DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Смертельные игры. Куклы – маньяки, убийцы, мстители

Специально для журнала "DARKER" большой специалист в кино про маленьких убийц, журналист, музыкант (основатель проекта "vx gas attack"), блоггер и хозяин сайта "Кровь. Секс. Культ" Василий Рузаков раскрывает тему кукол-убийц в фильмах ужасов и рассказывает нашим читателям об истории этого специфического явления в современной поп-культуре.

Мертвая кукла вуду

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

(Исход, гл. 20, ст. 4)

Так гласит текст Библии, но современные толкователи понимают его несколько узко: речь идет не только о запрете на изображение бога, но и живых существ вообще: предполагалось, и далеко не только древними евреями, что изображение живого существа способно похитить душу оригинала. Ведь, если вспомнить, то и сам человек – не более, чем кукла из глины, одушевленная дыханием бога. Подобные представления есть у многих народов, независимо друг от друга. Европейские ведьмы втыкали булавки в кукольное подобие жертвы, чтобы приворожить человека, а то и убить его. Схожие обряды есть и у поклонников Вуду.… Да и вообще - в миниатюрных куклах, точно воспроизводящих человеческий облик, есть что-то жуткое. Даже в обычных Барби. С точки зрения темы нашего разговора важно отметить, что миниатюрные подобия человека рассматривались колдунами как средство воздействия на прототип: к примеру, втыкая иголку в сердце куклы, колдун рассчитывал заставить реального человека влюбиться. Но – отметьте! – человек и кукла, его изображающая оставались разными объектами.

Правда, у индейцев существовало верование, что фотография способна вобрать душу человека, как минимум частично. Эти два элемента, вероятно, просто не могли не объединиться в грядущих романах и фильмах ужасов. И первым объединил их, похоже, Абрахам Меррит, недооцененный и не заслужено подзабытый писатель.

Абрахам МерритЕго роман «Гори, ведьма, гори!», вышедший в 1932 году, содержал в себе все перечисленные нами мотивы: одушевленные куклы и злобную колдунью, использующую эту магическую технику в своих целях. Меррит вообще сильно интересовался мифологией, но не стеснялся приспосабливать ее под свои нужды. Вот и здесь он сделал небольшое концептуальное изменение, важность которого для дальнейшего развития жанра переоценить невозможно. В его книге колдунья изготавливает кукольное подобие человека, и, когда кукла готова, душа прототипа переходит в новое тело. Колдунья использовала кукол как своих рабов.

Дьявольские куклы мадам Манделип. ОбложкаРоман, к слову сказать, оказался вполне успешен, и даже обзавелся продолжением, правда, никак не связанным с темой кукол. В России эта книга издавалась неоднократно, но обычно под сенсационным заголовком «Дьявольские куклы мадам Манделип». В 1936 году появилась и экранизация романа – «Дьявольская кукла» Тода Браунинга, того самого, который поставил «Дракулу» с Бэлой Лугоши. Сюжет изменился почти до неузнаваемости: достаточно сказать, что в фильме орудовал ученый, пытающийся уменьшить людей в шесть раз, до кукольных размеров. Так что был потерян, пожалуй, главный интересующий нас элемент: маленькие злобные куклы, которые творят всякие бесчинства, повинуясь воле хозяина. Позднее мы увидели много историй, гораздо более близких к букве и духу романа Меррита. Причем, судя по всему, прямым влиянием это не было – видимо, идея носилась в воздухе.

