DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Следствие ведет Лавкрафт

«Цена заклятия смерти» и «Охота на ведьм» — малоизвестная телевизионная дилогия кабельного телеканала HBO. Место действия: альтернативные США, а конкретно — район Голливуд, Лос-Анджелес. Время действия: послевоенные 1940–50-е годы. В этой альтернативной Америке люди свободно пользуются магией, в том числе преступники и полицейские, а еще частные детективы. Но есть в Голливуде один, кто не пользуется магией принципиально, его зовут Гарри Филлип Лавкрафт, и именно на его плечи ляжет неблагодарное дело — спасать мир.

 

Постер фильма «Цена заклятия смерти».

Фильм «Цена заклятия смерти», вышедший на экраны в 1991 году, один из тех из представителей кинопродукции, в создании которых принимали участие знаменитые или ставшие позже знаменитыми авторы и актеры, но сами они почти неизвестны широкой аудитории. Режиссер фильма Мартин Кэмпбелл знаменит в том числе своей работой над фильмами о Джеймсе Бонде («Золотой глаз», «Казино „Рояль“»). Продюсер Гейл Энн Херд отвечала за «Терминатора» и «Чужого». Актеры Фред Уорд, Дэвид Уорнер, Джулианна Мур и Клэнси Браун вряд ли нуждаются в представлении. И все же даже с таким творческим составом этот фильм малоизвестен, как и его продолжение. Причин тому несколько, но главные — в том, что, во-первых, эти назвать фильмы лучшими в своих категориях детектива, нуара, триллера, комедии, лавкрафтовских ужасов нельзя, во-вторых, они так и не вышли на DVD. Сейчас дилогия существует только в виде старых копий на VHS и очень плохого качества картинки и звука в Интернете. При таких обстоятельствах широкая аудитория не сможет посмотреть качественную версию дилогии еще очень долго.

Гарри Филлип Лавкрафт.

Титры «Цена заклятия смерти» коротко вводят зрителя в мир фильма сообщением «Лос-Анджелес, 1948 год. Все используют магию». Первый персонаж, которого видит зритель, — не главный герой частный детектив Гарри Филлип Лавкрафт (Фред Уорд), а его подруга Ипполита Кропоткин (Арнетия Уолкер). Колдунья смотрит на небо и понимает, что грядет катастрофа, кто-то очень могущественный и злой стучится в дверь нашего мира с другой стороны. Предотвращать катастрофу придется, понятное дело, главному герою.

Впервые он появляется у места, где полиция арестовала убийцу с магическим предметом. Совершать преступления в мире, полном колдовства, стало проще. Теперь нет людей, которые бы могли чувствовать себя в нем в совершенной безопасности. Знакомый полицейский дает Лавкрафту прикурить от собственных горящих пальцев, и герой с горечью в голосе констатирует, что еще один его знакомый увлекся магией. Полицейский отвечает, что пользуется ей редко, но по виду Лавкрафта понятно: герой знает, что так все и начинается, и скоро его друг будет пользоваться ею, когда только возможно. У героя есть причины осуждать применение колдовства, одна из них станет его главной проблемой в сюжете истории. Расстроенный другом, Лавкрафт уходит прочь по темной улице и начинает свой рассказ о магии, древним зле и, конечно же, неразделенной любви.

Ипполита Кропоткин.

Гарри Филлип Лавкрафт, пусть его имя и происходит от имени писателя Говарда Филлипса Лавкрафта (как уже стало понятно его читателям), — полная противоположность болезненному и хрупкому затворнику из Провиденса. В своем мире и, что важно, в профессии герой — белая ворона. Он принципиально не пользуется магией, считая такое поведение не чем иным, как шансом сохранить собственную душу в мире, где прочие люди опьянены легким могуществом, которое дает им магия. Но это доставляет ему, что вполне естественно в мире магии, множество проблем. Например, финансовых. Используя колдовство, Лавкрафт мог бы быть преуспевающим и богатым детективом, но он выбрал другой путь, потому что душа для него важнее. Таков Гарри Филлип Лавкрафт: бедный детектив-одиночка, который «вечно» ходит небритым и в помятой одежде, самодостаточный, простоватый, непрактичный, с хорошим чувством юмора. Ищейка старой школы с твердым стержнем внутри.

Дверь в скромную жизнь Лавкрафта.

Герой получает задание от нового клиента, богача Амоса Хекшоу (Дэвид Уорнер) — найти украденную у него «Некрономикон». Самая известная книга в мифологии Лавкрафта-писателя не сулит ничего хорошего п персонажам фильма. Однако главный герой даже не подозревает, какие злые знания она в себе таит — слишком он не сведущ в том, что касается магии. Так что дурное предназначение книги может быть известно кому угодно, но только не Лавкрафту.

Амос Хекшоу.

Поиски приведут героя к встречам с новыми и старыми знакомыми. Наиболее приятной для него станет встреча с роковой красоткой Конни Стоун (Джулианна Мур). Она работает певицей в заведении под названием «Dunwich Room», и уже после первого взгляда на них с детективом становится понятно, что когда-то давно купидон попал в них своими стрелами. Как уже понял внимательный читатель, «Dunwich Room» — это отсылка к творчеству реального Лавкрафта. Данвич — город, который фигурировал в его трудах («Ужас Данвича», «Древняя тропа»). Роковая красотка — не единственный персонаж в фильме, который характерен для нуара. Еще здесь есть несколько второстепенных персонажей-полицейских, а также убийца и крутой гангстер, его работодатель. Гангстер в истории — друг Лавкрафта, Гарри Бордон (Клэнси Браун).

Конни Стоун.

Магия наложила определенный отпечаток на альтернативный мир, показанный в фильме. Видеть ее проявления удается не так часто, как хотелось бы, в основном персонажи обычно выполняют при помощи колдовства простейшие дела — поджигают сигареты, наливают выпивку. Несравненно эффектнее выглядят убийства, совершенные при помощи магии. Словосочетание «порезаться о бумагу» наверняка приобретет для вас новое значение после просмотра этого фильма. Магия добавляет особого шарма картине и создает правильную атмосферу. Например, атмосферу сказочного волшебства в момент появления единорога, библейского ужаса во время кровавого дождя (который может быть как символом грядущей катастрофы с приходом Древнего, так и «побочным эффектом» повсеместного использования магии людьми) или мистического хоррора при появлении чудовищ.

Вместе с магией в этот мир проникли и сверхъестественные существа различных культур. Здесь есть оборотни, вампиры-проститутки, огромные чернокожие зомби с белыми глазами, которых продают на специальных рынках всем нуждающимся в услугах раба, например, в качестве охранника или разнорабочего, и довольно забавные гремлины. Последних, как становится известно, привезли в США с полей Второй мировой войны. Есть даже один единорог и горгулья, но главное украшение магического мира — это, конечно же, Древний из творений Лавкрафта-писателя. Правда, его кукла не слишком внушает страх. А на появление у Древнего двух ртов, быть может, повлияло участие в создании фильма продюсера «Чужого».

Кровососущая представительница древнейшей профессии.

Люди в этом странном мире могут поклоняться и верить в каких угодно богов. Главный злодей верит в Древнего, описанного на страницах «Некрономикона», тогда как его дочь приносит жертвы Диане, римской богине охоты. Свобода вероисповедания, повсеместное использование магии, казалось бы, должны были погрузить мир в анархию, или хотя бы привести к большой беде, но он еще как-то держится.

Мир фильма полон идейного разнообразия, реализовать которое в нужном масштабе авторы не смогли. Смешать магию с нуаром у них получилось довольно хорошо, но колдовства в фильме персонажи творят слишком мало, чтобы альтернативный мир стал достаточно понятен зрителю. Применений колдовства так немного, что запоминаешь почти все из них, в том числе и потому что смотреть на них по-настоящему интересно. К сожалению, реализовать весь потенциал своих идей как фильм (и первый, и его продолжение) в жанре городского фэнтези, он не смог. Хотя у картины был хороший бюджет в 6 миллионов долларов, он ушел в основном на, без сомнения, прекрасные декорации Лос-Анджелеса 1940-х, а монстрам было уделено заметно меньше внимания, потому они выглядят очень нереалистично. Декорации и музыкальное сопровождение, за которое фильм был отмечен премией «Эмми», держатся на высоте, полностью погружая зрителя в историческую атмосферу этой винтажной истории.

Горгулья-убийца.

Сюжет обоих фильмов дилогии весьма неплох, при этом плюсы и минусы у них почти идентичны. Тут сказалось то, что над сценариями работал один автор — Джозеф Дагерти. Хотя многие их сюжетные повороты сегодня покажутся весьма шаблонными (при упоминании девственницы зрители наверняка поймут для чего она в сюжете, вернее, для кого), в них есть определенный шарм и прелесть нуара. Делает просмотр фильмов приятнее чувство юмора его главного героя и некоторых ситуаций, иногда он тонкий, иногда черный и довольно циничный, но в нуаре такому самое место — главное, что шутки вызывают улыбку. А вот что портит оба фильма, так это длинные занудные диалоги персонажей. Сюжет заметно провисает, когда герои долго беседцют по душам. Вероятно, большое количество подобных сцен, неприятное для зрителя, вызвано бюджетом ТВ-фильмов, потраченного в основном на декорации, и желанием растянуть хронометраж картин до нужного авторам. Страдают же от их решения зрители: слушать обилие длинных диалогов между интересными и динамичными сценами очень скучно.

Помимо имени главного героя и «Некрономикона», фильм заимствует из мифологии Лавкрафта Древних — Азатот, Йог-Сотот и Ктулху упоминаются персонажами. Но, как и герой является противоположностью писателя, так и магический мир фильма не имеет ничего общего с миром Лавкрафта, в котором колдовство остается уделом избранных и безумцев. А сюжет не основан ни на одном произведении писателя.

«Некрономикон».

«Цена заклятия смерти» лучше показывает себя как фильм в жанре нуар, чем фильм в жанре городского фэнтези. Пусть в нем нет мощной детективной линии, зато есть отличная атмосфера нуара, мрачная и немного депрессивная. Из-за присутствия в мире фильма магии вырабатывается чувство постоянного страха за харизматичного героя, это, пожалуй, единственное, что вызывает важнейшее для хоррора чувство в фильме, и это неплохо. Декорации и музыка здесь на очень приличной высоте, достигнуть которую, сценарий с провисающим сюжетом, к сожалению, не смог. Но и его можно похвалить за интересные находки и хороший юмор.

Постер фильма «Охота на ведьм».

Через три года, в 1994 году, вышел сиквел под названием «Охота на ведьм», поставленный Полом Шредером. Его действие происходит в 1950-х. Роль детектива Лавкрафта исполнил Деннис Хоппер, из-за чего герой кажется заметно постаревшим. Его подругу Ипполиту Кропоткин состарили искусственно, заставив носить более строгие наряды. В продолжении ее роль заметно расширена, и герою придется спасать женщину от главного злодея на ряду с другими колдунами и ведьмами, оказавшимися в опасности. Сюжет фильма был вдохновлен послевоенной борьбой в США с «Красной угрозой», которую можно сравнить с охотой на ведьм. Главный злодей, политик в исполнении Эрика Богосяна, восстает здесь против магии. По его мнению, магия сделала людей более ленивыми и именно она виновна в моральном разложении американского общества. Второй фильм не использует элементов из творчества Лавкрафта, предпочитая историю по мотивам реальных событий американской истории. Он играет с теми же жанрами, что и первый, но дополняется политическим триллером.

Казнь ведьмы.

«Охота на ведьм» использует Голливуд как место действия намного более интересно, чем фильм-предшественник. Голливуд — мировая столица кинематографа, и в сиквеле авторы пофантазировали на тему кинопроизводства в магическом мире. Например, здесь можно с помощью колдовства вызвать Уильяма Шекспира и сделать его сценаристом своего фильма. В картине не в первый и не в последний раз доказывается, что Голливуд не зря называют «фабрикой грез», только в мире «Охоты на ведьм» можно более умело и извращенно спрятать всю фальшь, что скрывается за прекрасным фасадом кино вымышленного и реального. К тому же расследовать Лавкрафт будет дело, связанное с убийством известного кинопродюсера, а картина начнется с довольно забавного по сегодняшним меркам пропагандистского короткометражного фильма. И нельзя оставить без похвалы момент с попыткой убийства героев руками вымышленного для их мира киноперсонажа, который будет стрелять в Лавкрафта и его клиентку с экрана в открытом кинотеатре.

По сути, сиквел имеет практически все те же достоинства и недостатки, что и первый фильм — а потому идеально дополняет его. Даже характеры центральных персонажей здесь те же, Лавкрафт снова ввязывается в историю из-за женщины в исполнении Пенелопы Энн Миллер и будет вынужден также противостоять старому другу, которого сыграл Джулиан Сэндс. А в характере Лавкрафта появилось важное дополнение: здесь зритель узнает, что вторая его версия не использует магию из-за того, что имеет неудачный опыт ее применения в прошлом.

***

«Цена заклятия смерти» и «Охота на ведьм» — это неплохая дилогия телевизионных фильмов, необычная, атмосферная, с хорошим юмором, множеством интересных идей, получивших, однако, слабую реализацию, и размеренным сюжетом с массой тягучих диалогов. Поэтому садясь за ее просмотр, не стоит ожидать многого — и тогда сможете получить удовольствие.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)