DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Слэшер-календарь

Ни для кого не секрет, что сильнее всего в календарном году народ любит праздники. А тем, кому помимо праздников дорог жанр ужасов, должен быть вдвойне интересен праздничный хоррор. Так как в красные дни календаря всем положено как следует расслабляться, а из всего страшного кино тема отдыха лучше всего раскрывается в слэшерах, речь в этой статье пойдет, по большей части, именно о них.

В золотой век слэшеров, который пришелся на начало и середину 80-х, продюсеры в поисках оригинальности стали создавать фильмы, приуроченные к особенным датам. Именно тогда праздничный хоррор обрел характерные черты, а многие праздники — свои тематические картины. А благодаря тому, что в 2000-е наблюдалась мощная волна ремейков лент предыдущих десятилетий, такого кино хватит на всех: они удовлетворят вкусы как любителей классики, так и тех, кто предпочитает ужасы посовременнее.

За эти годы праздничные слэшеры достигли такого количества, что их можно выбрать практически на любой более-менее особенный день. В самые же популярные моменты года, глаза могут разбегаться по десяткам тематических картин. Чтобы правильно распределить кино и праздники, нужно лишь открыть наш кроваво-красный календарь.

Новый год и Рождество

Первый листок следует называть именно так, поскольку отделять новогодние слэшеры от рождественских — дело крайне неблагодарное, так как привычные нам новогодние традиции во многом схожи с теми, с которыми отмечают Рождество в США и Канаде, откуда родом большинство следующих фильмов.

Наиболее известный и стоящий из них — «Черное Рождество» (Black Christmas, 1974) Боба Кларка. Впрочем, его культовый статус мог быть и вовсе незыблемым, но не сложилось: считается, что на успехе ленты негативно сказалось то, что ее премьера почти совпала с выходом «Техасской резни бензопилой». Тем не менее, сегодня фильм редко забывают, перечисляя самые влиятельные ранние слэшеры. «Черное Рождество» стало первой известной картиной со столь знакомой по более поздним представителям жанра схемой, в которой присутствуют группа подростков и поочередно их уничтожающий маньяк. Действие ленты происходит в женском общежитии: несколько студенток остались на рождественские каникулы и их начинает доставать некий телефонный извращенец. Однако телефоном дело не ограничивается, и вскоре девушки станут пропадать. Как во всех ранних слэшерах, кровь здесь еще показывают по минимуму, убийств немного, зато те, что есть, задуманы и поставлены отлично. «Черное Рождество» является более чем достойным образцом начинавшего формироваться жанра, с множеством новаторских приемов и оставляющим в недоумении финалом, который невозможно предугадать.

На волне ремейков культовый фильм пересняли. Новое «Черное Рождество» (Black Christmas, 2006), сохранив костяк сюжета оригинала, было щедро приправлено собственными находками сценаристов, но получило лишь смешанные отзывы.

Особых масштабов в рождественских ужасах достиг пласт фильмов о злом Санта-Клаусе. В них самые разные убийцы облачались в красно-белый костюм, чтобы свершить свою кровавую месть или просто развлечься на Рождество.

В ленте «Всем спокойной ночи» (To All a Goodnight, 1980), некто в костюме Санты вырезает студенток общежития в отместку за погибшую там пару лет назад девушку. Единственный фильм культового актера Дэвида Хесса, где он выступает в качестве режиссера. Увы, лента не пользовалась большим успехом и для нынешнего зрителя особой ценности не представляет.

В ленте «Ты лучше смотри в оба» (You Better Watch Out, 1980), не менее известной под названием «Рождественское зло» (Christmas Evil), мальчик получает в детстве душевную травму, увидев секс своей матери с Санта-Клаусом, и вырастает в психопата, нарядившегося в костюм Санты и начавшего мстить всем подряд.

