ГОЛЕМ

Овцы / Sheep (роман)

Автор: Саймон Магинн

Жанр: хоррор, мистика, триллер

Издательство: АСТ

Год издания: 2001 (в оригинале — 1994)

Серия: Темный город

Переводчик: А. Голев

Похожие произведения:

Супружеская пара с детьми поселяется в доме на отшибе, надеясь обустроить там уютное семейное гнездышко или просто пережить тяжелые времена. Старые и страшные тайны, связанные с новым местом жительства, ставят могильный крест на радужных планах. Эта незатейливая история стала основой для множества романов, рассказов, сценариев. В зависимости от способностей автора она превращается то в грандиозную мистико-психологическую драму вроде кинговского «Сияния», то в заурядный триллер, построенный на штампах, как «Дом на холодном холме» Питера Джеймса. Саймон Магинн в романе «Овцы» наполнил заезженный сюжет роскошными пейзажами Уэльса, овечьим блеянием и взглядом в бездну безумия — в бездну, которая обязательно посмотрит в ответ.

Джеймс Туллиан получает неожиданное предложение: привести в порядок старую заброшенную ферму, чтобы через полгода туда смог вселиться новый владелец. Успешное завершение работы сулит грандиозные перспективы. К тому же временный переезд в сельскую местность не только решит проблемы с финансами, но и поможет свыкнуться со страшным событием — смертью младшей дочери. Вместе с женой Адель и сыном Сэмом Джеймс перебирается на ферму. Сельской идиллии у них не получается. В доме обнаруживается исписанная непонятными фразами комната — прошлый владелец держал там свою сумасшедшую жену. Соседи щедро делятся с семейством Туллианов страшными историями из прошлого: о взбесившихся овцах, о сбросившихся с утеса сектантах, о сгоревших на пожаре девочках… Странности возникают и в настоящем. Картины Адель — многообещающей художницы — заполняются жуткого вида овцами и натюрмортами с гнилым мясом. Растерзанная овца и зверски убитый домашний пес Элвис наводят на мысль, что надо спасаться бегством. Вот только удастся ли убежать от опасности, а не вместе с ней.

Пересказывать сюжет «Овец» — занятие бессмысленное. С тем же успехом повествование о гибели «Титаника» можно свести к тезису «корабль утонул». По сути дела, история весьма банальна, а раскрытие детективной интриги — не вполне реалистично, хотя и довольно обосновано. «Фишка» книги заключается не в происходящих событиях, а в том, как о них рассказывается. Подобно аквалангисту, Саймон Магинн погружается в самые мрачные глубины человеческой психики, где находит объяснения и для шокирующих преступлений, и для невинных событий. С пугающей достоверностью он показывает, как гибель дочери и желание защитить сына превращает Адель из творческой натуры в сумасшедшую. Не менее ярко изображена встреча маленького Сэма со смертью. Ребенку не просто осознать, что жизнь когда-нибудь закончится. Сбивчивые объяснения родителей, строки из Библии, путаные надписи на стенах и собственные размышления приводят его к неожиданным выводам. Когда Сэм спрашивает у родителей, почему они даже не попытались воскресить погибшую сестренку, его интерес кажется пропитанным детской непосредственностью и экзистенциальным ужасом, хотя за каверзным вопросом скрываются совсем иные мотивы — весьма предсказуемые, но не менее пугающие.

Роман «Овцы» вобрал в себя лучшие черты британского хоррора — мрачность, неспешность, гнетущую атмосферу. На Саймона Магинна заметное влияние оказал не только Рэмси Кэмпбелл, но и (куда же без него?) живущий по другую сторону океана Стивен Кинг. «Я хотел написать книгу, похожую на «Сияние»», но другую», — отмечает писатель в эссе «Почему я написал «Овец», — «Я больше знал о том, чего не хотел, чем о том, чего хотел: я не хотел никаких сверхъестественных событий». Вместо выдуманных монстров он наполняет текст настоящими страхами: тьмы, одиночества, неудачи, безумия — своего и чужого. Из-за сумасшествия по психологическому триллеру проносится тень сверхъестественного — смутные контуры порой оказываются страшнее подлинной встречи с неведомым.

Стремление к реалистичности становится одновременно и достоинством, и недостатком книги. С одной стороны, оно выгодно отличает «Овец» от множества других историй со злобными привидениями и разбуженными демонами, но с другой немного мистики сделало бы повествование более убедительным, объяснило бы, как смерти удалось укрыться под овечьей шкурой и научиться уничтожать превосходящих по силе противников.

«Овцы» считаются одним из лучших жанровых дебютов девяностых годов. Удачное начало не стало залогом головокружительной литературной карьеры. Следующие романы не сделали Саймона Магинна новой звездой смерти в черном космосе хоррора, а после 2010-го года писатель и вовсе замолчал. Русскоязычному читателю он так и остался знаком только по первой книге — остальные его произведения не были переведены. Широкую известность «Овцы» обрели благодаря экранизации — фильму 2005-го года «Темные силы». Режиссерская работа Джона Фоусета и актерская игра Шона Бина создали зрелищную картину, вот только от первоисточника в ней остались лишь блеющие овцы и завораживающие валлийские пейзажи. Давнее самоубийство сектантов из второстепенной сцены стало одним из ключевых элементов, а стремление обойтись без сверхъестественного не выдержало натиска мертвой девочки, безумного пастора и загробного мира.

Роману Саймона Магинна не грозит статус бессмертной классики на все времена, но он, бесспорно, стал заметным штрихом на полотне темного жанра. Вынесенные в заглавие овцы не играют особой роли в развитии сюжета. Они мирно пасутся в полях, сбрасываются с утеса от ужаса, покорно отправляются под нож на бойне и не обращают никакого внимания на разворачивающиеся поблизости трагедии. Впрочем, разве не также чаще всего себя ведут и люди?.. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх