DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows: творчество, навеянное сущностями из иного мира

Sopor Aeternus

Один из самых загадочных музыкальных проектов, одна из самых загадочных личностей. И, если по поводу реальности существования основателя Анны-Варни Кантодеа сомнений нет, то насчет пола данного субъекта немецкой национальности имеются огромные вопросы вплоть до настоящего времени.

Те, кто хоть раз видел фотографию или видеоклипы Sopor Aeternus, не смогут остаться равнодушным к этому перфомансу. Чувство огромного восхищения или глубокого отвращения – и то, и другое будет в превосходной степени. А, возможно, две этих диаметрально противоположных эмоции одновременно: двойственность, неоднозначность, как неоднозначна и сама персона Анны-Варни.

Известно, что с самого рождения создатель Sopor Aeternus был мужчиной, но ощущал себя женщиной. Казалось бы, в наше время этим никого уже не удивишь: операции по перемене пола нередки. Но Варни (именно так его звали изначально) не стал прибегать к операционным методам исправления самовосприятия (по крайней мере, нам об этом ничего неизвестно). Называя себя «теоретической гетеросексуальной женщиной», или существом пятого рода (человеком со многими душами), Варни не стал идти даже на гормональную терапию. Прибавив к своему имени еще и имя Анна, он (или она) стал тем, кем мы можем видеть его в клипах и фотографиях. А где же еще? Эта загадочная личность не дает концертов, что, однако, никак не сказывается на успешности творческой деятельности.

Детство Анны-Варни нельзя было назвать счастливым. Побои от матери, проблема с самоопределением, непонимание сверстников – все это и многое другое не могло не отразиться на психологическом состоянии. В результате всего этого не раз возникали затяжные депрессии и, как следствие, суицидальные мысли. И именно проект Sopor Aeternus стал той спасительной нитью в череде физических и моральных проблем.

Sopor Aeternus

Тут следует отметить, что полное название проекта звучит «Sopor Aeternus & The Ensemble of Shadows», что в переводе означает «Вечный сон и Ансамбль теней». Что же это значит? Кто такие, эти тени? По словам Анны-Варни, это бесплотные духи-наставники, которые помогают в его (или ее) творчестве. А творчество это поистине ошеломляет. Как говорит создатель проекта, ему абсолютно все равно, какую реакцию оказывает музыка и тексты песен на слушателя. Главное – попытка избавления от личностных психологических травм. И, судя по огромной дискографии, этих травм было немало: двенадцать студийных альбомов, три демо-записи, четыре мини-альбома, два ремикс-альбома, четыре сингла, затрагивающих тему смерти, вампиризма, некрофилии и других подобных, далеко не радужных, материй.

Все студийные альбомы были выпущены на немецком лейбле Apocalyptic Vision (знаковое название - Апокалиптическое видение), который проявил интерес к творчеству Анны-Варни Кантодеа буквально с самого начала. Вся лирика пишется на двух языках – английском и, разумеется, немецком. В визуальной составляющей клипов Sopor Aeternus используются элементы танца буто. Этот авангардистский танец возник в Японии и существенно отличается от остальных форм танца смещением акцента с движения тела на само тело. Иногда в буто вообще нет никаких движений – только определенная поза, приседание, без всяких вращений и подскоков.

Sopor Aeternus

До настоящего момента не было ничего сказано о стиле исполняемой музыки. Ну, это и не удивительно, принимая во внимание другие шокирующие моменты. Итак, Анна-Варни Кантодеа с помощью своих духов-наставников изливает свою боль, свои душевные терзания через призму музыкального жанра darkwave, а именно, через стиль дарквейва с «говорящим» названием Neue Deutsche Todeskunst (NDT), в переводе на русский означающий «Новое немецкое искусство смерти». Данный стиль отличает темная романтическая тематика. Сочетая электронную, индастриально-экспериментальную, неоготическо-романтическую, неоромантическую и классическую музыку, Sopor Aeternus стал одним из самых мрачных проектов данного жанра.

Подробно расписывать все двенадцать альбомов не представляется возможным, ибо в этом случае следовало бы написать маленькую книжечку по психиатрии с элементами оккультной одержимости и методам арт-терапии. Поэтому сделаем общий обзор творчества этой неоднозначной персоны.

Разумеется, все творчество Aeternus & The Ensemble of Shadows полностью концептуально. Тематика была упомянута нами ранее. Экспрессивная, несколько театральная подача вокала вызывает эмоциональное напряжение. Мрачное, атмосферное звучание погружает в темный мир Анны-Варни Кантодеа.

 

В самом первом альбоме 1994 года «Ich Töte Mich Jedesmal aufs Neue, doch Ich Bin Unsterblich, und Ich Erstehe Wieder auf; in Einer Vision des Untergangs…» («Я буду убивать себя каждый раз снова, но я бессмертен…») была выражена вся накопившаяся душевная боль, поэтому он получился таким трагичным и тяжелым по восприятию.

Уже второй альбом 1995 года «Todeswunsch — Sous le Soleil de Saturne» был полегче в музыкальном плане, появились элементы фолка. Но тема суицида, без сомнения, продолжает арт-терапевтическую функцию проекта Sopor Aeternus.

Видимо, излечение музыкой пошло на пользу, потому что третий альбом 1997 года «The Inexperienced Spiral Traveller» (Aus dem Schoß der Hölle Ward Geboren die Totensonne) знаменует перемены музыкальной и лирической составляющей. Уже нет ощущения полной безысходности.

Но последующий альбом «Dead Lovers' Sarabande», выпущенный в двух частях (первая часть – в 1999 году, вторая – в 2000-м) возвращает Анну-Варни с ее духами в первоначальное трагическое состояние. Однако, аранжировки в классическом стиле и лирические, ложащиеся на слух мелодии вместе с профессионально сделанными обложками делают эти альбомы гениальными по своей сути.

2001 год: и новый альбом – «Songs from the Inverted Womb». Удивительно красивая лирика, элементы неоклассики, все тот же плачущий вокал, мир боли и страдания. Возможно, один только минус – почти все песни исполнены на английском языке, в результате теряется что-то глубоко личное, свойственное только Sopor Aeternus.

«Es Reiten die Toten so Schnell» (or: the Vampyre Sucking at His Own Vein) 2003 года по существу является переработкой самой первой демо-записи 1989 года. Альбом даже назван совершенно также. Однако, переработка была совершена настолько талантливо, что это поистине можно назвать шедевром неоклассической готики.

Поражает продуктивность Анны-Варни и ее духов: уже в следующем 2004 году новый альбом «La Chambre d’Echo — Where the Dead Birds Sing». Он сильно отличается от предыдущих почти полным отсутствием неоклассики. Это произведение чистого дарквейва.

2007 год: «Les Fleurs du Mal — Die Blumen des Bösen». Название альбома вызывает ассоциации со сборником стихов Шарля Бодлера «Цветы зла». Но, как утверждает Анна-Варни, эта ассоциация ошибочна. Следует отметить и ту деталь, что на обложке нет надписи «The Ensemble of Shadows». Возникает вопрос: куда же делся Ансамбль теней, который с самого первого альбома вдохновлял и направлял это мрачное творчество?

В 2010—2011 годах выходит «A Triptychon of Ghosts» («Триптих призраков»): два мини-альбома и один полноценный студийный альбом.

Sopor Aeternus

2013 год ознаменовался выходом «Poetica — All Beauty Sleeps», который посвящен американскому поэту Эдгару Аллану По. Мрачная атмосфера, потрясающее исполнение вводят в мир автора психологической прозы, полный мистицизма и иррациональности.

И, наконец, в 2014 году на свет появляется «Mitternacht» («Полночь»). В истинном музыкальном минимализме заложено множество эмоций и переживаний. Электроника в сочетании с неоклассикой, с существенным преобладанием первой. Альбом депрессивный, но, в то же время, спокойный. Ощущение от прослушивания можно выразить двумя словами – светлая печаль.

По словам Анны-Варни Кантодеа, нет никакого разделения между жизнью и искусством. Жизнь и искусство – это одно и то же. Они, переплетаясь, влияют друг на друга.

Эти слова создатель Sopor Aeternus полностью подтверждает своим творчеством. Остается только надеяться, что Анна-Врни Кантодеа выбрал (выбрала) правильный метод для избавления от своих жутких психологических кошмаров детства и юности. И бесплотные духи-помощники, увековеченные в названии «The Ensemble of Shadows» («Ансамбль теней») не уведут в призрачный мир тьмы и вечной боли.

    Sopor Aeternus 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)