Настоящего успеха тема Санты-злодея добилась лишь с третьей попытки — слэшера «Тихая ночь, смертельная ночь» (Silent Night, Deadly Night, 1984). Его сюжет во многом схож с предыдущим: человек в костюме рождественского деда жестоко убивает родителей на глазах у пятилетнего ребенка, и бывалому зрителю сразу становится ясно, что мальчик будет убийцей, когда вырастет. Так и случилось: костюм Санты и топор вскоре становятся его незаменимыми спутниками. В целом, будучи вполне средним слэшером, картина так же могла бы пасть в небытие, если бы не… скандалы, сопровождавшие ее во время проката. Рекламная кампания фильма вызвала мощный резонанс, и возмущенные матери, оккупировавшие кинотеатры, сумели сорвать прокат ленты в США. Но это стало для него лишь дополнительной рекламой и не помешало повторным показам в кино спустя пару лет.

И это далеко не все: за последующие семь лет после выхода на экраны, фильм оброс четырьмя сиквелами. И если вторая и третья части продолжили историю убийцы в образе Санты, но оказались довольно посредственными, то две последние, порвав с корнями, заслуживают большего внимания.

Картина Брайана Юзны «Инициация: Тихая ночь, смертельная ночь 4» (Initiation: Silent Night, Deadly Night 4, 1990) резко отходит от темы франшизы. Речь в ней идет о журналистке, в жажде сенсации расследующей загадочную гибель выпавшей из окна женщины, и детективная линия вскоре приводит к сектантам, использующим для обрядов гигантских тараканов. По жанровой принадлежности слэшер сменился не только мистикой, но и боди-хоррором. Вместе с этим фильм практически лишен духа Рождества, а невнятное повествование не позволяет как должно проследить за перипетиями всего действа, что, конечно, портит общее впечатление.

Полноценное Рождество вернулось во франшизу в следующей части — «Тихая ночь, смертельная ночь 5: Создатель игрушек» (Silent Night, Deadly Night 5: The Toy Maker, 1991). Направление вновь поменялось: на этот раз авторы рассказывают об игрушках-убийцах и искусственном интеллекте. Кино о смертельных подарках под елочкой вполне смотрибельно и является едва ли не лучшим в серии. Интересно, что таким образом «Тихая ночь, смертельная ночь» представила собой редкий случай, когда заключительные фильмы сериала оказались сильнее первых.

Тема злого Санты живет в кинематографе и по сей день. В последние годы ее продолжали комедийный «Санта-Киллер» (Santa's Slay, 2005), голландский «Кровавый Санта» (Sint, 2010), авторы которого тщательно переработали образ святого Николая, и вольный ремейк скандального слэшера ’84 года «Безмолвная ночь» (Silent Night, 2012).

Помимо Санта-Клауса стоит вспомнить о еще одном неизменном новогоднем символе, которому посвящена развеселая серия фильмов «Снеговик» (Jack Frost, 1997) и «Снеговик 2: Месть» (Jack Frost 2: Revenge of the Mutant Killer Snowman, 2000). Здесь праздник детям портит злодей с носом-морковкой и переселившейся душой серийного убийцы. Нелепый сюжет и комичные убийства при незначительном бюджете в свое время сделали дилогию хитом домашнего видео.

День всех влюбленных

В этот февральский день разворачиваются события одного из самых характерных праздничных слэшеров — «Мой кровавый Валентин» (My Bloody Valentine, 1981). Действие канадской картины происходит в провинциальном городке, готовящемся к большой школьной дискотеке. В то же время после многолетнего отсутствия в родной город возвращается Гарри Уорден, единственный выживший в результате давнего несчастного случая в шахте. Последние годы он провел в психиатрической лечебнице, поэтому именно Гарри становится основным подозреваемым, когда в городе начинается новая серия кровавых убийств. Образ маньяка в шахтерской каске и противогазе, вооруженного киркой, остается в памяти, хотя и не дотягивает до канонического.

Несмотря на то, что при выходе лента не имела широкого успеха, компания Lionsgate рискнула снять ее ремейк — и не прогадала. «Мой кровавый Валентин 3D» (My Bloody Valentine, 2009) оказался даже удачнее оригинала. Он частично повторяет события старого фильма, но имеет достаточно собственных сюжетных ходов и поворотов, а также переносит действие в современность. Львиную долю кассового успеха ему обеспечили тогда еще не ставший повсеместным явлением 3D и «звездный» Дженсен Эклс в главной роли. Кроме того, картина вошла в историю как первый трехмерный фильм с «кровавым» рейтингом R.

