Темная сторона российской провинции (сборник)
Автор: Мария Артемьева
Жанр: ужасы, мистика
Издательство: АСТ
Серия: Городские легенды
Год издания: 2014
Похожие произведения:
Мария Артемьева «Темная сторона Москвы», «Темная сторона Петербурга» (сборники, вышедшие в той же серии)
Чарльз де Линт «Городские легенды» (сборник)
«Москва Нуар. Город исковерканных утопий» (антология)
Э. Успенский «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы» (повесть)
Чарльз Линдли «"Книга привидений" лорда Галифакса» (сборник)
Но тут старик сказал: «Дай я», и начал свой рассказ...
Сплин, «Сказка»
Сборник «Темная сторона» напоминает неторопливое и вдумчивое путешествие по обширной географии российских страхов. Общечеловеческие ужасы преломляются в соответствии с местной спецификой и переплетаются с реальной историей страны.
Точнее, реальная история отражается в кривом зеркале фольклора. Но назвать автора просто собирателем, а сборник — отредактированной и малость приглаженной подборкой разномастных страшилок было бы крайне несправедливо. Для сравнения удобно взять «Книгу привидений», где автор собирал истории «друзей друзей» о встречах со сверхъестественным, стараясь, чтобы очевидцы были более-менее достойны доверия. Так вот, достоверные истории зачастую напоминают описания жертв автомобильной аварии: свет, машина, вроде бы темная, или все-таки светлая, за рулем, кажется, женщина была, а, может, и парень... не знаю, испугался очень. Ни стиля, ни толкового сюжета, ни кульминации, ни развязки.
А истории Марии Артемьевой — это истории талантливого рассказчика, который умеет полностью завладеть вниманием читателя. Яркий и выразительный стиль, лишенный готической вычурности, сохраняет нечто от разговорной интонации, что исподволь не может не внушить доверия к рассказчику.
Чаще всего в историях сборника можно угадать зерно, из которых они выращены, и испытать приятное чувство узнавания: ба, да это же те самые страшилочки, которыми мы пугали себя, сидя вечером на карусели или в лагере перед отбоем!
Так вот что можно из них сделать, если приступить с талантом и вдохновением, — говорит уже взрослый читатель с улыбкой. И незамысловатая лагерная пугалка вдруг наполняется особой тошнотной жутью, с которой читаешь про окровавленную ватку и свиную голову на постели; потому что в истории участвуют не наспех расставленные картонные фигурки, а живые, по-детски жестокие, глупые девочки...
А самым жутким, до дрожи пробирающим персонажем сборника оказался не монстр с окровавленной пастью (хотя их тут много, на любой вкус), а старуха Постылиха — беспомощная, безобидная, безвредная. Нет, не ведьма, обычный человек — и автор немногими словами сумела так о ней рассказать, что выцветшие слезящиеся глаза старухи представляются будто сами собой...
Разнообразие страхов вполне гурманское: веселая «Банька» — комедия положений в гоголевском духе, тоскливая безнадега «Медведя», лирическая зарисовка «Голоса над водой», где печали больше, чем страха, былинная жуть «Половодья мертвецов», готическая «Кукла»...
Разумеется, не все истории одинаково хороши: Стивен Кинг так основательно застолбил за собой участок канализационных ужасов, что «Тварь из колодца» выглядит не как история на фольлорном материале, а как простенькое подражание мастеру. Несправедливо, но факт. А в «Живой» и «Кукле» используются затасканные и литературой, и кинематографом образы, что никак не компенсируется сюжетом — он несложный и предсказуемый.
Но в целом книга представляет собой интересное путешествие по страхам не людей, а целых городов и деревенек. После такого основательного знакомства с оттенками тьмы с трудом веришь, что у российской провинции есть светлая сторона.
Комментариев: 0 RSS