БОЙСЯ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ

Хоррор-шутер – жанр компьютерных игр от первого или третьего лица, где игрок должен противостоять потусторонним силам. Само собой, последние должны пугать – хотя бы своим внешним видом. За последнее десятилетие игр в подобном жанре выходило не так уж и много, и большинство из них оказывались какими-то… несовершенными. «Doom 3» держал в напряжении до тех пор, пока не начинал раздражать однообразием и устаревшей физикой уровней. В «Clive Barker’s Jericho» страдал геймплей, делая даже простые миссии непроходимыми. «Left 4 Dead» - неплохой кооперативный шутер, однако однопользовательская кампания в нем занимает жалкие четыре уровня.  «Painkiller» - бессмысленная мясорубка в стиле «Крутого Сэма». На их фоне можно выделить три удачных шутера. Это последние части «Resident Evil», атмосферная игра «Dead Space» и серия стрелялок от первого лица под названием «F.E.A.R.», о которой сейчас и пойдет речь.

1. Введение 

«Monolith Productions» - американская студия, которая занимается разработкой и выпуском компьютерных игр. Самые удачные игры «Monolith» были так или иначе связаны с жанром «хоррор». Всемирную известность компании принес один из первых 3D-шутеров – «Blood». Пусть «Кровь» и была сделана на движке более популярного сородича – «Duke Nukem 3D» - это не мешало ей быть абсолютно самобытной игрой со своей атмосферой. Для убийства недругов главный герой мог пользоваться ракетницей, вилами, газовым баллончиком, куклой вуду (!) и многими другими средствами извлечения душ из хрупких тел. Список врагов также впечатлял – мертвецы, которых иногда было недостаточно убить один раз; призраки; отрубленные руки, так и норовящие задушить героя; летающие горгульи и так далее.

После шпионского стелс-экшена «No one lives forever» компания выпустила кроссовер «Alien vs. Predator 2» - стрелялку с элементами хоррора. Игрок получал уникальную возможность побыть в шкуре одного из двух могущественных инопланетян… или попотеть от страха при игре за обычного пехотинца, очутившегося в обществе двух рас, словно между молотом и наковальней. Кроме того, «Monolith» выпустила «Condemned» - смесь сурвайвал-хоррора и «beat them up». Игрок должен был находиться в постоянном напряжении – из-за атмосферы и врагов, стремящихся убить главного героя. Как видите, разработчики набили руку на играх, в которых экшен соседствует с атмосферой страха.

Наилучшим образом эти два элемента сочетаются в игре «F.E.A.R.». Название тоже дуалистично – с одной стороны оно означает «страх», с другой – аббревиатуру, которая расшифровывается, как «Федеральная Единица Агрессивного Реагирования». Даже не начиная кампанию, игрок уже знает, что он будет играть за военного, работа которого связана с чем-то жутким.

2. Предыстория 

События, предшествующие истории, рассказанной в первой части, начинаются в далеком 1987-ом году в городе Фейрпорт, где группа ученых военной компании «Армахем» решила исследовать телепатический потенциал человека. Делалось это для того, чтобы вырастить универсальных командиров, способных удаленно управлять армией солдат-клонов. Первой подопытной становится девочка по имени Альма, дочь ученого Харлана Уэйда. Телепатия девочки начинает неблагоприятно влиять на ученых, после чего Харлан решает искусственно оплодотворить Альму, чтобы получить менее опасных подопытных.

Сначала рождается первый прототип. Следом за ним – второй, также известный как Пакстон Феттел. Обоих детей забирают у матери, и продолжают опыты уже над ними. Саму Альму погружают в состояние искусственной комы, а затем и вовсе решают утопить внутри гигантской установки под названием «Саркофаг», чьи стены и электромагнитное поле способны удержать силы Альмы внутри.  Тем не менее, в питьевых источниках поблизости портится вода, а местные жители начинают как-то странно себя вести…

В десять лет Феттел достигает первой синхронизации с матерью. Он устанавливает с ней телепатический контакт, после чего впадает в ярость и убивает семь сотрудников лаборатории, в которой жил все эти годы. Мальчика помещают под стражу и держат в строгой изоляции.

Еще через пару десятков лет в компании «Армахем» меняется директор. Руководящий пост теперь занимает Женевьева Аристид. Женщина тут же открывает «ящик Пандоры», игнорируя предупреждения ученых. Она отправляет группу специалистов для того, чтобы открыть «Саркофаг», но все эти люди гибнут по неизвестным причинам. Одновременно с этими событиями Пакстон Феттел внезапно обретает новые силы. Он убивает охраняющих его солдат, после чего берет под телепатический контроль воинов-клонов…

3. F.E.A.R. 

… и тут в дело вступаем мы.

Игрок начинает кампанию в шкуре некоего Оперативника, который совсем недавно вошел в состав боевой группы «F.E.A.R.». Команда получает задание ликвидировать Феттела – ведь, если сделать это, клоны прекратят атаку. На первый взгляд, сделать это легко – в голове главного антагониста находится «жучок», отслеживающий перемещения носителя.

Но с первых же минут игры начинаются странности. Во-первых, у главного героя, ничего не помнящего о своем прошлом, вдруг начинаются видения. В них мелькают Феттел… и какая-то зловещая девочка с черными волосами в простом платье. Во-вторых, Оперативник – единственный, кто выживает раз за разом, в то время как остальные бойцы гибнут, уничтоженные некой потусторонней сущностью. Один из отрядов превращается в груду дымящихся окровавленных скелетов, да и от остальных солдат, встречающихся в игре, остается не намного больше. Феттел умудряется ускользать раз за разом.

Читая информацию на ноутбуках, оставленных в офисах, мы узнаем подоплеку событий. Для того, чтобы не разразилась катастрофа, Оперативник должен найти не только Феттела, но и ученого Харлана Уэйда, чья вторая дочь, Элис, мечется в поисках отца. Вместе с главным героем они приближаются к разгадке страшной тайны. Оказывается, Оперативник является Первым Прототипом, сыном Альмы. Вот почему он видит Феттела в своих видениях – тот приходится ему родным братом. Тем не менее факт родства не мешает герою убить противника. Оперативник отправляется в Саркофаг для того, чтобы остановить Альму, уничтожив предохранители реакторов. Он умудряется выбраться из подземного бункера, а после этого – не погибнуть при взрыве, уничтожившем половину города. Тем не менее, Альма выживает и устраивает аварию вертолета, подобравшего Оперативника. На этом игра заканчивается.

Одной из главных «фишек» серии является режим «Bullet time» - способность главного героя замедлять время. «Slow motion» проработан качественно: летящие пули трассируют, оставляя след горячего воздуха; голоса врагов становятся ниже, превращаясь в рев. Правда, создатели зачем-то вставили еще одну особенность замедления времени – в этом режиме противники почему-то начинают подсвечиваться, становясь весьма удобной мишенью. Главный герой способен передвигаться быстрее врагов, получая существенные преимущества в бою.

Интересно, что Оперативник, подобно Гордону Фримену из «Half-life», за всю игру не произносит ни слова. При этом мы слышим его дыхание, когда он ранен, или биение сердца – во время пребывания в потустороннем измерении. Мало того, внешний вид героя также остается неизвестным – до третьей части серии. Примечательно, что остальные персонажи общаются с Оперативником так, будто он умеет разговаривать. Телепатия, не иначе.

Игрок может таскать с собой четыре вида оружия и три вида гранат (обычные, радиоуправляемые и мины). Есть стандартный «огнестрел» - пистолет, штурмовая винтовка, дробовик, ракетная установка. Также в наличии имеется перфоратор, стреляющий стержнями из обедненного урана, а также оружие «Прототип 7», которое сжигает всю плоть противника и может использоваться в качестве снайперской винтовки. Кроме этого, игрок может применять приемы рукопашного боя – удар прикладом, подсечку или удар ногой в прыжке.

Не стоит думать, что режим замедления времени, богатый арсенал оружия и приемы рукопашного боя превратят борьбу с противниками в легкую прогулку. Искусственный интеллект в «F.E.A.R.» хорош весьма и весьма – враги пользуются теми же видами вооружения, что и Оперативник, прячутся от обстрела за укрытиями, бросают гранаты, а вблизи могут убить удара за два-три.

Противники в игре – солдаты-клоны. Большинство из них убить несложно. Однако встречаются и опасные враги. Например, штурмовики, закованные в броню, или ассасины, становящиеся невидимыми и убивающие электрическими разрядами. Из потусторонних сил в первой части игры замечены только призраки, которые вылетают из межпространственных дыр и атакуют главного героя.

В чем причины успеха первой части игры? Наверное, в умелом сочетании экшена и саспенса, которые чередуются между собой. Вот игрок расстреливает отряд клонов, устраивая слоу-мо-бойню. Следующая локация – и вдруг свет начинает мигать,  мелькают какие-то тени, а отсутствие звука в мертвых коридорах пугает больше любой зловещей музыки. Мелкие предметы неожиданно срываются со своих мест, перед глазами начинают мелькать видения, а впереди уже виден силуэт, который ни одному нормальному человеку, находящемуся в здравом уме, и видеть-то не захочется. Маленькая девочка медленно приближается к главному герою, исподлобья разглядывая нас из-под черных волос – и вдруг кошмар рассеивается, нарушенный вторжением какого-нибудь клона с автоматом в руке. Баланс выдержан идеально, не давая игроку заскучать и расслабиться.

Кроме оригинальной игры, существуют еще два официальных дополнения – Perseus Mandate и Extraction Point.

«F.E.A.R.: Extraction Point» повествует о событиях, произошедших с Оперативником после крушения вертолета. Ему удается спастись. Клоны деактивированы, но Феттел, вернувшийся в виде призрака, возвращает их к жизни.  Напарника главного героя, Дугласа Холидея, убивают, и теперь протагонист одержим лишь одной миссией – спасти Джин Сун-Квон, судмедэксперта «F.E.A.R.». В этом дополнении, кроме солдат-клонов, встречаются многочисленные порождения Альмы – летающие призраки, черные истощенные существа, полупрозрачные фантомы. Появились три новых вида оружия – лазерный карабин, портативная турель и пулемет.

«F.E.A.R.: Perseus Mandate» - больше боевик, нежели триллер. События в ней происходят параллельно сюжету оригинальной игры. Наружу всплывают новые факты о деятельности корпорации «Армахем».Главный герой этого дополнения – Сержант. Здесь нам придется играть с двумя напарниками. Толку от них мало – противники все равно продолжают палить в игрока, не обращая внимания на остальных спецназовцев. Нам предстоит посетить биологический отдел «Армахем», туннели метро, а также хранилище, в котором выращивают клонов. Здесь гораздо больше видов нового оружия и, разумеется, новых врагов. Интересно, что Сержант также способен пребывать в режиме замедления времени, хоть и не обладает способностями Оперативника из оригинальной игры.

4.    F.E.A.R. 2: Project Origin

Дополнения к первой части игры были встречены критикой и игроками весьма прохладно, поэтому «Monolith» решила выпустить сиквел. Графика стала лучше: были переработаны локации, враги тщательно перерисованы, оружие также претерпело изменения. В отличие от оригинальной игры, получившей неофициальное прозвище «офисного шутера», в «F.E.A.R. 2» больше открытых пространств. Игроку предстоит побывать в главном офисе «Армахем», заброшенной школе, метро, на руинах разрушенного города, а также в различных подземных бункерах и лабораториях, где выращиваются клоны и прочие существа. Кроме этого, появилась система укрытий. Теперь для того, чтобы получить преимущество в бою, игрок мог перевернуть какой-нибудь предмет интерьера. Появился показатель усталости, ограничивающий бег персонажа.

Главный герой стал носить специальные очки со встроенным компьютером внутри. Это приспособление показывает уровень здоровья и брони, там же хранится и выводится вся информация, взятая из местных терминалов и ноутбуков. В КПК также встроены знания о способностях и оружии игрока, а также бесконечный фонарик (в отличие от первой части, где фонарь приходилось выключать на время для того, чтобы перезарядить).

Улучшилась и система ведения рукопашного боя. Теперь, чтобы не упускать преимущество во время перезарядки оружия, игрок может ударить кулаком или прикладом. Враги также могут драться аналогичным образом, нанося не меньший урон. Появилась возможность совершать удар ногами с разбега. Плюс ко всему, можно использовать Quick Time Events – когда героя атакует Альма или некоторые существа, на экране высвечивается кнопка удара, в результате чего герой может отбиваться ногами. Этой функции посвящен целый впечатляющий бой.

Кроме того, пару раз за игру мы можем усесться за руль гигантского робота-штурмовика, вооруженного пулеметом и ракетной установкой. В его шкуре мы можем бродить по улицам, превращая противников в брызги фарша, а также разрушать город. Стоит ли говорить, что эта «фишка» лишь прибавила популярности сиквелу.

На этот раз протагонист игры – сержант Майкл Беккет, оперативник группы «Дельта», посланный вместе с отрядом арестовать Женевьеву Аристид. В начале игры нас знакомят с каждым из напарников. Это полноценный коллектив, в котором каждый из участников обладает своими особенностями характера и оборотами речи. В течение игры показано, как Альма уничтожает членов отряда одного за другим, заставляя героя остро переживать потерю.

Спецназовцы высаживаются перед главным офисом «Армахем» для проникновения внутрь и ареста Аристид. В это время Беккета начинают одолевать видения, в которых появляется Альма. Она предстает как в детской, так и во взрослой ипостасях. Прежде, чем сержант успевает разобраться в том, чего же хочет от него девушка, раздается ядерный взрыв, устроенный Оперативником. Беккет просыпается в больнице. Поиски выхода приводят его в камеру синхронизации, в результате чего герой получает возможность использования режима «bullet time». На КПК начинают приходить зашифрованные сообщения от незнакомца, представившегося Змеиным Кулаком. Это один из бывших сотрудников «Армахем», причастный к многим тайнам корпорации. В поисках выхода и ответов на вопросы мы узнаем, что весь отряд «Дельта» был сборищем подопытных кроликов. Все оперативники рассматривались на роль командиров-телепатов, подобных Пакстону Феттелу. Тем не менее, Альма использует телепатические способности членов отряда для того, чтобы приманить их и уничтожить. Беккету же предназначалась самая страшная роль – отца будущего ребенка Альмы…

В игре появилось новое оружие – мощный штурмовой дробовик, отличающийся от обычного убойной силой; ракетомет для уничтожения тяжелой техники; мощное энергетическое оружие «Прототип 12», лазерная установка и огнемет. Появились два новых вида гранат – воспламеняющие и электрические (последними можно на время обездвижить технику). Как видите, арсенал впечатляющий. Однако и враги не лыком шиты. Кроме стандартных клонов и ассасинов, в игре появились два вида роботов-штурмовиков, а также первые командиры клонов. Кроме них, нам предстоит столкнуться с тремя видами потусторонних существ. Это призраки, умирающие от одного выстрела, но берущие количеством; так называемые «мерзости» - сверхбыстрые твари, норовящие опрокинуть игрока на землю и перегрызть горло; странные личности, способные воскрешать тела мертвых солдат поблизости.

Сюжетная линия проработана детальнее, нежели в оригинале. Читая информацию на оставленных носителях, мы можем узнать различные подробности, не связанные с основной историей. Например то, как в течение многих лет корпорация «Армахем» отравляла воду в городских источниках и проводила опыты над детьми, пытаясь вырастить из них молодых телепатов.

Помимо оригинального сиквела, существует еще и адд-он, где мы играем за одного из клонов, Фокстрота-813. Клон прибывает на место высадки, прорывается с боями сквозь ряды противников… когда видит Пакстона Феттела. После этого клон временно сходит с ума и уничтожает весь свой отряд, с которым прибыл. Теперь против него направлены все силы, как противников, так и бывших союзников. Далее Фокстрот-813 следует сквозь разрушенный город, а Феттел руководит его передвижениями. В конце игры оказывается, что главный персонаж был клоном Феттела, после чего главный антагонист вселяется в разум клона. Сюжетно «F.E.A.R. 2: Reborn» связывает первую и третью части, объясняя воскрешение Феттела.

5.    F.E.A.R. 3

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так и случилось с серией «F.E.A.R.», которая сдулась на третьей части.

В чем причина? Во-первых, поменялся разработчик. Им стала никому не известная компания «Day 1 Studios», а «Monolith» лишь оказали помощь в разработке серии. Такая смена привела в первую очередь к тому, что сильно пострадал сюжет.

Фабула триквела вкратце такова. Оперативника, героя первой части, держат в плену, в тюрьме, расположенной в безымянном городке где-то в Южной Америке. В начале мы видим, как призрак Феттела вселяется в одного из солдат, охраняющих Оперативника и помогает брату освободиться. Вместе они выбираются из трущоб и направляются к Фейрпорту. Их родной город практически уничтожен, а большая часть мирных жителей превратилась в безумных фанатиков. Зачем возвращаться в это логово смерти? Феттел и Оперативник хотят увидеть мать – каждый по своей причине. Нетрудно догадаться, что один из них хочет обезвредить Альму, а другой – уничтожить ее, чтобы усилить свои способности. Никаких неожиданных поворотов мы не увидим. Удивляет разве что появление Харлана Уэйда, отца Альмы, в новой ипостаси – Первичном, который представляет собой гигантского монструозного призрака. Братья отправляются в свой родной дом, потом – в лабораторию, где росли. Победит зло или добро, решать игроку, потому что в третьем «F.E.A.R.» появилась возможность играть как за Оперативника (стандартный шутер с «замедлениями»), так и за Феттела (возможность использования сверхсил – телекинеза, телепатии и других способностей). Хорошая возможность? Да. Но игру испортило не это нововведение.

Первым гвоздем в крышку гроба серии стала графика, подарившая яркую и сочную картинку, не характерную для хоррор-шутера. Система укрытий стала более разработанной, но создатели уделили мало внимания миру, в котором происходит действие. Абсолютно потерялась хоррор-составляющая. Пару раз за всю игру встречаются моменты с резким «бу!», но исчезли моменты, заставляющие стынуть кровь в жилах. К тому же, шутер выбрался на открытые пространства. Начало и вовсе происходит под жаркими лучами палящего солнца, отчего игра стала напоминать какую-нибудь «Call of duty». «F.E.A.R.» превратилась в стрелялку-середнячок, из разряда «прошел и забыл». Это впечатление усиливает короткое игровое время – всю игру можно пройти за один вечер.

Из нового оружия в этой игре появился нож, использование которого еще больше расширило систему ведения рукопашного боя. Играя за Оперативника, можно стрелять из двух пистолетов-пулеметов одновременно. Еще появился щит, защищающий от атак спереди. Вот, собственно и все. Из врагов можно отметить лишь черных оборотней – быстрых и сильных тварей, которых, однако, несложно убить, а также Фазовых Командиров – пресловутых телепатов, способных управлять солдатами-клонами (напомним, что именно из-за них и затевалась вся эта заварушка с опытами над Альмой). Из нововведений геймплея можно отметить самовосстанавливающееся здоровье, благодаря которому прохождение становится удивительно легким.

 6.    Вместо заключения

Линейка «F.E.A.R.» растеряла весь хоррор к третьей части, превратившись в халтурно слепленный среднестатистический шутер. Подъем серии на ноги возможен лишь в том случае, если за дело вновь возьмутся «Monolith Productions». Но на данный момент от разработчиков нет никаких новостей.

Идеально выдержанной по геймплею, атмосфере и «боевой» части получилась вторая игра, для которой первая послужила лишь разогревом. Так или иначе, свои фанаты найдутся у каждой из серий. Кто-то любит «F.E.A.R.» за экшен, кто-то – за атмосферу страха, но одно можно точно гарантировать: обе этих составляющих не дадут вам расслабиться.

 

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх