DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Смерть японским детям

Королевская битва / バトル・ロワイアル (роман)

Автор: Таками Косюн

Жанр: антиутопия, боевик, ужасы

Издательство: Амфора

Год издания: 2005 (в оригинале — 1999)

Перевод: Михаил Кондратьев

Похожие произведения:

  • Ричард Бахман «Бегущий человек» (роман)

  • Уильям Голдинг «Повелитель мух» (роман)

  • Сьюзен Коллинз «Голодные игры» (цикл романов)

  • Оку Хиройя «Ганц» (манга)

«Друзья приходят и уходят...»

(Косюн Таками)

 

Эта рецензия не про культовый фильм с Китано и его неудачное продолжение. Здесь вы ничего не узнаете о манге Масаюки Тагути. Зато вы узнаете, с чего все началось, и прикоснетесь к гениальному роману Таками Косюна. Ведь именно там впервые была рассказана история о сорока двух школьниках, которые обыкновенным летним днем поехали в автобусе на экскурсию — а к вечеру уже рвали друг друга на части...

Если бы Manhunt была о пионерах

Роман Таками Косюна — это то, какими могли быть «Голодные игры», не будь они девчачьей поделкой на богатейшую тему антиутопии. Диктаторский режим, человеческая жестокость и трагедия, когда обрываются юные жизни, поданы Косюном не как гарнир к любовному треугольнику, а в качестве первого блюда. «Королевская битва» — кровавое телешоу, организованное тоталитарным правительством, чтобы держать население в постоянном страхе, — переносит нас в недалекое будущее. Все связи с внешним миром порваны, государство Великая Восточная Азия в упадке, аресты и расстрелы стали частью обыденного. И — венец этого безумия — каждый год подростки истребляют друг друга на необитаемом острове под объективами сотен камер.

Сюя Нанахара — представитель классического типажа «обыкновенный японский школьник». Он пользуется умеренной популярностью у девушек, играет на электрогитаре и втайне мечтает куда-нибудь убраться из-под гнета правительства. Ни о какой «борьбе с системой» речи не идет — подросток просто хочет быть свободным от предрассудков и невежества родного народа. Волею судеб он оказывается в числе сорока с лишним учащихся, отправленных на злополучную экскурсию. Прямиком в Ад.

Усыпленных газом школьников привозят на необитаемый остров, окруженный военными кораблями — на случай, если кто-то попытается уплыть под шумок. В сердце военной базы их встречает распорядитель кошмарной игры, который объясняет правила и выдает ранцы со снаряжением. Содержимое разнится от подростка к подростку — кому-то достается ружье, другой довольствуется топором, а третий вынужден бороться за жизнь крышкой от кастрюли. Избежать участия в игре невозможно — взрывные ошейники и лишь одно призовое место как нельзя лучше мотивируют на убийство.

Теперь Нанахаре и его товарищам по несчастью ничего не остается, кроме как стиснуть рукояти молотков, серпов и мачете и начать уничтожать друг друга без жалости. Среди нескольких десятков обреченных, помимо главных героев, особенно выделяются «плохиши» — психопат Кирияма, рано повзрослевшая Мицуко, надменная Тигуса и еще несколько персонажей. Например, трусоватый амбал, которого здорово дразнили в школе, начинает отстреливать одноклассников из арбалета уже с первой минуты «Королевской битвы». А староста класса — чинный, прилизанный юноша в очках, оказывается редкостным подонком, лишенным даже грамма морали.

Отличительная особенность романа — внимание ко всем без исключения персонажам, вплоть до того, что о первой жертве мы узнаем больше, чем о Китнесс Эвердин за всю трилогию «Голодных игр». Хрупкая девушка, влюбленная в учителя, звезда баскетбольной команды, любитель манги, фанатка косплея, беззаботный весельчак, шайка задир — каждый найдет себе героя по вкусу. Не сопереживать кому-то из них просто невозможно.

Учитель Китано

Пару слов об экранизации все же стоит сказать. Несмотря на значительные расхождения с книгой (например, учитель Китано — персонаж неканоничный, хотя и затмевает харизмой всех сорока двух учеников), фильм быстро завоевал статус культового. На то было много причин — и беспрецедентная жестокость, и японский колорит, и потрясающие актерские работы, в особенности, конечно же, Такеши Китано. А один из главных злодеев книги — Кадзуо Кирияма, в экранизации превратился в безумного маньяка, который согласился участвовать в резне добровольно. Растрепанные волосы, черный пиджак и «Узи» с бесконечным боезапасом — этот персонаж словно выдернут из аниме, что нисколько не мешает реалистичности фильма. Также стоит отметить Ко Шибасаки и Тиаки Курияму — очаровательные актрисы сыграли Мицуко и Тигусу соответственно. Поклонники Тарантино могли видеть Тиаки в фильме «Убить Билла» — там она тоже сыграла чокнутую школьницу, скорую на расправу.

Музыка к фильму заслуживает отдельного упоминания. В саундтреке нашлось место и Верди, и Шуберту, и Баху, и потрясающим инструментальным композициям Масамичи Амано, и бодрой песенке на титрах. Финальная сцена если и не заставляет зрителя аплодировать стоя, но точно оставляет приятное послевкусие — надежда есть всегда. Надо лишь верить в себя и бороться за жизнь не ценой смертей других. Банальные истины поданы в яркой подарочной упаковке, и оттого получать этот нехитрый посыл вдвойне приятно.

Но, как бы ни был хорош фильм, книга не отстает от него ни на шаг. Написанная живым языком, иногда с обилием метафор, иногда короткими, «рублеными» фразами, она заставляет эмоции читателя прокатиться по американским горкам. Только что мы с замиранием сердца ожидали развязки столкновения очередного бедолаги с Кириямой, а вот уже смеемся над несуразностью одного из учеников. Боевые сцены встают перед глазами так, словно мы смотрим фильм — они яркие и полны жизни. Точнее, смерти.

«Королевская битва» — роман объемный, но если начать читать его, то оторваться вряд ли возможно. Тем более — забросить, не добравшись до конца. Мы пройдем с Нанахарой весь путь, от первого невинно убиенного до момента борьбы последних уцелевших за право продолжать жить. Но если кто-то превращается в зверя, то другой, вопреки всему, остается человеком.

Ведь нет ничего ценнее, чем выжить — не только телом, но и душой.

 

«Стоит только хорошенько призадуматься, и ты поймешь, что окружен толпой жестоких убийц»

(Есио, жертва номер 39)

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)