DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Спящая смерть

Видение / Dreamscape

США, 1984

Жанр: ужасы, фантастика

Режиссер: Джозеф Рубин

Сценарий: Дэвид Локери, Чак Рассел, Джозеф Рубин

В ролях: Деннис Куэйд, Макс фон Сюдов, Кристофер Пламмер, Эдди Альберт, Кейт Кэпшоу

Похожие фильмы:

Не все фильмы проходят проверку временем. Особенно уязвимы те кинотворения, сюжетные идеи которых были впоследствии не раз воплощены на экране, в куда более качественных и популярных картинах, а спецэффекты оригинала производили впечатление лишь в уже кажущемся далеком по ощущениям ХХ веке. К таковым раритетам, сейчас интересным больше с позиции истории кино, нежели в качестве увлекательного зрелища, относится лента Джозефа Рубина «Видение».

Фильм номинировался в 1985 году на премию «Сатурн» в категории «Лучший фильм ужасов», но проиграл более занятным «Гремлинам» Джо Данте, да и в целом оказался наименее перспективным претендентом по сравнению с крепкими соперниками. Впоследствии культовый «Кошмар на улице Вязов» Уэса Крэйвена конкурировал на одном поле с «Видением», так как также рассказывал о враждебном проникновении во сны людей с ужасающими последствиями для спящих. И феерический злодей Фредди Крюгер, наводивший истинный ужас на зрителей, определенно оставлял далеко позади малохаризматичных злодеев из ленты Рубина, а кошмарные шокирующие образы в хоррор-шедевре Крейвена на голову превосходили не такие уж и страшные сны в «Видении». Другой претендент на победу — экранизация романа Стивена Кинга «Воспламеняющая взглядом» однозначно опережала данную картину по драматическому накалу. Ну а последний боец за звание «лучшего жутика» — космическая страшилка Уильяма Мэлоуна «Чудовище», хоть и обладала более чем скромными художественными достоинствами, но красовалась впечатляющими по тем временам спецэффектами, и «Видение» также не смогло создать достойной конкуренции и ей. Итого фильм Рубина хоть и был достоин хотя бы номинации, но вполне заслуженно проиграл творческо-техническую битву, так как по уровню сценария и режиссуры был лишь среднестатистической жанровой картиной, любопытной по задумке, но не по реализации.

В основе повествования — злоключения Алекса Гарднера, выдающегося телепата, который принудительно участвует в секретном научном эксперименте, а затем становится жертвой преступного заговора, поднимающегося до вершин американского правительства. Причем режиссер пытался совместить в одном проекте целых три жанра. Если по основной сюжетной линии «Видение» — научно-фантастический экшн-триллер, то по мере развития событий лента все больше начинает походить на политический детектив, а при приближении к финалу вдруг становится сюрреалистическим фильмом ужасов.

Но положа руку на сердце, с грустью стоит отметить, что ни один из этих жанров не проявился в «Видении» на действительно высоком уровне. По идее, самым ударным и выигрышным должен был стать центральный сюжетный стержень; ведь сколько незаурядных поворотов, ложных и истинных, можно было придумать, используя концепцию тесного переплетения сновидений и реальности! Фактически можно было создать роскошное визуально полотно из причудливых частиц подсознания, как сделал Тарсем Сингх в экстравагантной «Клетке». А можно было еще и изящно усилить видеоряд многогранной смысловой нагрузкой, что продемонстрировал Кристофер Нолан в великолепном «Начале». Но Джозеф Рубин пошел по легкому пути простейшей драматургической конструкции, которой не смогло придать оригинальности даже вышеупомянутое смешение жанров. Последовательность действий слишком проста и условна, когда главный герой в исполнении Денниса Куэйда предстает в начале истории безбашенным, но безобидным хулиганом, а потом быстро трансформируется в настоящего героя, рискующего жизнью ради романтической симпатии к даме-доктору, неожиданно возникших высоких идеалов и большой ответственности за судьбу страны. Злобные антагонисты в лице Кристофера Пламмера, играющего «серого кардинала», и Дэвида Патрика Келли в образе маньячного экстрасенса слишком однозначны и прямолинейны, в их персонажах нет скрытой интриги и непредсказуемости. Поэтому герои двигают историю по накатанной колее традиционного остросюжетного фильма с бесхитростным финалом, и из дополнительных удовольствий зрителю остается лишь визуальный ряд.

С точки зрения спецэффектов картина воспринимается двояко. Если не принимать во внимание скидку на возраст ленты, то возможны две точки зрения. С одной стороны, если говорить о реалистичности видеоряда, то «Видение» безнадежно устарело. Слишком очевидна комбинированная съемка и кукольно-мультяшная природа монстров, демонстрируемых в кошмарных сновидениях. Но с другой стороны, если рассматривать происходящее как сон, в котором образы, рождаемые разумом, могут легко приобретать зрительно аляповатые формы и конструкции, то к «картинке» сложно предъявить обоснованные претензии. Правда, приверженцев второго способа восприятия, особенно среди молодого современного поколения, будет меньшинство.

С позиции сегодняшнего дня «Видение» — архаичная лента, уже не эффектная, не захватывающая и не удивляющая. Но в то же время всем истинным поклонникам кинематографа, ориентирующимся не только на высокотехнологичные новинки жанрового кино, но и интересующимся лентами-родоначальниками популярных идей, стоит посмотреть данный «сновиденческий» триллер.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 31-10-2013 20:39

    Неудивительно, что фильм не получил награду, таким конкурентам уступить...

    Учитываю...