РЕИНКАРНАЦИЯ

Исполнитель: Comus

Название альбома: First Utterance

Жанр: folk-rock / progressive / avant-garde

Издатель: Dawn

Дата выхода: 1971

 

 Comus - First Utterance

Согласно древнегреческой мифологии, Комус — это бог пиршеств и веселья, полуночных гуляний и всевозможных излишеств.

Первый релиз английских авангардистов «Comus» получил по большей части негативные отзывы критики и был неоднозначно принят аудиторией. Мрачные тексты, странный вокал, жутковатая обложка — видимо, всё это оказало должное действие на неподготовленного слушателя, отпугнув даже завзятых ценителей экзотики. Повторяя весьма скромный успех дебюта, следующий диск («To Keep from Crying», 1974) также не принёс «Комусу» почти ничего, кроме убытков и творческого разочарования — откровенно говоря, он действительно по многим параметрам уступал предыдущему альбому. В итоге группа распалась. Критики поплясали на косточках почившего коллектива, изощряясь в остроумии и высоколобом нахальстве: кое-кто даже сравнил вокал лидера группы Роджера Вуттона с пением «раздавленного Марка Болана». Удивительно проницательная критика, не правда ли? И даже вдвойне проницательная, если учитывать тот факт, что Болан спустя шесть лет погиб в автокатастрофе!

А между тем, именно «First Utterance» является прообразом современного дарк-фолка, особенно если отбросить в сторону индустриальное звучание и прочую мишуру, крепко укоренившуюся в качестве «отличительных особенностей жанра». Впрочем, «Comus» всегда был выше жанровых рамок - к середине 60-х годов прошлого века, когда возник коллектив, не существовало даже такого понятия, как «дарк-фолк».

В 1966 году, в период расцвета американской и английской гитарной музыки, произошла судьбоносная встреча основоположников нового коллектива, студентов — каждому на тот момент исполнилось всего лишь по 17 лет — Роджера Вуттона и Глена Горинга. Оба неплохо играли на гитарах, умели сочинять. Вместе они разработали концепцию для новоиспечённой группы, написали первые тексты. Вдвоём они начали играть по клубам, в одном из которых познакомились с Дэвидом Боуи, на тот момент уже популярной в рок-тусовке фигурой. Дэвида, конечно же, заинтересовало их необычное творчество, и он недолго думая решил взять покровительство над молодой командой.

Дела пошли хорошо. В скором времени к дуэту присоединились ещё четыре музыканта: Энди Хэллаби — бас-гитара, Бобби Уотсон — дополнительный вокал, Колин Пирсон — скрипка, и Роб Янг — флейта, ударные. В полном составе они дали несколько концертов и приступили к редакции готового материала. Знакомство с Дэвидом Боуи помогло группе подписать контракт со специализирующимся на прогрессивной музыке лейблом «Dawn» («Titus Groan», «Atomic Rooster»). Таким образом группа получила шанс издать свой необычный материал, которого к тому моменту накопилось изрядное количество. Вуттон собственноручно нарисовал обложку к «First Utterance» — это был чернильный эскиз, изображающий уродливое безымянное существо, скрюченное то ли в агонии, то ли в экстазе… И вот, в феврале 1971 года пластинка появилась на прилавках.

Любителей рок-музыки постигло разочарование. Вместо привычного акустик-фолка они получили то, чего ожидали меньше всего — малопонятную вещицу, языком метафор и символов повествующую о самых тёмных, самых нелицеприятных уголках человеческой личности.

С объективной стороны «First Utterance» — это новаторское сочетание резких акустических гитар и медитативной скрипки, нежной флейты и разгневанного гобоя, маниакально-весёлого вокала Вуттона и мрачных, присущих скорее современному дарк-фолку, текстов. Характеризуя музыку «Comus», невозможно обойтись без столь противоречивых эпитетов, ведь и сама музыка эта насквозь соткана из противоречий: в каждой извлечённой ноте словно бы разворачивается война между деструктивным и созидательным началом, безмятежностью нимф и разнузданностью сатира.

Следует отметить, что материал записи обладает уникальной визионерской силой; внимательный слушатель сможет практически воочию узреть пейзажи потустороннего мира, наполненного сюрреалистическими образами и причудливыми пейзажами. Волнообразная и подчас затихающая «Herald», к примеру, рисует морской простор и небесную гладь, мерный плеск воды и размеренное движение облаков, а первая вещь на альбоме — развязная «Diana» — создаёт в воображении слушателя картину непролазной лесной глуши, скрывающей некую невидимую опасность, какого-то пробирающегося (вот верное слово!) сквозь эти дебри существа, возможно того самого Пана.

С точки зрения лирики «First Utterance» также, безусловно, является высокохудожественным произведением. В текстах альбома преобладают мифологические и исторические мотивы, рассмотренные Вуттоном с позиции собственных философских убеждений, глубоких и, зачастую, весьма радикальных. И если «Diana», по сути, является экстатической зарисовкой о природе насилия и о стремлении к нравственной чистоте, то «Drip Drip» откровенно повествует о некроэротических переживаниях художника, о красоте праха и о непреодолимом влечении к мёртвой материи. В этом плане лирика Вуттона очень близка поэзии Бодлера, таким же образом выходящей далеко за рамки «приличного» и приличествующего рядовым деятелям от искусства.

 

«Кап-кап…

С твоих обвисших губ.

Бледно-красное

Ползёт вниз по твоему телу».

 

С момента выхода пластинки минуло четыре долгих десятилетия, и за это время о группе успели позабыть даже самые верные поклонники, однако внезапно, в 2012 году «Comus» — это после сорокалетнего-то затишья! — выпустил новый диск, да ещё и ни на йоту не изменив собственному стилю. «Out of the Coma» записан в оригинальном составе и сохранил большую часть энергетики, присущей раннему творчеству группы.

Что ж, судя по всему, ветераны не намерены сдаваться. 

 

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх