«Тот, кто видел это, никогда не станет прежним. С тем, кто не видел этого, не о чем говорить». Именно так звучал анонс сериала в начале 2000-х на канале «Россия». А затем, первая нота той самой, незабвенной, проникающей в душу и ведущей в мир загадок музыкальной композиции «Falling» Анджело Бадаламенти заставляет зрителя забыть обо всем и погрузиться с головой в чарующий мир так до сих пор никем не повторенной магии кино. Так начинается один из самых загадочных и мистических сериалов за всю историю кинематографа вообще и телевидения в частности, культовый «Твин Пикс» Марка Фроста и Дэвида Линча.

Воплощение заблуждений

Бесполезно пересказывать события сериала для тех, кто видел его — тот и так все знает. Не следует описывать для тех, кто не видел — будет неинтересно смотреть. Тем более, все загадки этой потрясающей своей глубиной мистической истории невозможно раскрыть даже тем, кто не единожды отправлялся в путь по неизведанным дорогам маленького американского городка, затаившегося среди таинственных гор и шепчущего о каких-то секретах, колышущегося на ветру темного леса. С самого начала вопрос «Кто убил Лору Палмер?» не давал покоя зрителям, с трепещущим сердцем, ожидавшим каждую очередную серию.

Именно поэтому через год после завершения второго сезона появился полнометражный фильм «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», повествующий о последних днях жизни школьницы Лоры Палмер, а также дающий ответы на многие вопросы, но при этом порождая новые. Но до этого зрители, измученные нескончаемым путешествием по странным местам, ждали концовки. Напряжение нарастало с каждым эпизодом, заставляя содрогаться в предчувствии. Конец же получился вполне в духе безумного гения Линча — неожиданным, ошеломительным, сбивающим с толку. Споры по поводу завершающей сцены сериала среди фанатов не прекратились и поныне. Каков смысл? Что все это значит? Будет ли логическое продолжение? Вопросы, вопросы… и не единого адекватного, в полной мере удовлетворительного ответа.

Но несмотря на то, что все тайны так и не будут раскрыты, на все вопросы так и не найдутся ответы, все темные закоулки так и не будут освещены, все равно людей будет притягивать как невидимым магнитом к этой тайне. Контуры сериала размыты и оттого особенно притягательны. Ведь, как известно, все неизведанное манит к себе.

Другим неоспоримым преимуществом сериала «Твин Пикс» по сравнению с подавляющим большинством своих собратьев, стали разношерстные персонажи. Их эволюцию по мере развития событий, рост или деградацию, личные качества, влияние на всю картину в целом и друг на друга. Персонажей даже не хочется называть так — настолько живо и реалистично они описаны и изображены. В этом состоит дополнительная притягательность рассматриваемого киношедевра — необычайная реалистичность показываемых людей на фоне совершенно ирреальных событий, происходящих с ними. В каждом из героев при желании находишь частичку себя самого. И с каждым новым просмотром открываешь что-то новое, до сей поры не обнаруженное. Прекрасный, страшный, очаровывающий, сомнамбулический, пугающий, гипнотический, захватывающий мир Дэвида Линча ждет вас. Добро пожаловать в Твин Пикс!

 

Медитации над бездной

Идиллические декорации настораживают. Они словно усыпляют размеренностью и спокойствием городка, но в действительности оказываются мнимой ширмой, отделяющей реальный мир боли, грязи и суеверного ужаса, от кажущейся безмятежной, родной и такой простой жизни обитателей маленького поселения.

Так что же такое Твин Пикс? Город несбывшихся надежд, предел мечтаний обычного простолюдина, а может сосредоточие чего-то темного и необъяснимого?

Пожалуй, однозначно ответить на вопрос попросту невозможно. Название городка, Twin Peaks, можно перевести как «двойные вершины», что уже само по себе наталкивает на вполне обоснованные мысли: этот с виду неприметный городишко не так прост, как кажется на первый взгляд. Он хранит лишь ему одному ведомые секреты, которые оказались в высшей степени мрачными, что выясняется далеко не сразу.

Следует оговориться сразу: «Твин Пикс» — кино не для всех. Далеко не каждый сумеет понять его и, отнюдь не всем сей продукт придется по вкусу, но смотреть его, определенно стоит. В нем каждый найдет что-то свое. «Твин Пикс»— это нечто невероятное, потрясающее своей глубиной и смыслом. В нем есть все: мистика, детектив, мелодрама, демонстрация жизни настоящей американской глубинки. Так что если говорить вкратце, то «Твин Пикс» — это восхитительный коктейль, который хочется выпить снова и снова. В этом шедевре нет ничего лишнего. Все гармонично вписывается в сериал. Будь-то мистические действа, диалоги, ситуации, в которые попадают многочисленные герои, юмор, потрясающе красивый голос певицы Джули Круз из «Дома у дороги» и бесконечные головоломки, шарады и загадки, которые присутствуют в «Твин Пиксе» в изобилии. Неудивительно, что иной раз можно поймать себя на мысли: Твин Пикс — город, в котором все напоминает твою жизнь и ничто не является ею, вовсе…

Стивен Кинг однажды в своем кратком предисловии сказал: «Самое главное — это история. Если она интересная, мастерски сделанная, то способна целиком и полностью завладеть вниманием читателя или зрителя. Персонажи также начинают раскрываться для вас совершенно в ином свете, и все способствует тому, чтобы вы от начала и до конца жили вместе с произведением, будь то книга или фильм. Но если история скучна, то, ни места событий, ни персонажи, уже ничто не сможет спасти произведение». Абсолютно верное и жизненное замечание. В «Твин Пиксе» есть все — история, место, персонажи и их характеры. Чего только стоят агент Дэйл Купер, красавица Одри Хорн, вселяющий ужас таинственный Боб, неподражаемый карлик, сногсшибательный преступный гений Уиндома Эрла, а также просто хороший парень — Джеймс Хёрли. Замечательны Альберт Розенфильд и шериф Гарри Труман, Гарланд Бриггз и Дама с поленом, Джози Паккард и Кэтрин Мартелл, помощник шерифа Хоук и циничный местный магнат Бенджамин Хорн… Список можно продолжать еще очень долго.

Сериал запомнился миллионам киноманов ни на что не похожей и ни кого не копирующей музыкальной составляющей. Поражающая воображение каденция, которую подарил миллионам зрителей изумительный музыкальный ряд маэстро Анджело Бадаламенти. Пронзительная пенультима в мелодиях Бадаламенти завораживает не меньше степенной ультимы. Органично влился в «Твин Пикс» потусторонне прекрасный вокал Джули Круз. Ее проникновенный голос выступил путеводителем по мраку безнадежности, прочно поселившемуся в злополучном городке.

С полной уверенностью можно сказать, что «Твин Пикс» — это не какая-нибудь меланжевая смесь. Перед зрителями всех стран и народностей самый настоящий кремень высшего сорта. Хотя какой-то это, к Бобу, кремень? Титан, не иначе. Да и как может быть по-другому, если перед нами сплав из мощной центральной истории и декадентской меланхолии, пронизывающий сериал и полнометражную предысторию на манер шелковой нити.

 

Необъяснимо, но факт

Сложно обделить вниманием любопытные факты из жизни Дэвида Линча. С 1965 по 1969 годы наш гений жил в Филадельфии — в самом убогом индустриальном квартале. Его квартира находилась рядом с моргом. Дэвида несколько раз грабили, угоняли машину, однажды в окно залетела случайная пуля, а апогеем стал труп ребенка, пролежавший незамеченным на дороге возле дома Линча, аж пять (!) дней. Этот ад стал для будущего режиссера источником неиссякаемого вдохновения. «Стоит мне подумать о Филадельфии, и у меня возникают идеи. Я слышу шум ветра, и меня уносит куда-то в черную тьму», говорил Линч в одном из интервью. Отчасти, события тех инфернальных лет поспособствовали рождению «Твин Пикса». И главному герою сериала, агенту Дэйлу Куперу, Линч привил свою излюбленную привычку: потреблять огромное количество кофе.

Очень любопытным фактом остается намеченное на начало XXI века продолжение, тот самый вожделенный третий сезон, который собрался запустить один из главных творцов «Твин Пикса» — Марк Фрост. На одной из радиостанций он объявил о грядущем в скором времени новом витке бесконечных загадок. Название сезону было дано очень интригующее и сочное: «С тысячей ангелов». Но что, произошло дальше, по сей день остается тайной за семью печатями. Зеленый свет так и не загорелся, казалось бы, навсегда сломав импровизированный светофор. И вот, весной 2014 года опять начали муссироваться слухи, затем стала формироваться самая настоящая шумиха, помноженная на истерию: продолжение «Твин Пикса» грядет спустя почти 25 лет. Неугомонный Марк Фрост и еще один из ключевых сценаристов проекта — Роберт Энджелс начали растравливать изголодавшуюся публику, подливая масла в огонь самыми настоящими спойлерами, разрушающими психику миллионов твинпиксоманов по всему свету. Чего стоят их слова о том, что кое-кто из считавшихся погибшими героями все-таки выжил. Дальше Марк и Роберт собрались тщательно углубиться в темы доппельгангеров (двойников), изнаночных реальностей, скрывающихся за занавесом (портьерой) привычной реальности. Конечно же, без новых неожиданных ходов также не обошлось бы. Ведь это «Твин Пикс», а не среднестатистическая мыльная опера. И вдруг… Да, снова мертвая тишина и лишь редкие статические помехи периодически нарушают эфир. Что поделать? Значит, не суждено всему миру увидеть, чем закончится грандиозная история бескомпромиссной борьбы между различными силами, начатая в Черном Вигваме и там же завершенная. Хотя какая же она завершенная? Она оставляет один большой жирный вопрос, поддразнивая загадочной фразой: «Мы встретимся снова через 25 лет. А пока…»

Там, на неведомых дорожках

Мифология «Твин Пикса» достойна отдельного упоминания. При этом обязательно стоит привести результаты кое-каких исследований фольклорной составляющей. Этого нельзя найти в Википедии или на официальном сайте. Все дело в том, что индейцы верили, будто в лесах находится обитель злых сил, а на опушках — вход в нижний мир, мир мертвых. Дальше — больше. В магической традиции Тибета существует практика создания двойников, называемых «тульпа». Двойник ощущает себя настолько живым и самостоятельным, что способен отделиться от своего хозяина — человека и уйти в мир. Но между реальным человеком и его «тульпой» нередко возникает конфликт — борьба за право называться настоящим. Порой «тульпа» оказывается сильнее и убивает своего хозяина.

Согласитесь, что прямо пропорциональная связь с сериалом заметна без увеличительных очков и телескопов. Плюс частые упоминания об увлеченности агента Дэйла Бартоломью Купера Тибетом. Эндшпиль серила и вовсе наглядно иллюстрирует подтверждение выше написанного: финальное противостояние настоящего Купера и жуткого двойника закончилось не в пользу фэбээровца. Дэйл Купер оказался запертым в Черном Вигваме на долгий срок, в то время как доппельгангер занял его место в мире живых.

Нельзя обойти стороной и другие знамения и символы из мира «Твин Пикса», таких как Белая лошадь и Голубая роза. Тем самым проведя легкий и непринужденный кроссовер между сериалом и приквелом. Увидеть Белую лошадь еще издревле считалось крайне дурным знаком. Встретить же ее в тумане — верный признак того, что в скорости будешь находиться на волосок от смерти. Сей факт нашел подтверждение в сериале: Сара Палмер увидела Белую лошадь посреди комнаты, перед тем как был убит близкий ей человек.

С Голубой розой все обстоит еще более непонятно. Возможен дополнительный подтекст, который так и остается до сих пор неразгаданным. Однако основной посыл уловим достаточно просто, стоит лишь вдумчиво пересмотреть фильм «Твин Пикс: Огонь, иди со мной». Голубая роза означает, что в деле замешаны сверхъестественные силы. Своего рода метафорический смысл сокрыт в этом символе. Возможно, Гордону Коулу, как и Дэйлу Куперу и загадочно исчезнувшему агенту Филлипу Джеффрису, являлись какие-то видения и провидения, и, как Дэйл впоследствии, так и Гордон «увидел» следующую жертву БОБа — Лору Палмер и дал намек на сюрреалистическую природу произошедших в Дир Мэдоу и последующих в Твин Пикс событий в виде визуального, в отличие от словесного «портрета», представшего перед мысленным взором Купера — образа голубой розы, несуществующего в естественной природе цветка. Но последние измышления — это в большей степени догадки, которые, вполне возможно, недалеки от истины.

Сожаления и разочарования

Имеются в сериале и некоторые неприятные штрихи. Посетовать стоит на загубленный колоссальный потенциал второго сезона, когда можно было развернуться по полной. В руках сценаристов находился, да и по сей день продолжает оставаться несметный материал. Черный Вигвам, изнаночные реальности, скрытые от взоров посторонних глаз, двойники, необычные явления, а также целый сонм прочих странностей, так приятных глазу поклонников «Твин Пикса» и эстетов непознанного.

Увы, нашлись у сериала и злопыхатели из числа завистников в других крупных студиях. Прикрываясь падением рейтингов, некоторые официальные лица постарались пропихнуть в прайм-тайм выгодный им новый сериал, срубив при этом солидный куш. Ведь всему виной заключительный сезон неоконченного сериала. Стоило было огласить имя убийцы, точнее, убийц Лоры Палмер и интерес к проекту стал незамедлительно затухать у многих телезрителей. Как же жаль, что все сложилось так, как есть здесь и сейчас… Второй сезон «Твин Пикс» больше похож на паноптикум. Да и как иначе, если любопытные сценаристские задумки сопряжены с кретинистическими линиями, без которых сериал мог прекрасно обойтись. Розовые сопли в сиропе — притянутые за все, что только можно, бредовые «отношения» Джеймса Хёрли и Эвелин Марш. Да и в целом, превращение Джеймса в почти что слабоумного, нерешительного идиота, в момент катарсиса (воссоединения Джеймса и Донны после убийства Мэдди Фергюсон — кузины Лоры), внезапно решившего покинуть Твин Пикс и оставить несчастную девушку в одиночестве.

Надуманная история с путаными взаимоотношениями Бенджамина Хорна и Эйлин Хэйворд не добавляют сериалу и толики реализма. Скорее доводит до абсурда то, что в первом сезоне смотрелось органично и правдоподобно во всех ракурсах. Обнажение подноготной большинства жителей сонного городка это, несомненно, беспроигрышный ход. Однако успеха при этом можно добиться лишь при наличии выверенного плана действий. Сценаристы же во втором сезоне покуражились на славу, создав алогичный мир для многих персонажей. Подобный подход вистов сериалу не добавил, а вот многих прежних поклонников шедевра с большой буквы, разочаровал и оттолкнул от дальнейшего просмотра и сопереживания персоналиям «Твин Пикса». Да ведь, в самом деле, для чего в «Твин Пиксе» вводилась вся эта седьмая вода на киселе, решительно непонятно.

Приквел «Твин Пикса» провалился в прокате и был прохладно встречен фанатами во многом из-за обильного количества вырезанных сцен, которые пробили путь к широкой аудитории лишь 22 года спустя. Вот уж и впрямь магическое число для вселенной «Твин Пикса». Но не только из-за отсутствия сцен в театральной версии «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» оказался одновременно и жив, и мертв. Пустующее после отказа Марка Фроста сценаристское кресло выступить в качестве одного из хедлайнеров предыстории, привело к тому, что его место занял Роберт Энджелс и не сдюжил. Много пробелов осталось в сюжетной линии, чего раньше в таких объемах не наблюдалось.

Я был тобой, ты станешь мной

Влияние «Твин Пикса» на массовую культуру невозможно переоценить. Сериалы «Убийство», «Настоящий детектив», «Праздник мая», «Ясновидец» во много похожи на детище Фроста и Линча, либо же в знак почета и благодарности, отдают дань ему уважения. Отечественный триллер «Тот, кто гасит свет», вернее не сам фильм, а часть сюжетной линии, также навеяна этим сериалом. Многие и многие картины наполнены аллюзиями, отголосками и небольшими частицами так называемых жестов «Твин Пиксу».

Но громче всего заявили о себе две работы из других направлений. Во-первых, это роман Блэйка Крауча «Своенравные сосны», во многом похожий на «Твин Пикс». В скором времени, кстати, на ТВ выйдет экранизация этой книги: сериал с одноименным названием должен дебютировать на экранах в первой декаде 2015-го.

Ну, а во-вторых, безусловный мировой феномен, известный, пожалуй, на всех континентах, за исключением Антарктиды, — обретшая культовый статус компьютерная серия игр «Silent Hill». Масахиро Ито не скрывал, что среди многочисленных источников вдохновения для создания проекта, в первую очередь, послужили работы Линча и «Твин Пикс», в частности. Одну из главных героинь «Silent Hill 2» назвали Лорой, сами знаете в чью честь.

Лучшим доказательством того, что «Твин Пикс» до сих пор востребован и актуален, служат ежегодные фестивали для поклонников, проходившие на местах натурных съемок — в городах Норс-Бэнд и Снокуэлми. И это при том, что уже почти 25 лет минуло с момента его выхода в свет. Один век сменил собою другой, а «Твин Пикс» лишь продолжает расширять численность восторженных почитателей. Высокопрофессиональный подход организаторов фестивалей наталкивает на мысль, будто «Твин Пикс» вышел не иначе как всего-то пару лет назад и во многом способствует притоку поклонников со всех уголков мира, а не только из США.

 

Реальность или?

Гипертрофированный абсурд зачастую портит прекрасные творения. Но и из этого правила есть исключения. Однако применимо ли понятие «абсурд» к «Твин Пиксу»? Полагаем, что нет. Тем более, Дэвид Линч таким образом играл с подсознание зрителя, наполняя разум бесконечным множеством мыслей, ассоциаций, противоречий, в итоге сделав «Твин Пикс» одним из немногочисленных примеров дихотомии в кинематографе. Фросту и Линчу удалось совершить несовершимое: сотворить на ровном месте не мир даже, а целую мистическую вселенную, бал в которой правят гротеск, безумие и оксюморон в чистом виде.

В качестве подтверждения стоит привести две колоритные и одновременно вселяющие страх фигуры, из не вполне понятно какой реальности, периодически наведывающиеся в мир живых. Начать, пожалуй, стоит с отчасти гиперболизированного образа, не внушающего доверия и каких-либо теплых чувств. Речь о загадочном карлике. А раз уж зашла речь об этом персонаже, то нельзя обойти стороной его фантасмагорические и ни на что непохожие танцы, в которых, вполне возможно скрыто нечто непостижимое для понимания. В качестве антитезы ему был создан Великан. Странный потусторонний проводник Купера в расследовании убийства Лоры. И вот тут снова выходят на тропу сомнения, какие именно цели преследовал загадочный Великан? Помочь убийце понести наказание? Вполне возможно. Но ведь все действия непонятного персонажа в конечном итоге привели Купера к фатальному исходу — заключению в Черный Вигвам. Вот и думайте теперь, а есть ли в «Твин Пиксе» хоть что-то кристально прозрачное и не поддающееся сомнениям.

А что вообще можно сказать о зле в «Твин Пиксе»? На ум сразу же приходит одно имя — Боб. Кто он такой? Что он такое? Полного, исключающего любые сомнения ответа на этот вопрос, как и на многие другие, не находится. И в этом есть свое очарование. Каждый способен сам для себя решить: что есть что. Ну, а зло можно продифференцировать, но, порой огонь очень сложно потушить. В особенности тот, что разгорелся на костре ярмарки людского тщеславия. И Боб умело собирает урожай, длительное время скрываясь в личине своего носителя. Иные же ипостаси зла не раскрывают маски обличий. атмосфера ужаса и тревожное ощущение неминуемо приближающегося кошмара, сполна наполняет сознание смотрящего.

Материя зла в «Твин Пикс» иррациональна и в высшей степени алогична. Атмосферная составляющая сначала завораживает, а затем отталкивает зрителя на самом что ни на есть базовом, молекулярном уровне. Но при этом оторваться от творящегося по ту сторону экрана волшебства уже не представляется возможным. Равно как и заметить погружение в омут действа в этих загадочных, совершенно непостижимых мирах Черного и Белого Вигвамов, в таинственном лесу и тихом городке, затерянным и забытым в дебрях американских земель.

Прощание с легендой

Смотря «Твин Пикс», рано или поздно осознаешь странную и непостижимо притягательную в своей меланхоличности истину.

Жизнь — это череда упущенных возможностей. На смену одним обязательно приходят другие. Но некоторые шансы уплывают от нас безвозвратно. Они-то и дарят самые горькие воспоминания. Например, такие как оставшаяся неизмеримая печаль от неотснятого, но существующего в сценарном варианте третьего сезона легендарного сериала «Твин Пикс».

Но, прогнав прочь ненужные сомнения, не пожалейте времени на просмотр сериала и приквела (именно в указанной последовательности, а не наоборот), если до сих пор этого еще не сделали. Знайте: посмотрев «Твин Пикс» от начала и до конца, вы уже НИКОГДА не будете прежними. Да разве это так важно? Ведь совы — вовсе не то, чем они кажутся. А большего знать и не требуется.

Автор статьи выражает безмерную благодарность за всяческую поддержку и помощь в оформлении, а также снабжении эксклюзивными фотоматериалами. Maria Horne и Дэн Лавр оказали неоценимую помощь в дополнении статьи. Отдельное спасибо Ирине Кукушкиной, Алёне Федориной, Евгению Шмидту, Екатерине Бардиной, Олегу Ясеницкому.

Кроме того, к ознакомлению рекомендуется самая колоритная группа о «Твин Пиксе», существующая на просторах ВКонтакте.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх