Прозрение / Los ojos de Julia
Испания, 2010
Режиссер: Гильем Моралес
Сценарий: Гильем Моралес, Ориол Паоло
В ролях: Белен Руэда, Льюис Омар, Джоан Дальмау, Хулия Гутьеррес Каба
Похожие фильмы: «Глаз», «Мгновение ока», «Дженнифер 8»
Бывший астроном Джулия, страдающая от прогрессирующей болезни глаз, обнаруживает свою сестру-близнеца Сару задохнувшейся в петле в подвале ее старого дома. Официальная версия полиции — самоубийство; причина трагедии — полная потеря зрения в результате того же заболевания.
Однако Джулия инстинктивно чувствует, что Сару безжалостно и расчетливо убили. Несмотря на безразличие служителей закона и настороженность ее спутника жизни Исаака, она начинает собственное расследование. Найти убийцу ей нужно до того, как в ее глазах окончательно померкнет свет.
Молодой испанский режиссер Гильем Моралес, заручившись мощной продюсерской поддержкой Великого и Ужасного Гильермо дель Торо, неожиданно снял отличный психологический саспиенс-хоррор, который по праву можно считать одним из лучших европейских фильмов ужасов последних лет. Виртуозно рассказывая классическую маньячную историю, Моралес делает сильный акцент на страшном человеческом недуге, о котором можно и так снять душераздирающий драматический фильм ужасов, даже безо всяких психованных убийц.
В контексте «Прозрения», справедливо будет перефразировать одну классическую мысль, представив ее в виде - «Ожидание слепоты хуже самой слепоты». Зрение для человека - это очень много, и что может быть страшнее, чем медленно и неотвратимо его терять, зная, что однажды ты проснешься, откроешь глаза, но ничего не увидишь! И больше не сможешь видеть никогда! В таком ежедневном кошмаре и живет Джулия, уже приняв как должное, что ее глаза скоро умрут. В моменты стресса мир вокруг нее покрывается темными пятнами и выключается! (что зловеще продемонстрировано зрителю, благодаря отличной операторской работе Оскара Фауры). А лечащий врач говорит, что счет идет уже на дни. И если не найдется донор, то…
В первой трети «Прозрения» мы и наблюдаем данный «офтальмологический кошмар», который цепляет не хуже «маньячной мясорубки». Но сюжет не топчется на месте, и далее, когда Джулия начинает поиски истинных причин гибели сестры, лента из мрачной драмы стремительно трансформируется в детективный триллер, а потом в настоящий слэшер! Психологических и визуальных ужасов будет более чем достаточно, но главное в «Прозрении» с точки зрения хоррора - это режущая нервы саспиенс-атмосфера. Слияние эффекта «гаснущего зрения» и нарастающего напряжения от постоянного ожидания нападения маньяка-убийцы дает потрясающий эффект! К финалу сердце готово пулей вылететь из груди, а нервы взорваться ядерной реакцией! И за этот уникальный эмоциональный ужас «Прозрению» можно простить все мелкие недостатки и все равно поставить высший балл.
Далеко не всегда смерть – самая трагичная концовка. Бывает, что жить дальше после всего произошедшего куда ужаснее, чем пребывать в мире ином. И, несмотря на то, что в рассказанной истории поставлена жирная точка, кошмар для того, кто выжил, еще только начинается…
1 vxga 04-11-2011 09:49
С одной поправкой: испанский "страшный" кинематограф радовал еще лет тридцать назад. А если посчитать здесь еще и испаноязычные страны Латинской Америки... Другой вопрос, то современные испанские фильмы ужасов все реже опираются именно на национальную традицию хоррора.
2 Пётр Перминов 29-10-2011 19:23
Фильм исключительно хорош. Он и пугает, и заставляет сопереживать. Впрочем, испанцы вообще радуют в последнее время достижениями своего "темного" кинематографа.