DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Сказка для взрослых

Ночь перед Рождеством (повесть)

Автор: Николай Гоголь

Жанр: мистика

Год издания: 1832

Похожие произведения:

  • Николай Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (повесть)

Ночь перед Рождеством — самое «темное» время года, когда наружу вылазят ведьмы, черти, колдуны и прочая нечисть. Так считает Николай Васильевич Гоголь, написавший одноименную повесть. Она совсем небольшая, но событий в ней столько, что кажется, будто роман прочел. Гоголю вообще это свойственно — в малый объем вкладывать многое.

«Ночь перед Рождеством» густо населена персонажами и характерами, причем каждый из них прописан тщательно, любовно и детализированно.

В центре истории — кузнец Вакула и красавица Оксана, ради которой парубок затевает шашни с чертом. А Вакула нечистого давно ненавидит за то, что тот «намалевал» на стене церкви обидную картинку. Кузнец на хуторе Диканьки считается самым богобоязненным человеком, потому ему ничего не стоило подмять под себя черта и заставить его делать то, что ему было нужно — лететь в Петербург и достать для Оксаны черевички с ноги царицы.

Довольно интересно прописана Солоха, мать Вакулы, этакая охотница на мужей, имеющая нескольких любовников, в том числе и вышеупомянутого черта, ибо она ведьма, и особливо положившая глаз на вдовца Чуба, отца Оксаны. Ради собственного устроения судьбы и своих меркантильных интересов она готова пожертвовать счастьем собственного сына, прибегнув «к обыкновенному средству всех сороколетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом». Удавалось ей это на славу — отец Оксаны терпеть не мог Вакулу. Ее история — отдельный пласт несуразностей, нанизывающихся одна на другую, как разноцветные бусины — любовники, думая, что в такую снежную ночь никто не выйдет из дома, начинают стекаться к ней, как пчелы на мед, и, чтобы сохранить репутацию, в панике просят их спрятать, когда слышат стук в дверь. Солоха и прячет их в большие мешки из-под угля у печи, что приводит к ряду курьезов.

Мир Екатерины, со сверкающими нарядами, богатыми палатами из золота и каменьев, с показной аристократичностью, с нарядным Петербургом — нечто совершенно иное, как для читателей, так и для Вакулы, который не может наглядеться на это диво. Почти физически ощущаешь, что кузнец не из этого мира, и вместе с ним чувствуешь себя не в своей тарелке, неуютно и неприкаянно, и когда он говорит черту, чтобы нес его обратно — вздыхаешь с облегчением.

Черт в повести вроде и зло, и темная сторона, но его не боишься, а в какие-то моменты и жалеешь — шкодливый, маленький, мстительный и все время получающий по ушам. А ему всего-то и хочется, что перед своими собратьями покрасоваться и приобрести хоть сколько-нибудь значимый вес в их глазах, дабы перестали над ним смеяться.

Повесть написана в сказочно-детской манере: черт крадет с неба месяц и кладет его в карман, Солоха складывает своих любовников по мешкам с углем, Пузатый Пацюк ест вареники, которые сами обмакиваются в сметану и прыгают ему в рот, и Оксана «к утру влюбилась по уши в кузнеца». Все это Гоголь перемежает хуторскими словечками и «говорящей» лексикой. В силу того, что сейчас некоторые слова устарели, приходится лазить по словарю в поисках их значений, но это придает особую прелесть чтению.

Атмосфера ночи перед Рождеством, когда девицы и парубки колядуют, поют песни под окнами и собирают в мешки угощения, играют и резвятся в свои молодые игры, а люди постепеннее собираются в шинке, передана настолько точно, что ощущаешь, будто бы ты тоже там — среди них. Будто бы звезды перемигиваются у тебя над головой, морозная ночь скрипит под сапогами при каждом шаге, и клубы пара вырываются изо рта всякий раз, когда ты что-то говоришь.

Интересно то, что столь популярное и яркое произведение имеет так мало экранизаций, самая известная из которых — фильма-сказка Александра Роу, появившийся еще в 1961 году. Александр Хвыля в роли Чуба, Людмила Мызникова — Оксана, Юрий Тавров — Вакула и Людмила Хитяева — Солоха. Румяные, красивые, дородные, здоровые, в национальных костюмах — персонажи актеров настолько получились именно гоголевскими, что другими их и не видишь. С другой стороны, интересно было бы посмотреть, какой бы получилась «Ночь перед Рождеством» сейчас, с развитием компьютерных технологий и при огромных возможностях кинематографа.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)