Второе пришествие кукол

КуклыТак что, нельзя сказать, что куклы-убийцы начали свое триумфальное шествие по киноэкранам: следующего заметного проекта в этом жанре пришлось ждать до… 1987 года, когда Стюарт Гордон снял своих «Кукол». Это была история о супружеской паре, которая научилась оживлять кукол – и эти куклы могли убивать. К сожалению, неизвестно, что вдохновило сценариста на написание этого сюжета и был ли он знаком с романом Меррита или фильмом Браунинга, но зато точно известно, что стало потом…. Продюсер фильма Чарльз Бэнд посчитал доходы, прикинул результат и продолжил разрабатывать золотую жилу. Как он сам говорил в интервью, фильмы о куклах были сравнительно дешевы, они не требовали сложных спецэффектов и, к тому же, позволяли неплохо нагреться на продаже сопутствующих товаров. Вы удивитесь, узнав, как хорошо расходятся миниатюрные копии кукол-убийц из культовых фильмов. Следующий проект Бэнда, посвященный интересующей нас теме, стал его визитной карточкой на десятилетия…. Разумеется, мы говорим о «Повелителе кукол» (1989). Вот об этом фильме мы можем точно сказать, что наследником Меррита он не является ни в коей мере: режиссер и сценарист этого фильма Дэвид Шмоллер рассказывал мне, что не смотрел фильм Браунинга и не читал книги, когда приступал к работе над своей картиной. При этом, кстати, в его работе появились некоторые любопытные нюансы. Прежде всего: сам творец кукол, Анри Тулон, не собирался использовать их ни в каких гнусных целях. Это уже без его присмотра куклы озверели и начали убивать и безобразничать. К тому же, в «Повелителе кукол» показано, что в куклу можно было не только поместить душу реального человека, но и просто оживить куклу саму по себе, без «прототипа». Это было любопытным развитием темы… К сожалению, в оригинальном фильме эта тема раскрыта не слишком полно, а в многочисленных продолжениях мифология не раз пересматривалась, но… Можно понять, что для оживления кукол требуется некая жидкость, при этом оживление бывает трех видов: во-первых, непосредственный переход души человека из его тела в куклу (Анри Тулон проделывает это с самим собой, желая продлить свою жизнь в теле куклы). Неким загадочным образом можно переселить душу человека в тело куклы, похожей на него, даже если человек уже умер – судя по всему, именно это произошло с Женщиной-Пиявкой, являющейся инкарнацией бывшей возлюбленной Анри Тулона. И так же можно оживить куклу, у которой нет прототипа среди людей, как это произошло с большинством кукол Тулона. При этом куклы обладают свободной волей и не обязаны слушаться своего творца, хотя и могут помогать ему добровольно. Это еще одно важное отличие от концепции Меррита: куклы мадам Манделип должны были ей подчиняться, хотя сопротивляться все же могли, как это показано в финале.

Повелитель кукол

Кукольные маньяки, демоны и прочее

Детские игры. ПостерЕдинственный, кто способен конкурировать по популярности с творениями Анри Тулона это, разумеется, Чаки. Мир узнал о нем из фильма «Детские игры» (1988), сценаристом его был Дон Манчини, а режиссером – Том Холланд. С тех пор выходило уже несколько сиквелов, и на 2013 год назначен выход нового фильма, который, судя по всему, станет перезапуском серии. Фильм рассказывает о маньяке, чья душа переселилась в куклу. Концепция была предложена довольно любопытная и отличающаяся от уже упомянутых. Прежде всего: никаким подобием этого маньяка кукла, приютившая его душу, никогда не была. Он переселился в первую попавшуюся игрушку. Во-вторых, именно сам маньяк здесь осуществляет переселение, а позднее, уже будучи куклой, он умудряется повторить процесс с другим человеком, со своей девушкой. Ну и как можно понять из уже сказанного, свободная воля и личность у него полностью сохранилась… Более того, эта парочка умудрилась даже заниматься любовью и завести потомство.

ЧакиТом Холланд, режиссер самого первого фильма про куклу-убийцу Чаки, снял много хорошо известных фильмов ужасов. Он дебютировал в режиссуре культовой «Ночью страха» (1985), а «Детские игры» стали третьей его картиной. Затем последовало участие в «Байках из склепа» и экранизации романов Стивена Кинга «Худеющий» и «Лангольеры». К тому же мистер Холланд написал сценарии к лентам «Психо 2» и «Класс 1984».
«Детские игры» при бюджете в 9 миллионов долларов собрали только в кинопрокате более 44 миллионов. Всего было снято пять фильмов этой серии: «Детские игры» (1988), «Детские игры 2» (1990), «Детские игры 3» (1991), «Невеста Чаки» (1998) и «Потомство Чаки» (2004), а работали над ними такие режиссеры как Джон Лафия, Джек Бендер, Ронни Ю и Дон Манчини (сценарист оригинальных «Детских игр»). Озвучивал куклу-маньяка во всех этих картинах один и тот же актер (он же сыграл убийцу Чарльза Ли Рэя в самом первом фильме), хорошо известный всем поклонникам ужасов, да и не только ужасов, Брэд Дуриф.

Демонические игрушкиПодобные планы лелеял и герой фильма «Демонические игрушки» (1991), продюсером которого стал все тот же Чарльз Бэнд. На этот раз, в игрушки вселяется… демон, слишком слабый для того, чтобы напрямую овладеть человеческим телом. Он собирается, при помощи своей кукольной армии, захватить в плен нескольких человек, в числе которых – беременная женщина. В ее-то нерожденного ребенка и надумал вселиться демон, так что куклы для него – только первый шаг. Кстати, есть даже фильм «Повелитель кукол против демонических игрушек», своего рода кроссовер между этими сериями. Снимал Бэнд и другие фильмы интересующей нас тематики: «Кукольный полицейский», и прочая, прочая, прочая…

Мертвая тишинаИз относительно недавних фильмов нельзя не вспомнить работу Джеймса Вана «Мертвая тишина» (2007). Героиня этого фильма была чревовещательницей, и, после того, как ее убили, дух этой женщины вселился в сотворенных ею кукол. И куклы стали орудием мести, но в данном случае не они сами убивали, а именно дух, в них заключенный. Тело куклы было только его носителем и в самих убийствах не использовалось. Во всяком случае, это одно из возможных объяснений – в фильме не очень четко прописана сама мифология, связанная с куклами и их создательницей.

Подключились к теме и наши азиатские друзья: корейский фильм ужасов «Кукольник» (2004), тоже повествует о мстительном духе, вселившемся в куклу. Ее создателя убили, и кукла поклялась отомстить…. Здесь мы снова встречаемся с куклами как носителями духа, но есть и оригинальные черты: дух этот способен выйти из кукольного тела и притвориться живым человеком, как это было с одной из кукол, показанных в фильме. А может и вовсе вселиться в другого человека и навязать ему свою волю, как это вышло со второй куклой. Причем это именно дух самой куклы, а не человеческая или демоническая душа, как в большинстве перечисленных выше фильмов.

Так что ожившие куклы, как мы видим, уже не раз привлекали внимание кинематографистов и, надо думать, еще не раз привлекут.

Грустная вуду кукла

Комментариев: 9 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 vxga 09-06-2011 21:52

    Уф, как-то я поздно подключился. Мне кажется, что "Полено" вполне по теме, как злобный родственник Буратино и тому подобных героев. Но я и не претендовал на полную справку по жанру ;)

    Учитываю...
  • 2 Soulo 27-05-2011 15:06

    Хотя если сможешь и эту написать, никто, думаю, против не будет.

    В ближайший номер - едва ли. Проанализировать-то нужно тучу фильмов за 30 с лишним лет.

    Учитываю...
  • 4 Soulo 26-05-2011 09:55

    Поступила просьба написать что-нибудь подобное и об убийцах-мстителях типа Джейсона.

    Я готов.

    Учитываю...
    • 5 Парфенов М. С. 26-05-2011 16:36

      За тобой вроде уже есть статья по темному фэнтези, n'est pas? Хотя если сможешь и эту написать, никто, думаю, против не будет.

      Учитываю...
  • 6 Парфенов М. С. 26-05-2011 00:55

    Народу статья понравилась. Поступила просьба написать что-нибудь подобное и об убийцах-мстителях типа Джейсона. Вполне бы подошло к одному из летних номеров, "кровавому".

    Учитываю...
  • 7 Надежда 20-05-2011 21:51

    А знаменитый Отесанек-Полено сюда подошёл бы? Хотя он скорее не кукла, а столько, собственно, полено.

    Учитываю...
  • 8 OldFisben 20-05-2011 14:55

    Можно было вспомнить и нашего Хагги-Траггера, кстати. smile

    Учитываю...
  • 9 Аноним 20-05-2011 12:03

    Любопытно, спасибо.

    Учитываю...