Непосредственное отношение ко Дню святого Валентина имеет и «Резня в больнице» (Hospital Massacre, 1982). В его прологе мальчик дарит девочке валентинку, но та взаимности не проявляет, и мальчик в отместку убивает другого мальчика, ее друга. Ровно девятнадцать лет спустя, в тот же праздник, уже взрослая героиня приходит в больницу за рентгеновским снимком, но злодей его подменяет, из-за чего девушку не выпускают из больницы, а помещают в карантин. Там она и проводит все остальное действие фильма, пока маньяк расправляется с медперсоналом и ищет ее. В целом эта лента хоть и имеет достоинства — динамичность, эффектные убийства и качественную обнаженку — но выше определения «крепкий середняк» ей не подняться.

По сюжету «Дня Святого Валентина» (Valentine, 2001) Джэми Блэнкса, шестиклассники прилюдно унижают мальчика-изгоя на школьной дискотеке, и годы спустя он решает свершить свою месть. Повзрослевшие подруги-одноклассницы сначала получают малоприятные валентинки, а затем их начинает истреблять маньяк в маске купидона. Казалось бы, и так ясно, кто скрывается за этой маской, но после школьных лет все изменились внешне настолько, что убийцей может оказаться кто угодно. В фильме сильна детективная составляющая, а убийства оригинальны, но малочисленны для хоррора. Поскольку предыдущим фильмом Блэнкса были «Городские легенды», то этот фильм также снят в духе волны слэшеров 90-х, поднятой «Криком».

День смеха

Как известно, хоррор и юмор прекрасно сочетаются в кино, что с давних пор эксплуатируется создателями комедийных ужасов и черных комедий. Поэтому не использовать в слэшерах самый юморной праздник в году они просто не могли. Самым урожайным годом на первоапрельские слэшеры оказался 1986-й: в течение оного таких вышло аж три.

«День дурака» (April Fool's Day, 1986) является классическим примером праздничного фильма ужасов: премьера была приурочена непосредственно к празднику, и в этот же день происходит действие ленты. Он повествует о студентах, которые развлекаются в огромном особняке на острове. Там таинственный убийца уменьшает их численность до тех пор, пока в финале не обнаруживается первоапрельская шутка от авторов, вызывающая весьма неоднозначную реакцию. После премьеры смятенные и слегка шокированные зрители оказались не рады статься в дураках, и картина была встречена довольно прохладно. Но на кассовые сборы данный факт не повлиял, ведь фильм вышел в золотой век слэшеров. 

В «Резне в школе» (Slaughter High, 1986) первоапрельские розыгрыши имели куда более жестокий характер. По сюжету школьники разыгрывают своего одноклассника так, что тот получает серьезные ожоги. Годы спустя, ровно 1 апреля, уже давно став выпускниками, они вновь собираются вместе. И тогда участников злосчастного розыгрыша поочередно истребляет убийца в шутовском наряде. Причем происходит все в ограниченном пространстве, а убийства поставлены с завидным разнообразием и хорошими спецэффектами. «Резня в школе» так же имеет незабываемый твист в финале.

Первоапрельская «Убойная вечеринка» (Killer Party, 1986) могла стать достойной лентой, если бы авторы не переусердствовали с обилием ингредиентов сюжетного винегрета. Здесь в наличии женское студенческое братство, вечеринка-маскарад и последующий отсчет убийств с маньяком в водолазном скафандре, но в конце все портит введение совершенно неуместной одержимой а-ля Риган МакНил. Блюдо из слэшера, молодежной комедии и мистики оказалось неперевариваемым, и фильм по всем статьям уступает двум вышеупомянутым.

Вышедший сразу на видео «День смеха» (April Fool's Day, 2008) изначально позиционировался как ремейк «Дня дурака», но унаследовал от оригинала весьма и весьма легкую связь. Тем не менее, здесь есть и оригинальные убийства, и неожиданный финал, но «День смеха» не производит должного впечатления и выглядит тускло.

Выпускной

Не удивительно, что действие фильмов столь молодежного жанра, как слэшер, зачастую происходит в школах, где учатся его герои, и, разумеется, авторы фильмов ужасов были обязаны затронуть вниманием этот знаменательный для школьников день. Эксплуатация темы школьных выпускных началась с «Кэрри» (Carrie, 1976) Брайана Де Пальма, основанного на романе Стивена Кинга, и активно продолжается по сей день.

Самым характерным примером выпускного слэшера является «Школьный бал» (Prom Night, 1980), где сыграли будущие королева крика Джейми Ли Кертис и король пародий Лесли Нильсен. Повествует он о том, как маньяк убивает готовящихся к школьному балу выпускников, по вине которых за шесть лет до этого погибла 10-летняя девочка, сестра главной героини. Для современного зрителя интересный сюжет и неожиданный финал едва ли могут компенсировать нединамичное повествование и редкие безвкусные убийства. Но в свое время фильм имел немалый успех, за что был «награжден» тремя сиквелами. Но они выходили уже на закате популярности слэшеров, и связь с оригиналом имеют лишь в названии и наличии выпускного. «Школьный бал 2: Привет Мэри Лу» (Hello Mary Lou: Prom Night II, 1987) и «Школьный бал 3: Последний поцелуй» (Prom Night III: The Last Kiss, 1990) рассказывают историю Мэри Лу, убитой ревнивым бойфрендом на выпускном и вернувшейся с того света ради мести. Появившийся в серии мистический элемент диктовался временем выхода этих фильмов и был приурочен к успеху «Кошмара на улице Вязов» и «Восставшего из ада». «Школьный бал 4: Избавь нас от зла» (Prom Night IV: Deliver Us from Evil, 1992) сменил тему выпускного вопросами церкви и религии, а его главным злодеем стал безумный священник, убивающий погрязших в грехе подростков.

Стоит вспомнить еще пару картин, дошедших до нас из 80-х. Одна из них, «Незнакомец» (The Prowler, 1981), нещадно эксплуатирует идеи авторов ленты «Мой кровавый Валентин», заменив лишь День влюбленных на школьный выпускной, а маньяка-шахтера с киркой — на маньяка-солдата со штыком. Но вопреки или благодаря недобросовестности сценаристов, «Незнакомец» сегодня считается достойным представителем жанра благодаря увлекательному сюжету с неожиданной развязкой и неординарными убийствам с кровавыми спецэффектами Тома Савини.

Не осталась в стороне и культовая студия Troma: в числе ее продукции имеется «День окончания школы» (Graduation Day, 1981) о маньяке в экипировке фехтовальщика, орудующего на выпускной. Впрочем, этот фильм весьма непримечателен для нынешнего зрителя, хотя при выходе на экраны имел оглушительный кассовый успех, собрав почти 24 миллиона долларов при 250-тысячном бюджете.

В последующие годы школьные балы продолжали время от времени иметь место в фильмах ужасов. Например, в продолжении знаменитого слэшера «Городские легенды 3: Кровавая Мэри» (Urban Legends: Bloody Mary, 2005) школьниц преследует призрак выпускницы, погибшей на балу тридцатилетней давности. А в черной комедии «Адская вечеринка» (Dance of the Dead, 2008) на школьное торжество наведалась орда оживших мертвецов. «Выпускной» (Prom Night, 2008) должен был стать ремейком одноименного хита ’80 года, но в результате имеет с ним связь не большую, чем вышедший в том же году «День смеха» со своим «оригиналом».

Особенного упоминания достойна австралийская картина «Любимые» (The Loved Ones, 2009), в которой психопаты отец и дочь похищают парня, отказавшего последней вместе пойти на школьный бал. У себя дома они устраивают альтернативную, камерную версию выпускного с резьбой по живому и просверливанием черепов. «Любимые» представляют собой удачный фильм ужасов с отличной постановкой и оригинальным, впечатляющим сценарием, выделяющим его среди прочего «пыточного» хоррора 2000-х.

Хэллоуин

В силу своей близости к теме ужасов Хэллоуин является единственным праздником, способным соперничать с Рождеством по количеству тематических страшных фильмов. Помимо того, что конец октября традиционно является пиком сезона громких хоррор-премьер, в канун Дня всех святых любит разворачиваться действие многих представителей жанра.

Прежде всего, нельзя забывать, что за все выше и ниже перечисленное мы обязаны маэстро Джону Карпентеру, подарившего миру не просто первый полноценный праздничный слэшер, но и, по распространенному мнению, первый истинный слэшер вообще. Ведь именно таким является «Хэллоуин» (Halloween, 1978), который после своего значительного успеха стал и родоначальником киносериала, и примером для подражания поколениям создателей киноужасов.

Наблюдать за похождениями Майкла Майерса — занятие вполне соответствующее духу праздника, но в этот же день происходит действие множества других довольно известных фильмов, среди которых «Рука-убийца» (Idle Hands, 1999), «Оборотень» (Ginger Snaps, 2000), «Дом 1000 трупов» (House of 1000 Corpses, 2003), «Верхом на пуле» (Riding the Bullet, 2004)…

Среди менее популярных картин выделяется «Убийственная вечеринка» (Murder Party, 2007), в которой с избытком хватает и праздника, и крови, и черного юмора. По сюжету главный герой находит на улице приглашение на вечеринку 31 октября. Надев самодельный костюм из картонных коробок, он находит указанное место в невзрачном подвале и вскоре осознает, что название мероприятия следовало понимать буквально… Фильм снят при незначительном бюджете, но отличился на кинофестивалях и получил положительные отзывы от зрителей, почитающих нестандартный комедийный хоррор.

К наиболее удачным фильмам о Хэллоуине стоит отнести антологию «Кошелек или жизнь» (Trick 'r Treat, 2007). Четыре ее сегмента объединяет загадочное существо ростом с малого ребенка, с круглой, как тыква, головой, покрытой мешковиной с пришитыми пуговицами вместо глаз. Задача этого милого малыша — следить за соблюдением праздничных традиций. Фильм в самом лучшем виде передает атмосферу Хэллоуина и производит отличное впечатление.

Пятница, 13-е

Этот листок календаря посвящен дню, которого суеверные люди считают несчастливым, страдающие параскавидекатриафобией боятся до смерти, а на одного парня в хоккейной маске наваливается куча работы. Такие пятничные вечера уместнее всего проводить, наблюдая за приключениями Джейсона Вурхиса и классической мясорубкой для несообразительных гостей лагеря «Кристал-Лэйк».

Киносериал, начатый фильмом «Пятница, 13-е» (Friday the 13th, 1980), так удачно раскрыл тему этого особенного дня, что авторы других слэшеров по сей день обходят его стороной, привязываясь к другим праздникам. Исключения составляют лишь неудачные пародии вроде «Субботы, 14-го». Но на радость любителям киноужасов частей франшизы хватает с таким избытком, что становится даже жаль, что 13-е выпадает на пятницу так редко.

День рождения

К сожалению, день рождения только раз в году, и этот раз у каждого приходится на свою персональную дату. Поэтому во избежание путаницы в календаре, пара удачных слэшеров, посвященных этому сугубо личному празднику, припасена напоследок.

Первый из них — «Кровавый день рождения» (Bloody Birthday, 1981). Здесь орудуют злобные детки-маньяки - девчонка и двое мальчишек, родившиеся практически одновременно во время лунного затмения. На свое десятилетие они затеяли такое, что даже взрослый Майкл Майерс бы позавидовал. Вывести детишек на чистую воду пытается их сверстник, неоднократно чуть ими не убитый, и его мать — но им никто не верит. Надо признать, малолетние злодеи действуют не по-детски изощренно, и совершаемые ими убийства пестрят разнообразием: в ход идут лук со стрелами, поливочный шланг и даже отравленный именинный торт. К радости зрителей мужского пола, наличие в картине детей не пошло в ущерб щедрому показу оголенного женского тела. В целом, это фильм обладающий рядом явных достоинств, который, однако, не получил широкой известности.

В том же году в Канаде вышел куда более популярный слэшер — «С днем рождения меня» (Happy Birthday to Me, 1981), повествующий о детях постарше. Вирджиния вот-вот отметит свое восемнадцатилетие, но спокойно готовиться к торжеству ей мешают провалы в памяти, возникающие еще с предыдущего дня рождения. Детали прошлогоднего праздника и последующих событий девушке приходится вспоминать постепенно. Пока память возвращается к Джинни, ее друзья начинают таинственно исчезать, один за другим — неординарных убийств в этом фильме хватит на всех. Кто доживет до момента задувания свечей и окажется на нем гвоздем программы, станет понятно лишь в самом конце. Финал сражает наповал настолько, что зритель, видевший его, вряд ли забудет упомянуть о нем, перебирая в голове самые ошеломляющие развязки слэшеров.

                                                                      ***

Отдельно стоит обратить внимание на фильмы, посвященные праздникам, не пользующимся признанием большинства наших читателей.

К примеру, в День святого Патрика — в Ирландии и некоторых других странах его отмечают 17 марта — происходят события ленты «Лепрекон 2: Одна свадьба и много похорон» (Leprechaun 2, 1994): долгоиграющая франшиза никак не могла оставить данный праздник без внимания, тем более что он совпадает с днем рождения злобного героя Уорвика Дэвиса. Зеленый парад можно наблюдать и в ставшем хитом на видео слэшере «Маньяк-полицейский» (Maniac Cop, 1988) Уильяма Лустига.

Самым что ни на есть праздничным, является хоррор «Дядя Сэм» (Uncle Sam, 1997) этого же режиссера. Праздник этого фильма — День независимости США, 4 июля. По сюжету в простую американскую семью возвращают тело погибшего при выполнении военной операции солдата. Вскоре он мистическим образом оживает и начинает убивать. Примерив костюм Дяди Сэма, он становится своеобразной зомби-версией патриотического символа США.

В ноябре американцы отмечают День благодарения и посвятили своему семейному празднику немало страшных фильмов.

Например, добротный мокьюментари «Похищенные пришельцами» (Alien Abduction: Incident in Lake County, 1998), в котором многолюдная семья собирается за праздничным столом с индейкой и тыквенным пирогом, но милый ужин срывают приземлившиеся неподалеку от дома инопланетяне. Выйдя на американском ТВ, фильм ввел зрителей в замешательство, и поверившим в реальность показанного на экране потребовалось официальное опровержение властей, чтобы успокоиться. Уже год спустя, псевдодокументальный хоррор пережил известный фурор, и самый реалистичный поджанр киноужасов основательно влился в массы.

Вполне мог стать лучшим в своей праздничной категории слэшер «День благодарения» (Thanksgiving, 2007) Элая Рота, если бы… он был хотя бы снят. А так остается довольствоваться лишь трехминутным фейк-трейлером, ставшим частью «Грайндхауса» Родригеса и Тарантино.

«День убиения» (ThanksKilling, 2009) — лютый представитель категории B, в высшей степени нелепый и дешевый слэшер о беспощадном индюке-убийце. Тем не менее, он выглядит на удивление удачным среди кино своего разряда. У него даже есть сиквел с названием… «День убиения 3» (ThanksKilling 3, 2012), в котором индюк ищет единственную сохранившуюся копию «Дня убиения 2» — худшего фильма из когда-либо созданных и за это уничтоженного. Правда, сам сиквел-триквел выглядит чрезмерно специфическим даже на фоне первой части. Оценить все достоинства дилогии, разумеется, смогут лишь приверженцы убойного трэш-кинематографа.

                                                                     ***

Наш календарь на этом заканчивается, но не заканчиваются праздничные ужасы вообще. Зрительский интерес к теме не ослабевает и поныне, даже несмотря на часто повторяющие друг друга сюжеты. И благодаря этому, добрая традиция посвящать фильмы ужасов праздникам жива уже четвертый десяток лет кряду и добровольно прекращаться не собирается.

 

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Fakir 24-04-2013 23:27

    На тему Хэллоуина еще можно вспомнить отличный Satan's Little Helper.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 23-01-2013 13:04

    Отличный получился календарь, хороший и тщательный разбор темы.

    ...фильм ввел зрителей в замешательство, и поверившим в реальность показанного на экране потребовалось официальное опровержение властей, чтобы успокоиться.

    Я фигею с таких людей )) Постановка "Войны миров" их ничему не научила. Хотя что говорить, если и у меня есть знакомый, который верит чуть ли не всем мокьюментари. В тот же "Залив", например )

    Учитываю...
  • 3 Юрка 22-01-2013 10:35

    Очень понравилось. Надо будет посмотреть валентина, все-таки.

    Учитываю...
  • 4 Caspian 21-01-2013 18:07

    Классный календарь! Некоторые фильмы открыл для себя впервые. Артем, большое спасибо за такой объемный и информативный разбор. Было очень интересно.

    Учитываю...