что идёт некое романтизирование тоталитаризма, причиной которого может вполне быть негативные последствия мультикультурной политики ряда стран Европы, куда относимся и мы. Так что не исключено, что вскоре и в нашей стране появятся яркие martial-проекты.
Эпику композиций, их объёмистость, массивность можно объяснить глубокими связями с симфонической музыкой. Активно используются электронные аналоги струнных и духовых инструментов, хоровое пение также не является редкостью. Мелодия заставляет нас представить более чем глобальную, страшную и вместе с тем возвышенную картину. Музыка носит ярко выраженный кинематографический оттенок, что помогает нам достаточно близко проникнуться своей атмосферой.
Война как культ, война как необходимость жизни - подобное нам говорил и старик Дарвин. Выживает сильнейший. В бытность современного общества об этом очень легко забыть, это понимание теряется, что ведёт порой к не лучшим результатам и к некоторым катастрофическим иллюзиям. И Martial Industrial неустанно предостерегает нас от этого.
Комментариев: 0 RSS