ФОБИЯ

Сталелитейные симфонии Круппов

 Die Krupps

Электронная музыка была парадоксальной с самого ее зарождения. Суть творчества — в стремлении выразить себя, свою человечность. Большинство электронных музыкантов действовали строго наоборот: стремились вынести все человеческое за рамки творческого процесса. Или как минимум декларировали такое намерение. Иногда, впрочем, самое интересное в электронной музыке возникало на перекрестье двух тенденций: попытке как можно сильнее «механизироваться», уподобиться машине — и ужасом перед самой такой возможностью. Немецкая группа Die Krupps — отличный пример именно такого подхода.

Их название означает попросту «Крупы» — это семья немецких промышленников: с одной стороны, их предприятия много значили для экономики Германии, но с другой — они были знамениты сотрудничеством с нацистами. Так что уже в названии группы таится двусмысленность и провокация.

Их ранние записи — образец довольно странного по тем временам смешения электроники и панка: маршевые ритмы, синтезаторные проигрыши и вокал, в котором явственно слышалась паника перед механическими миром машин. «Почему мы все действуем как машины?» — будет отчаянно вопрошать вокалист чуть позже, на одном из самых ярких хитов группы, так и названном «Музыка металлических машин».

Die Krupps

По сути, карьера группы может описываться через несколько «опорных точек». Начинать знакомство стоит с  альбома «Volle Kraft Voraus» (1982) — неторопливого, с откровенно панковым вокалом и мелодиями, которые звучали как Kraftwerk на стероидах. Но уже даже в заглавной песне с ее размеренным ритмом, монотонной мелодией и заклинающим вокалом было некое гипнотическое очарование. Обращает на себя внимание и еще один хит альбома – напористый, дерзкий Tod und Teufel: этакий индустриальный танец, в котором уже было заложено практически все, чем будет покорять дискотеки EBM, многое одолживший у ранних альбомов группы. А еще здесь шикарнейшая индустриальная перкуссия, в которую стоит вслушаться. Еще один яркий хит альбома, входящий, в той или иной форме, кажется, во все сборники группы – Wahre Arbeit – Wahrer Lohn, напористая, танцевальная композиция, уже чисто индустриальная по своему воздействию, хотя по-прежнему пропахшая панком.

Die Krupps

Второй важной вехой в развитии группы – и, пожалуй, вершиной их творчества – стал альбом с лаконичным названием «I», что самое странное — далеко не первый в их дискографии. Звучание стало несколько богаче и жестче, менее «кустарным». Словом, свежесть и спонтанность первых альбомов сменилась на профессионализм — при сохранении узнаваемой стилистики. Уже первая песня альбом прочно вошла в хиты — High Tech/Low Life, посвященная противопоставлению высоких технологий и низкого уровня жизни:

Молчаливый вирус захватывает контроль

И тащит меня на экран.

Моя память – пустая дыра….

Более того, любому поклоннику ужасов эта песня с первых же тактов покажется родной и знакомой – в ней используется знаменитый проигрыш из «Хеллоуина». Впрочем, в новом контексте он приобретает довольно неожиданное звучание.

«Metal Machine Music» — настоящий индустриальный гимн и одна из самых узнаваемых композиций группы. Это очередной выпал против механистического прогресса, облаченный в форму убийственного в своей напористости хита. Ну и, наконец, еще одна композиция, которую не стоит здесь пропускать – «Disciples of Disclipine»:

Здесь нет убежища,

Негде спрятаться,

Нет обличья,

способного обмануть глаз

 

Мы идем по твоим следам,

где бы ты ни был.

Мы выследим тебя,

Мы всегда недалеко.

 

Где бы ты ни был,

Там мы уже есть,

Сезон открыт

Для тебя и меня…

Мощная, угрожающая песня – то ли об индустрии, то ли о любви. А может и вовсе о политике  и всесилии спецслужб.

Die Krupps

В том же, 1992 году вышел «Tribute to Metallica» — запись уникальная, но, в каком-то смысле, роковая для творчества группы. С одной стороны, они умудрились сыграть песни знаменитой трэш-металл группы лучше, чем сами авторы. Не растеряв металлического драйва и напора, «Крупы» сделали звук богаче и изобретательнее, многослойнее — за счет типичных для хорошего индастриэл аранжировочных приемов. С другой стороны, после этого альбома у группы наметился явный крен в сторону индастриэл-металл и последующие альбомы звучали уже не так оригинально. Как ни крути, но у Die Krupps никогда не было ни упоротости и благородного безумия Ministry, ни хлесткой и немного попсовой танцевальности KMFDM (хотя музыканты этих двух групп сотрудничали). Они брали другим… И вот этой индивидуальности стало нехватать: песни звучали мощно, умело, но не цепляли так, как раньше.

Что самое странное, «проклятие» металла группа умудрилась снять на сборнике с каламбурным названием «Metalmorphosis of Die Krupps» (1997).

Die Krupps

На нем собраны многие классические хиты группы, в том числе и все, перечисленные выше – и переработаны в более жестком, «металлическом» ключе. Но, что самое странное, там это почти всегда звучит уместно и «вкусно» — в отличие от выходивших после «I» альбомов. И, что характерно, музыканты это, видимо, чувствовали: на этот сборник вошли переработки именно ранних композиций группы. Более того — заврешается он одной из самых необычных композиций группы: блестящим инструменталом на почти 14 минут с говорящим названием «Симфония сталелитейного завода». Поверьте, это она и есть.  

По сути, для первого знакомства его вполне достаточно, а уж потом, распробовав манеру группы писать песни, можно обратиться и к оригиналам, тем самым, непричесанным и диким записям, пропахшим панком и андеграундом.

А более позднее творчество – туда стоит входить на свой страх и риск. Старые фэны, по большей части, морщатся, но кто же их будет спрашивать. И, даже если новое творчество группы вас не вдохновляет — их старые записи навсегда останутся с нами.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх