DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Сказки дикого юга

The Bottoms / Речная долина (роман, на русский не переводился)

Автор: Джо Р. Лансдейл (Лэнсдейл)

Жанр: триллер, детектив, роман взросления

Издательства: Subterranean Press / Mysterious Press / Vintage и т.д.

Год: 2000

Похожие произведения:

  • Джо Р. Лансдейл «У края темных вод» (роман)
  • Харпер Ли «Убить пересмешника» (роман)

В нашем мире есть места, обладающие неповторимой литературной харизмой, особой атмосферой, сотканной из текстов множества хороших книг. Одной из наиболее ярких таких «локаций» является, без сомнения, американский юг. Запечатленный в произведениях Марка Твена, Уильяма Фолкнера, Харпер Ли и целой плеяды других писателей, этот изобильный, но мрачный край и по сей день остается полным противоречий и загадок, вдохновляя все новых и новых авторов.

Что касается хоррора в любых его проявлениях, американский юг уверенно держится в первой тройке «темных» регионов, уступая, пожалуй, только маленьким, уютным городкам Новой Англии и старинным британским поместьям – тут хватает места для существ, таящихся в тенях и мутных водах рек, для зловещих вудуистских ритуалов и древних предрассудков. Многие именитые сочинители бросали семена ужаса в здешнюю благодатную почву, и те прорастали, давая великолепные, сочные плоды. Достаточно вспомнить «Грезы Февра» Джорджа Мартина, «Голос ночной птицы» и «Жизнь мальчишки» Роберта Маккаммона.

Джо Лансдейл – коренной южанин. Страна болот, призраков и ку-клукс-клана для него – родной дом, и он пишет о ней как никто другой. Отечественному читателю Лансдейл знаком слабо: на русском языке появился лишь его последний роман «У края темных вод», да выходило несколько произведений в составе различных антологий. Пожалуй, самым впечатляющим из них по праву считается повесть «Лето бешеного пса», опубликованная в ставшей уже легендарной антологии «999». Повесть рассказывает о серии жестоких убийств, произошедших на берегах реки Сабин в начале тридцатых годов XX века, в самый разгар Великой Депрессии. Главный герой – тринадцатилетний мальчик по имени Гарри Крейн, который случайно обнаруживает изуродованное тело неизвестной чернокожей женщины и таким образом оказывается втянут в опасную, но чертовски увлекательную историю. Среди жителей городка Марвел Крик скрывается маньяк, охотящийся на женщин, в чащах на берегах реки бродит загадочное чудовище по имени Козлоног – и кто знает, может быть, это одно и то же существо. Необразованные фермеры, погрязшие в невежестве и косности, в любых бедах готовы обвинить чернокожих, а по ночам на улицах можно увидеть фигуры в белых плащах и остроконечных капюшонах, скрывающих лица – Клан никогда не дремлет.

Многие спросят: причем здесь «Лето бешеного пса», если рецензия посвящена роману «The Bottoms»? Ответ прост: роман представляет собой расширенную версию повести, дополненную новыми эпизодами, персонажами и событиями. Джо Лансдейл написал «Лето» специально для вышеупомянутой антологии, но сразу понял – этой истории требуется больше пространства, чтобы развернуться во всю мощь, и немедля принялся ее совершенствовать. Увидев свет уже через год, книга тут же получила три награды: премию имени Эдгара По, премию Геродота и удостоилась звания «Notable Book of the Year» по версии «Нью-Йорк Таймс».

Основная сюжетная канва осталась прежней: тот же мальчик, тот же городок, те же изуродованные мертвые тела в реке и на ее берегах. Убийца – не изменился, поэтому, если вы читали «Лето бешеного пса», то центральная интрига в «The Bottoms» пройдет мимо вас. Но, возможно, это и к лучшему – роман только выигрывает, лишившись главной силы, заставляющей читателя «проглатывать» его, спешно переворачивать страницу за страницей, стремясь к финальной разгадке. В тексте открываются новые смыслы, новые глубины, прежде скрытые быстрым течением. Когда незачем бежать вслед за рекой, можно сесть на берегу и понаблюдать за ее движением, за тайнами и мыслями, которые она несет. И иногда – иногда – это оказывается намного важнее и интереснее, чем погоня за развязкой.

В самом деле, «The Bottoms» – гораздо больше, чем просто триллер/детектив в декорациях Восточного Техаса времен Великой Депрессии. Маньяк и охота на него служат лишь обрамлением, связующей нитью для множества других ипостасей этой книги. Вдумчивый читатель увидит здесь и социальную драму, и историческую повесть, и семейную драму, и прекрасный образец «романа взросления». Прозу Лансдейла нельзя назвать интеллектуальной, обычно она являет собой эталон развлекательного чтива, которое способно удерживать внимание потребителя от первой и до последней страницы, но начисто стирается из памяти уже через пару дней. Однако «The Bottoms» стали приятным исключением: книга запоминается и переосмысливается, обдумывается, накрепко заседая в сознании, заставляет вновь и вновь мысленно возвращаться к тем или иным эпизодам, открывая в каждом из них второе, а то и третье, дно.

Ну а если вам не повезло в свое время раздобыть антологию «999», и вы не знакомы с «Летом бешеного пса», то при прочтении романа придется сперва пережить головокружительные приключения Гарри Крейна, вместе с ним убегать от Козлонога и охотиться на убийцу, сделать несколько неверных выводов, а в финале столкнуться нос к носу с невероятным, концентрированным, но от того не менее реальным злом. И выйти победителем, но с течением времени понять, что зло – неизбывно, что каждый из нас обречен всю жизнь бороться с ним, не имея ни малейшего шанса на окончательную победу. Понять, что именно борьба, нежелание сдаться злу, принять его условия и делают человека человеком. Неважно, в каком образе выступает оно: заключает договоры со смертными под именем Вельзевула или убивает женщин в обличии обычного, ничем не примечательного человека – нельзя закрывать на это глаза, нельзя идти на сделку с совестью, нельзя опускать руки. Лансдейл – мастер головокружительных сюжетов и безусловный мастер банальных, но проверенных временем моральных выводов.

В завершение хотелось бы сказать следующее. Роман «The Bottoms» не был издан на русском. И неизвестно, будет ли. Но язык и манера изложения Лансдейла очень просты, в них нет никаких изысков и нагромождений. Поэтому, если вы давно уже подумывали о том, чтобы читать хорошую западную литературу в оригинале, но не могли решить, с чего начать – «The Bottoms» станет отличным стартом.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 20-09-2012 11:58

    Книга хорошая. С рецензией в целом согласен.

    Прозу Лэнсдейла нельзя назвать интеллектуальной, обычно она являет собой эталон развлекательного чтива, которое способно удерживать внимание потребителя от первой и до последней страницы, но начисто стирается из памяти уже через пару дней.

    Не согдасен с этой фразой, т.к. любое произведение Художественной Литературы должно нести в себе развлекательную функцию. Потому что читать "худужку" с целью познать глубоко что-либо (концепции, идеи), почерпнуть представления о предмете и т.д. - мягко говоря, не очень умно. Т.к. для осуществления соответствующих целей есть научная и научно-популярная литература, в которой все необходимое будет расписано лучше и шире.

    И почему надо писать "чтиво"? Это что снобизм такой? Вот Борхес или (вставить по вкусу/желанию) - величайшее достижение, а ХХ - так, "чтиво". С этим не согласен в корне.

    Абсолютно все тоже самое можно сказать и о The Fine Dark Line. Разве что время действия там послевоенное. В остальном, все та же Сабин, тот же юг, те же расовые противоречия, детки в главных героях, загадочное двойной убийство и много-много легкой, но не поверхностной приключаловки.
    Вообще, эти три романа из одного инкубатора. Понравился один - понравятся и все остальные. Лансдэйл - молоток.

    Мне больше из 3 романов понравился именно "Низина". "Тонкая темная линия" не понравилась вовсе.

    -----

    Роман рекомендую.

    Учитываю...
    • 3 Автор рецензии 20-09-2012 15:11

      Где там написано, что это плохо?

      Учитываю...
      • 4 JuicyJ 21-09-2012 14:15

        Речь не о вашей рецензии, просто само по себе словосочетание "развлекательное чтиво", примененное к художественной литературе, звучит немного бессмысленно. Т.к. даже тот кто читает, допустим Дика, или Борхеса ровно также "развлекается" как и тот кто читает Гаррисона и Вэнса, к примеру. Просто понятия у людей о развлечениях разные - одного "заводят" приключения, другой "сидит" на концепциях и идеях. Или вот так: у кого-то хобби - философия, а у кого-то - литрболл. Я вот это имел ввиду.

        Учитываю...
        • 5 D.Tikhonov 21-09-2012 16:18

          Ну почему же? С чего вы вдруг взяли, будто я считаю, что чтиво развлекает, а остальная литература не развлекает? Любая хорошая художественная литература развлекает, совершенно верно. Но слово "чтиво" применяется к тем ее представителям, в которых кроме развлечения больше ничего нет.

          То есть, к примеру, романы Брайана Кина интересные, захватывающие, но не оставляют послевкусия, не заставляют обдумывать и переживать описанные в них события. Там и героев-то не вспомнить после слова "Конец". Такой аналог Дарьи Донцовой. Это - чтиво. Я лично не вижу в этом ничего плохого или зазорного.

          Произведения Джо Хилла работают иначе. они тоже увлекательные и захватывающие. Но они оседают в человеке, пускают корни и даже дают всходы - это не чтиво. Потому что у таких книг есть последствия. Это тоже не хорошо и не плохо.

          Учитываю...
  • 6 OldFisben 20-09-2012 10:30

    Абсолютно все тоже самое можно сказать и о The Fine Dark Line. Разве что время действия там послевоенное. В остальном, все та же Сабин, тот же юг, те же расовые противоречия, детки в главных героях, загадочное двойной убийство и много-много легкой, но не поверхностной приключаловки.

    Спасибо.

    Вообще, эти три романа из одного инкубатора. Понравился один - понравятся и все остальные. Лансдэйл - молоток.

    Учитываю...