DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Страдают все

На льду / Älskaren från huvudkontoret (роман)

Автор: Камилла Гребе

Жанр: триллер, детектив

Издательство: АСТ

Серия: Мастера саспенса

Год издания: 2016 (в оригинале — 2015)

Перевод: Е. Хохлова

Похожие произведения:

 

«Вечность — это колбаса».

Петер Линдгрен, вымышленный следователь

Роман Камиллы Гребе «Любовник из штаб-квартиры» в русскоязычном издании получил другое, более подходящее для серии «Мастера саспенса» имя, — «На льду». В центре внимания читателя уже не «любовник», а отсылка к инуитской поговорке: «Ты не знаешь, кто тебе друг, а кто враг, пока лед под тобой не треснет». Давайте разберемся, о чем в книге речь: любви или доверии.

В доме директора сети магазинов одежды убита женщина. Голова неизвестной отделена от туловища и оставлена в прихожей — лицом к двери. Хозяин виллы исчез. Десять лет тому назад было совершено, но не раскрыто похожее убийство, и полиция должна обратиться к прошлому, чтобы найти преступника в настоящем.

Благодаря успеху Стига Ларссона, Питера Хега, Юхана Теорина, Ю Несбе и других гигантов литературы скандинавский нуар стал торговой маркой, которую издатели будут эксплуатировать до последнего. Производство мрачных историй с детективным сюжетом поставлено на поток. В ожидании новинок от любимых авторов читатели ищут вдохновения у других писателей, количество которых явно превосходит качество их книг.

Избыток плохих копий эталонных образчиков жанра породил особый вид литературы — квазинуар. Романы этой породы наследуют характерные черты нуара, но не пытаются ему соответствовать. Драма, загадка, преступление, разочарование в них есть, но нет болезненной остроты и классических пропорций оригинала. Что важнее, нет и претензии на шедевр.

«Любовник из штаб-квартиры» — типичный скандинавский квазинуар.

Историю «На льду» рассказывают три героя: следователь Петер Линдгрен, сотрудница магазина одежды Эмма Буман и психолог-консультант полиции Ханне Лагерлинд-Шен.

Петер — разочарованный в профессии и жизни одиночка. Если слабость и сила архетипичных жанровых героев уравновешиваются, то особенности Линдгрена ни ему, ни окружающим на пользу не идут. Петер депрессивен, бестолков, и на фоне его монолога мир, который читатель видит глазами других персонажей — идеальная вымышленная структура (на самом деле нет).

Эмма Буман выросла в неблагополучной семье, столкнулась с абьюзом в школе и терпит унижение и пренебрежение на работе. Идеальная жертва. Роман Эммы с начальником, директором сети магазинов Йеспером Орре, на вилле которого будет найден обезглавленный труп, для нее не радость, а мука: любовник пользуется временем, чувствами и сбережениями Эммы, а после помолвки перестает выходить с ней на связь.

 Ханне Лагерлинд-Шен производит впечатление успешной во всех отношениях женщины. Ее энергии хватает и на профессию, и на хобби: сначала психолог, а потом социальный антрополог, Ханне очарована инуитами, коренным народом севера, и мечтает о поездке в Гренландию. У нее красивый дом, заботливый муж, любимая собака... Но Ханне несчастна. Героиня живет по сценарию супруга. Временами брак становится ей тесен, но привычка — вторая натура, и побунтовав для порядку, Ханне всегда возвращается к Уве. Она так же пассивна, как детектив Линдгрен, и растеряна, как продавец-консультант Буман, но в отличие от Петера и Эммы Ханне больна — у нее деменция.

Похоже на нуар: в сером декабрьском мегаполисе убита женщина. Люди, которые обязаны поймать преступника, или больны, или равнодушны, и собственные проблемы не могут решить — что говорить о чужих. В убийстве замешан топ-менеджер крупной компании. Следствие буксует, но тайная невеста бизнесмена действует... Заготовка для нуара неплохая, но качество исполнения делает роман триллером с детективной начинкой. Пейзаж, на фоне суровой красоты которого разворачивается трагедия, автор рисует скупо. Бюрократизм, социальная несправедливость и коррупция в этой истории не играют роли: причина бед кроется не в них, а в непрофессионализме служащих — от менеджера сетевого магазина до следователя полиции. Чертами, присущими главным героям нуара, Камилла Гребе наделила всех значимых персонажей «На льду», что создает нужную атмосферу, но временами доходит до гротеска. Форма повествования, — рассказ от первого лица, — требует от писателя мастерства, которого автор не проявила. Жаль, что правом голоса, данным следователю, психологу и продавцу, воспользовалась только последняя: пока Петер философствует, демонстрируя нехватку ума и образования, а Ханне нудит, как заезженная пластинка, Эмма тащит на себе сюжет. В центре романа простая девушка и ее влиятельный любовник. Профнепригодность полицейского и неотвратимая деградация женщины-интеллектуалки служат, с переменным успехом, обрамлением истории Эммы и Йеспера. Оригинальное название книги — «Любовник из штаб-квартиры», — соответствует ее содержанию, но «На льду» в контексте саспенса звучит лучше.

Темы, которые затронула Гребе, были раскрыты, например, в гениальном романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» и остроумном французском триллере «Любит — не любит» режиссера Коломбани. На фоне подобных историй легко потеряться, но можно сказать свое слово. Увы, «На льду» сказать нечего.

Стоит отметить: ни плохо прописанные диалоги, ни слабая детективная линия книги не умаляют ее достоинств. Автор так развела героев в пространстве и времени, что неоригинальные повороты сюжета сохраняют загадку. С каждой новой главой персонаж Эммы Буман становится интереснее. Напряжение нарастает, и если не к кульминации, то к развязке самый придирчивый читатель сменит скепсис на любопытство. «На льду» — роман мрачный, но развлекательный, и на пару вечеров развеет скуку.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)