DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Сны и кошмары Розмари

Ребенок Розмари / Rosemary's Baby

США, 1968

Жанр: ужасы, детектив, мистика, драма

Режиссер: Роман Полански

Сценарий: Роман Полански

В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон, Сидни Блэкмер, Морис Эванс

Похожие фильмы: «Омен», «Адвокат Дьявола», «Изгоняющий дьявола».

Молодая бездетная пара Розмари и Гай Вудхаузы переезжают в нью-йорский Бремфорд. Очень скоро они знакомятся с эксцентричными соседями, Минни и Романом Каставетами, которые то и дело навязываются им в друзья. Однажды Розмари видит странное видение, будто она плывет на яхте с Гаем, который превращается в демона и насилует её. Через несколько дней девушка узнает, что беременна. Череда странных событий наталкивает Розмари на догадку, что соседи Вудхаузов — участники сатанинского культа, строящие зловещие планы относительно её еще не родившегося ребенка.

В начале было Слово. И этим словом был роман Айры Левина «Ребенок Розмари», вышедший в свет в 1966 году и сразу же ставший популярным. Сам Альфред Хичкок, прочитав роман, намеревался взяться за его экранизацию, но обстоятельства, другие предложения и проекты постепенно отодвигали эти планы все дальше… А в это время Уильям Касл выкупил права на экранизацию и стал искать режиссера. Ему посоветовали обратить внимание на молодого поляка Романа Полански, уже хорошо известного в Европе после «Бала вампиров», «Отвращения» и «Тупика». Два последних фильма характеризовали Полански как режиссера – исследователя пограничных состояния глубин человеческой психики, который не только интересуется этой пограничностью, но и умеет показать зрителю самые тонкие грани и оттенки внутреннего ада персонажей своих фильмов. Так «Ребенок Розмари» стал первым фильмом Романа Полански, снятым им в Америке, первой его экранизацией, а так же вторым фильмом «квартирной трилогии», начатой в 1965 году «Отвращением» с Катрин Денёв, и законченной «Жильцом» в 1976 году, где Полански сам снялся в главной роли, вместе с Изабель Аджани.

Молодая пара, Розмари и Гай Вудхауз, снимает квартиру в доме, где их соседями становится милые старички, супруги Минни и Роман Каставет. Они сразу берут опеку над молодыми, что напрягает Розмари, но очень нравится Гаю. Гай быстро сближается с Романом, удача поворачивается лицом к малоизвестному актеру. Он получает главную роль в сериале после того, как прежний исполнитель внезапно ослеп. А еще, не хотевший пока заводить детей Гай, вдруг загорается желанием иметь ребенка. Поев приготовленный Минни мусс со странным привкусом, Розмари впадает в странный сон, где Гай, внезапно превратившись в Дьявола, насилует её. Просыпается она вся исцарапанная, и вскоре Розмари понимает, что беременна…

Никогда ранее не снимавший экранизаций, Полански очень бережно и скрупулезно отнесся к литературному материалу, стараясь не упустить возможно мелких, но важных деталей, при переносе романа на экран. Он советовался с Айрой Левиным и Уильямом Каслом по разным моментам сценария и съемок, что порядком увеличило съемочный период и бюджет фильма. Но так как Касл тоже считал, что надо максимально придерживаться первоисточника, ему это простили, ведь Роману Полански удалось главное – создать на экране атмосферу страшного, ирреального и безумного мира, в котором оказалась беззащитная Розмари. Не используя никаких спецэффектов, никаких «бу из-за угла» и никаких выпрыгиваний монстров или призраков из темноты, играя со светом, цветом, тенью, тщательно выстраивая каждый кадр, усиливая визуальный ряд музыкальным сопровождением, режиссер достигает такого уровня саспенса, что кровь стынет в жилах. Вспомните хотя бы истерические вопли саксофона в сцене бегства Розмари от своих преследователей, в которых мы слышим безумный ужас героини.

Актерский ансамбль заслуживает самых высших похвал. Не только исполнители главных ролей, но и второстепенных, даже эпизодических. Все персонажи прописаны до мелочей, их образы запоминающиеся и яркие. Все эти благообразные старички с крысиными глазками, назойливые и настырные, вызывающие отвращение одним своим видом. А Рут Гордон в роли Минни, похожая на размалеванную мартышку, суетливая, вечно лезущая не в свое дело, душащая Розмари тугими кольцами своей заботы, не хуже анаконды подавляющая волю девушки, она вполне заслужила «Оскар» и «Золотой Глобус» за эту роль. Одно только её появление в кадре, звук её слащаво-приторного голоса вызывают желание её удавить. Так же как и от взгляда ее супруга Романа Кастевета, в исполнении Сидни Блэкмера, мурашки бегут по спине и холодеет в груди. Никакие спецэффекты не создадут такого липкого ужаса, как изумительная актерская игра и давящая, душная атмосфера этого фильма.

Джон Кассаветис очень тонко играет свою партию. Самовлюбленный, тщеславный, неудачливый актер Гай, легко променявший любовь жены на славу и успех, а будущего ребенка – на членство в секте сатанистов и сулимое ими могущество. Уже с первых его появлений на экране, он дает почувствовать ту внутреннюю гнильцу, проглядывающую сквозь лощеную внешность. Он точно показывает, как облетает шелуха и позолота, являя зрителю темное нутро его души, которую он готов продать за роли и аплодисменты публики. Характер своего героя Кассаветис передал великолепно.

Фильм длится более двух часов, но не дает заскучать или отвлечься от экрана. Сюжет паутиной окутывает сознание зрителя, погружает в рассказываемую историю с головой, создавая эффект присутствия. Как будто мы уже внутри кадра, тут, в этой квартире, наблюдаем, не в силах оторвать глаз…

Миа Фэрроу как нельзя лучше подходит для этой роли. Хрупкая, тонкая, нескладная, как подросток, с бледной кожей, кругами под огромными глазами, в которых плещется страх. Она проживает на экране психологически очень сложную роль, на наших глазах превращаясь из счастливой и влюбленной женщины в истерзанное и загнанное существо, жену и будущую мать, преданную тщеславным мужем, окруженную врагами и из последних сил пытающуюся защитить своего ребенка. Уязвимая, мнительная, объятая страхом и подозрениями, лишенная всякой поддержки, Розмари сама уже не разбирает, где реальность, а где лишь больным воображением порожденная опасность, грозящая её ребенку.

«Ребенок в опасности! Я должна его спасти!» - эта мысль обжигает её сознание и руководит её действиями и поступками, заставляя окружающих сомневаться в её душевном здоровье. Ей не верят те, к кому она обращается за помощью, как доктор Хилл, например. Зритель тоже до конца не уверен в том, действительно ли сатанистская секта использует Розмари для прихода в мир Антихриста, сына Дьявола, или это лишь больной мозг Розмари так жестоко с ней играет. Вот это страшное состояние сыграно Фэрроу безупречно, и пугает так, как не испугают реки крови с расчлененкой. Она играет так, что ужас её героини чувствуешь внутри себя. И становится по-настоящему страшно, так страшно, что хочется вырваться, вынырнуть из этой жуткой атмосферы, в которую окунают зрителя режиссер и актеры.

При этом само кино сопровождал шлейф мистических и даже трагических совпадений. Режиссеру приходило много писем с угрозами расправы и смерти. А через год после выхода картины, бандой Чарльза Мэнсона, объявившего себя новым Мессией, была зверски убита беременная жена Полански, актриса Шарон Тейт. Мэнсон нарек свою банду «Helter-Skelter», по названию песни «Битлз». Еще одно мистическое совпадение: Джон Леннон до своего убийства жил в многоквартирном комплексе «Дакота» на Манхэттене, где происходит действие картины и где велись съемки фильма. Напротив этого дома Леннон и был убит в 1980 году. А композитор фильма Кшиштоф Комеда погиб в результате несчастного случая 23 апреля 1969 года, он умер в больнице. Во время съемок Миа Фэрроу развелась с Фрэнком Синатрой.

Полански показал себя настоящим мастером триллера и саспенса, умеющим до предела напитать атмосферой страха кадр, при том, что ничего страшного в кадре не происходит. Как, например, в финале, когда Розмари качает черную колыбель с перевернутым крестом, и лицо её, искаженное отчаяньем и страхом, постепенно разглаживается и освещается улыбкой.

«Это – мать» - с благоговением шепчут все вокруг.

Да, она – мать… И она любит и защищает свое дитя. Даже если это – ребенок Дьявола.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Lin 09-02-2013 23:16

    Спасибо за рецензию, она очень точно передаёт ощущения испытанные при прочтении книги и просмотра фильма.

    Учитываю...
    • 2 Ириа Белова 10-02-2013 04:11

      И Вам спасибо. smile Значит у нас ощущения совпали. Правда, книгу я не читала. Но Полански удалось отшлифовать все грани пограничного состяния души и ума.

      Учитываю...
  • 3 Мельник 10-11-2012 00:16

    Столько слышал о фильме, но до сих пор не довелось его посмотреть. Буду исправлять это досадное недоразумение. Спасибо за рецензию.

    Учитываю...
  • 4 OldFisben 22-10-2012 16:45

    К своему стыду посмотрел этот фильм только в этом году, зимой.

    Очень крутое.

    Спасибо за ревью.

    Учитываю...
  • 5 Dee-Dee 22-10-2012 11:04

    Что тут сказать – хороший роман, замечательный фильм и отличная рецензия.

    Учитываю...
    • 6 Ирина Белова 22-10-2012 14:03

      Спасибо за дбрые слова.smile

      Учитываю...