ЗДЕСЬ ПУГАЮТ

Темная сторона российской провинции (сборник)

Автор: Мария Артемьева

Жанр: ужасы, мистика

Издательство: АСТ

Серия: Городские легенды

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • Мария Артемьева «Темная сторона Москвы», «Темная сторона Петербурга» (сборники, вышедшие в той же серии)

  • Чарльз де Линт «Городские легенды» (сборник)

  • «Москва Нуар. Город исковерканных утопий» (антология)

  • Э. Успенский «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы» (повесть)

  • Чарльз Линдли «"Книга привидений" лорда Галифакса» (сборник)

Но тут старик сказал: «Дай я», и начал свой рассказ...

Сплин, «Сказка»

Сборник «Темная сторона» напоминает неторопливое и вдумчивое путешествие по обширной географии российских страхов. Общечеловеческие ужасы преломляются в соответствии с местной спецификой и переплетаются с реальной историей страны.

Точнее, реальная история отражается в кривом зеркале фольклора. Но назвать автора просто собирателем, а сборник — отредактированной и малость приглаженной подборкой разномастных страшилок было бы крайне несправедливо. Для сравнения удобно взять «Книгу привидений», где автор собирал истории «друзей друзей» о встречах со сверхъестественным, стараясь, чтобы очевидцы были более-менее достойны доверия. Так вот, достоверные истории зачастую напоминают описания жертв автомобильной аварии: свет, машина, вроде бы темная, или все-таки светлая, за рулем, кажется, женщина была, а, может, и парень... не знаю, испугался очень. Ни стиля, ни толкового сюжета, ни кульминации, ни развязки.

А истории Марии Артемьевой — это истории талантливого рассказчика, который умеет полностью завладеть вниманием читателя. Яркий и выразительный стиль, лишенный готической вычурности, сохраняет нечто от разговорной интонации, что исподволь не может не внушить доверия к рассказчику.

Чаще всего в историях сборника можно угадать зерно, из которых они выращены, и испытать приятное чувство узнавания: ба, да это же те самые страшилочки, которыми мы пугали себя, сидя вечером на карусели или в лагере перед отбоем!

Так вот что можно из них сделать, если приступить с талантом и вдохновением, — говорит уже взрослый читатель с улыбкой. И незамысловатая лагерная пугалка вдруг наполняется особой тошнотной жутью, с которой читаешь про окровавленную ватку и свиную голову на постели; потому что в истории участвуют не наспех расставленные картонные фигурки, а живые, по-детски жестокие, глупые девочки...

А самым жутким, до дрожи пробирающим персонажем сборника оказался не монстр с окровавленной пастью (хотя их тут много, на любой вкус), а старуха Постылиха — беспомощная, безобидная, безвредная. Нет, не ведьма, обычный человек — и автор немногими словами сумела так о ней рассказать, что выцветшие слезящиеся глаза старухи представляются будто сами собой...

Разнообразие страхов вполне гурманское: веселая «Банька» — комедия положений в гоголевском духе, тоскливая безнадега «Медведя», лирическая зарисовка «Голоса над водой», где печали больше, чем страха, былинная жуть «Половодья мертвецов», готическая «Кукла»...

Разумеется, не все истории одинаково хороши: Стивен Кинг так основательно застолбил за собой участок канализационных ужасов, что «Тварь из колодца» выглядит не как история на фольлорном материале, а как простенькое подражание мастеру. Несправедливо, но факт. А в «Живой» и «Кукле» используются затасканные и литературой, и кинематографом образы, что никак не компенсируется сюжетом — он несложный и предсказуемый.

Но в целом книга представляет собой интересное путешествие по страхам не людей, а целых городов и деревенек. После такого основательного знакомства с оттенками тьмы с трудом веришь, что у российской провинции есть светлая сторона.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх