ССК 2018

Снеговик / Snømannen (роман)

Автор: Ю Несбё

Жанр: детектив, триллер

Год издания: 2010, 2011, 2012 (в оригинале — 2007)

Перевод: Е. Гудова

Похожие произведения:

  • Эван Хантер «Ненавидящий полицейских» (роман)

  • Томас Харрис «Красный дракон» (роман)

  • Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона» (роман)

 

Вот уже несколько лет в Норвегии в тот самый день, когда выпадает первый снег, бесследно исчезают замужние женщины. Первый серийный убийца в истории Норвегии долго скрывал от полиции своё существование, но теперь решил бросить ей вызов, тем более что у него нашёлся достойный соперник. Старший инспектор Харри Холе, знаменитость среди полицейских страны, теперь должен найти серийного убийцу на своей родине, и он не может позволить себе ошибиться.

Обложка романа 2010 года издания.

Ю Несбё долго держался, прежде чем стравить своего литературного героя, полицейского Харри Холе, с серийным убийцей у себя и у него на родине, в Норвегии. В своё время Холе проходил стажировку в ФБР и набирался там знаний об охоте на худших и опаснейших представителей своего рода. А ещё до стажировки норвежский полицейский ловил одного из них в Австралии. Это было в первом романе о герое «Нетопырь», или по-другому «Полёт летучей мыши». «Снеговик» — седьмая книга в цикле о Холе, в которой его ждёт поединок с первым настоящим серийным убийцей в истории Норвегии.

Из чего же Ю Несбё сделал своего «Снеговика»? Из триллера, детектива и драмы, стоящих друг на друге как снежные шары. Из насыщенной событиями истории, плотной, как мокрый снег, но написанной лёгким и суховатым языком, каким бывает снег при очень низкой температуре. Из героев тёмных, как камешки для глаз и рта. Из серийного убийцы, столь хорошо прописанного и запоминающегося, что он выделяется среди персонажей романа как оранжевая морковка, воткнутая в снежное лицо вместо носа. Как обычный снеговик создан из бесчисленного числа снежинок, у Несбё роман «слеплен» из более чем 600 тыс. символов. В одной из сцен книги Холе разносит снеговика лопатой; текст Несбё тоже оказывается разбит на множество кусков. В этом отношении роман кажется весьма кинематографичным, и отчетливо представляешь при чтении, как каждая сцена может сменяться другой резким переходом. А Несбё оказывается отличным монтажёром: в романе предостаточно фрагментов сюжета, которые заканчиваются неожиданным поворотом, заставляя читателя не останавливаться на пройденном тексте. И хотя на это будет достаточно причин, главная состоит в том, что смертельная игра убийцы Снеговика с Холе увлекательна и захватывает внимание не хуже, чем злодей своих жертв раскаленной петлёй.

Обложка романа 2011 года издания.

Вообще, центральное противостояние романа — это противостояние двух шаблонов героя и злодея. Но ведь шаблоны и стали таковыми, потому что они отлично работают. У Харри Холе — при всём его уме и силе — хватает и слабостей. Он одержим работой, он продолжает спать со своей бывшей, хотя знает, что у неё есть другой мужчина, и на протяжении романа он вынужден бороться с алкоголизмом. Холе относится к типу «страдающих» героев-полицейский и детективов, он — тот человек, которому далеко не всегда везёт в личной жизни и работе, но за счёт своих характера и некоей одержимости он не привык сдаваться перед трудностями и «поворачивать назад». А Снеговик похож на классического хладнокровного серийного убийцу с развитым интеллектом, склонностью к играм и ультиматумам. Он страдает серьёзным душевным расстройством, потому обставляет убийства особым ритуалом: каждое происходит в день, когда выпал первый снег, и обязательно надо слепить снеговика. Именно из-за такой характеристики преступника начальство героя отказывается верить в существование серийного убийцы, и Холе оказывается в положении своего французского коллеги Жюва из романа «Фантомас». Как начальство Жюва не верило в существование преступного гения Фантомаса, так и Холе вынужден доказывать своему, что в Норвегии действует хитрый серийный убийца.

Ю Несбё.

Определённо, в «Снеговике» силён не только центральный сюжет о противостоянии Холле и Снеговика, но и его обрамление. Роман Несбё на деле — не просто детектив, а ещё и социальный роман, где автор сам работает как маньяк и режет по живому общество «спокойной» Норвегии. Нравы этого общества, естественно, распространяются и на норвежские семьи, которые автор сделал главной соцтемой «Снеговика». Тема семейных отношений не просто превалирует в романе. Именно эти отношения превратили будущего убийцу в жестокое «существо», от которого веет холодом. Они влияли на выбор жертв убийцы. И по воле Несбё читатель узнает об отношениях каждого из подозреваемых хотя бы с одним из их родителей. И не стоит забывать (или стоит знать, если вы не в курсе), что и у Холе были не лучшие отношения с отцом. Критика норвежского общества в романе вписана в характеры его героев, ведь большинство из них перестаёт вызывать чувство симпатии или сострадания, стоит их получше узнать. Но Несбё не только критикует норвежское общество и его семейные ценности, писатель даёт свой ответ на вопрос, как не допустить появления нового Снеговика. Он, как и несколько других менее неприятных персонажей, по сути, является наследником характера, продолжением своих не лучших родителей. Родительская ложь, отсутствие элементарного воспитания и заботы сделали Снеговика и главных подозреваемых самими собой. Как не допустить появления подобных злодеев, Несбё описывает на примере одной семьи, ставшей в романе неполноценной. Члены этой семьи, несмотря на всё пережитое, нашли в себе силы не только справиться с трагедией, но и стать ещё ближе.

Обложка романа 2012 года издания.

Было бы неправдой утверждать, что «Снеговика» Несбё «слепил» идеально. Как известно, Дьявол кроется в деталях, в них же сокрыты и проблемы романа. Не совсем понятно, как убийца так ошибся с обезболивающим для одного из подозреваемых. Автор приписывает злодею сверхъестественные черты, когда в присутствии некоторых жертв «рисует» его как некое «существо», а одной жертве позволят чувствовать холод, исходящий от убийцы. Даже если вспомнить в первом случае про русское выражение «у страха глаза велики», всё равно остаётся загадкой, почему жертвы не видели в нём человека, также не ясно, почему одну жертву Снеговик «холодил», хотя другие ничего такого не чувствовали. Это приёмы Несбё делают злодея эффектным и более пугающим, но не имеют объяснения в тексте. Вызывает некоторые сомнения плотность столь важных для убийцы и сюжета снеговиков, на которых, оказывается, можно долго сидеть, и они не развалятся под тяжестью человека. В данном случае и, опять же, для эффектной сцены со снеговиком в финале Несбё жертвует правдоподобностью. Интересно было бы узнать, как убийца вообще лепил своего последнего снеговика. И ещё стоит отметить, что, к огромному сожалению, чуть дальше середины романа автор оставляет золотой ключик к личности преступника. После он всё же подсовывает несколько классных подозреваемых, и читатель может сбить этим с толку, но только не самый внимательный, который почти всю вторую половину книги будет знать ответ на главный вопрос данного детектива Несбё.

Норвежский «Снеговик» — образец классного скандинавского полицейского детектива и триллера об охоте на серийного убийцу. Седьмой роман Ю Несбё о Харри Холе можно читать, не зная содержания предыдущих книг о герое. Вопрос: «Стоит ли это делать?» — в этом случае не стоит для ценителей жанров «Снеговика», потому что ответ напрашивается только один: «Конечно».

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх