DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Страх внутри нас

В фильмах и литературе жанра хоррор нередко встречается такой момент, как формирование окружающей действительности за счёт внутренних конфликтов главного героя. Наверняка все помнят фильмы, где в конце оказывается, что всё происходящее было либо глюком, либо предсмертным бредом главного героя, при этом, в процессе путешествия ему удавалось «найти себя» и уничтожить причину, тяготившую душу.

В видеоиграх, к сожалению, такое встречается редко, а если и попадается, то все аллюзии и формы элементов окружающего мира – не что иное, как результат действия какого-либо внешнего зла (демона, призрака и т.д.). Или же это простая, но углублённая психология. Примером такого может служить серия «Silent Hill», а именно вторая часть. Всё, что происходило с главным героем – Джеймсом Сандерлендом – в процессе долгих блужданий по городу в поисках внезапно ожившей жены, есть не что иное, как путешествие по глубинам его искалеченной души. Монстры же, встречающиеся на пути, опять же аллюзии на его страхи или потаённые желания, принявшие самые извращённые формы. Не зря ведь самый распространённый противник – полуголая фигура (явно женская) с вшитыми в тело руками и измазанным лицом. Или же символ второй части (и серии) – Пирамидоголовый, подсознательное желание Джеймса покарать самого себя за грех, который он забыл (или внушил себе, что забыл), именно поэтому монстр не столько пытался убить его, сколько заставлял вспомнить всё и осознать самого себя.

Silent Hill

Пример с «Сайлент Хиллом» довольно распространённый и известный, однако есть и другие герои, которым предстояло путешествовать по глубинам и страхам собственного разума, чтобы спасти себя от надвигающегося безумия. И путешествия эти отнюдь не простые.

Первой такой игрушкой стала «Weird Dreams», выпущенная в 1989 году. В ней рассказывалось о главном герое, впавшем в кому, и который в сновидениях попал в причудливые и опасные миры, сформированные в результате его психических заболеваний. Причём обитатели этого мира стремились убить главного героя, будь то огромная пчела, девочка с ножом и её оживший футбольный мяч, огромные цветы, летающие рыбы… Пикантность ситуации добавлял игровой процесс, представляющий собой квест с решением очень сложных головоломок, при этом отнюдь не стандартных. Но смысл их довольно понятен – препятствие, которое герой должен уничтожить или преодолеть, чтобы дойти до «собственного разума», где ему предстоит нелёгкая последняя битва с самим собой.

Weird Dreams

Подобное успешно повторили в 1997, когда американская студия «ASC Games» выпустила ныне забытый квест «Sanitarium». По сюжету главный герой Макс приходит в себя в психбольнице без памяти и малейшего понятия, как оттуда выбраться. Впрочем, довольно быстро он понимает, что происходящее вокруг него - не реальность. Шовный мир представляет собой нарезки из воспоминаний, ощущений, страхов и переживаний главного героя. Например, городок, где живут только дети, подчиняющиеся монстру по имени Мамочка, – аллюзия на безрадостное детство Макса, потерявшего сестру. Или же цирк, где игрок управляет маленькой девочкой, построен на переживании героя о его невыполненном обещании для сестры – найти игрушку. Собственно, большую часть сюжета игроку и правда предстоит выполнить обещание, ведь именно это «сломало» Макса и вызвало в разуме чудовищные образы. Финальная битва, как это часто бывает, посвящена борьбе с самим собой.

Sanitarium

Все помнят сказку Кэррола «Алиса в Стране Чудес»? По сути, там применён подобный подход к истории, ведь Страна Чудес – это всего лишь сон главной героини, полный аллюзий на окружающую действительность. Яркий, красочный мир, где живут необычные и безумные персонажи, для которых слова «нормально» фактически не существует. «А что будет, если Страну Чудес сделать на основе извращённых и искалеченных образов психически пострадавшей главной героини?» – спросил себя известный геймдизайнер Американ МакГи. И ответом послужила «American McGee’s Alice». Забудьте про то, что было в сказке, нет больше ярких чудес и добра. Есть реальность, жестокая и беспощадная, сломившая Алису.

Бедной девочке в семь лет пришлось пережить смерть родителей. Естественно, детская психика такого не выдержала, и последующие годы Алиса коротает время в психушке, будучи в кататоническом состоянии. В какой-то момент ей в руки попадает плюшевый кролик, который внезапно оборачивается настоящим и исчезает в Стране Чудес, куда, естественно, героиня и отправляется (конечно же, в собственных глюках). И то, что она видит, предстаёт не в самом лучшем свете – Страна охвачена тиранией Красной королевы, её карточная стража блуждает по улицам и домам и вершит произвол. Те персонажи, что ещё не сошли с ума, просят Алису помочь избавиться от этого кошмара. Но почему так произошло? Почему вместо ослепительного дня – туманная ночь? Почему реки стали алыми от крови? Почему Безумный Шляпник и близнецы Траляля и Труляля пытаются убить героиню? Что произошло с некогда прекрасным миром?

American McGee’s Alice

Ответ ужасен: психическое состояние Алисы расшатано окончательно, переживание по поводу смерти родителей сломило настолько, что в её душе начался настоящий кошмар, а все страхи, гнев и злость материализовались и хозяйничают в этом мире. И единственный способ остановить всё это – убить Красную Королеву, которая оказывается тёмной стороной главной героини, квинтэссенцией душевных терзаний и ужасов, её альтер-эго и, возможно в будущем, настоящей личностью.

Несмотря на то, что история заканчивалась хеппи-эндом, спустя десять лет было выпущено продолжение «Alice: Madness Returns». В нём повзрослевшая Алиса проживает в обветшалом приюте, постепенно сходя с ума. Она не победила собственных демонов, что заставило её вновь оказаться в Стране Чудес, где ей предстоит вспомнить, кто же на самом деле виновен в смерти родителей. Интересно то, что, несмотря на красочность и живописность мира, Страна пребывает в ещё большем безумии, чем раньше. А раз героиня уже взрослая, то и градус жестокости и ужаса возрастает в разы. Впрочем, несмотря на длительные поиски, постоянные переходы между миром Алисы и реальностью, эта история не имеет счастливого конца.

Alice: Madness Returns

Другим примером путешествия по элементам собственного мира, наполненного страхом и ужасом, стала модификация к «Half-Life» – «Cry of Fear». Эта игрушка – самый настоящий хоррор во всех её проявлениях, которая поначалу предстаёт, как история одного парня, пытающегося добраться до дома, а ближе к концу показывает себя с другого ракурса. Главный герой, Саймон, попадает под машину и на всю жизнь остаётся калекой, прикованным к инвалидному креслу. Дабы не позволить ему сойти с ума от депрессии и одиночества, психиатр советует написать книгу, где бы тот смог оставить там всю душевную боль. С этого и начинается игра, главный герой – персонаж тот самой книги – Саймон, который может ходить. Его цель – добраться до дома, но по пути приходится столкнуться с материализовавшимся страхом и ужасом, будь то уродливые монстры, символизирующие страхи и боли калеки Саймона, или же окружающий мир, полный мрака и одиночества. К примеру, заброшенная больница, по которой бродят монстры «Суицидники», – воплощённые мысли Саймона о самоубийстве после аварии. Или кусок мяса, прикованный к креслу, которого нужно уничтожить… Игра полна аллюзий на внутреннее состояние главного героя, и ничего не остаётся, кроме как сопереживать и скрепя сердце проходить дальше.

Cry of Fear

К сожалению, список оказался неполным, есть и другие игры, где приключение в итоге оборачивается путешествием по закоулкам собственной души. Беда лишь в том, что это не что иное, как жирный спойлер, раскрывающий все нити сюжета. Ну а в остальном можно сказать, что если вы когда-нибудь решитесь найти себя и победить собственные страхи, то знайте – ваше путешествие не будет лёгким.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)