DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Страхи внутри нас

Что такое фобия? Это психологическая болезнь, связанная со страхами. Над ней уже не первое десятилетие бьются учёные всего мира. Причём, это необычная болезнь – у неё сотни проявлений. Фобия заставляет человека бояться машин, замкнутых пространств, детей, книг, высоту, землю и прочее. Средств борьбы с фобиями множество, однако эффективны далеко не все. То ли дело видеоигры. Тамошние страхи проявляются в более изощрённом виде, чем мы привыкли в повседневной жизни. Фантазия авторов и сценаристов позволяет в полной мере раскрыть их сущность. И героям уже ничего не остаётся, кроме как смириться с ними, либо найти способ борьбы.

В первую очередь, когда касаешься подобной тематики, хочется вспомнить знаменитую японскую серию «Silent Hill», где авторы в полной мере позволили героям окунуться в собственные (или чужие) страхи. Их блуждания по окутанному туманом городу приводят к борьбе с тем, что преследовало их в повседневной жизни. Например, Джеймс Сандерленд из второй части настолько сильно винил себя, что город представил иллюзию того, кто мог бы покарать его – Пирамидоголового. Однако настоящая фобия проявилась у «создательницы» этого мира – Алессы. У затравленной всеми девочки родился страх перед сверстниками, животными (собаками, если точнее) и насекомыми. Их образ в городе приобрёл настолько изощрённый вид, что невольно шарахаешься, когда они попадаются на пути: дети похожи на мумии, собаки остались без шерсти, а насекомые и вовсе приобрели гигантский вид.

Silent Hill 2

На фобиях Алессы построены как минимум две части – первая и третья. Однако не стоит забывать и о четвёртой, в которой отчётливо видно проявление более распространённой фобии – клаустрофобии, боязни замкнутого пространства. Имеется в виду злосчастная квартира 302, в которой герой невольно оказался заперт без возможности как-либо выбраться оттуда. Если у вас нет этой фобии, то, как минимум, вы можете почувствовать её, просто пробыв в этой квартире подольше.

Впрочем, даже в любительских дополнениях эту тему не оставили без внимания. Всеми известная «Alсhemilla» рассказывает о приключениях безымянного героя в больнице. Он исследует её в поисках правды о себе и о том, как оказался здесь. Во время прохождения мы не встретим ни одного врага или какого-либо другого персонажа. Почему? В конце нам дают ответ на этот вопрос – у главного героя был страх одиночества, который на протяжении многих лет не давал ему покоя. И город заставил его проходить через этот страх, чтобы, в конце концов, привести его к закономерной финишной черте.

Alhemilla

Однако не только франшиза «Silent Hill» познакомила игроков с некоторыми проявлениями фобий. Чешские разработчики из «Mindware Studios» создали «клон Painkiller», «Dreamkiller», посвящённый этой многогранной болезни. И, несмотря на посредственный игровой процесс, сделали они это хорошо. Суть в том, что героиня благодаря особому дару проникала в разум людей, чьи страхи вводили их в состояние комы. Каких только фобий в игре нет… Тут вам и арахнофобия, и гидрофобия, и боязни механизмов, и природы и ещё много чего. Естественно, где страхи, там и их проявления: гигантские пауки, огромные потоки воды, роботы или вообще гигантские деревья! Фантазии авторов остаётся только аплодировать, так как другой подобной игры, которая раскрывала бы эту тему в такой мере, попросту нет. Но, к сожалению, её не особо увлекательный игровой процесс отталкивает.

Dreamkiller

Также вспоминается ещё одна культовая хоррор-игра «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», выпущенная в 2006 году по мотивам самых знаменитых произведений Говарда Лавкрафта. Главный герой столкнулся с мистическими проявлениями и теперь постепенно сходит с ума. Что выливается в разнообразные психологические страхи и фобии, самая примечательная из которых – боязнь высоты. Стоит герою встать на край крыши и посмотреть вниз, как изображение тут же расплывается, видимость ухудшается, а мужчина постепенно теряет контроль над собой (что может вылиться в самоубийство). Если оставить его в канализации или в другом тёмном помещении, то он впадает в панику. «Я не выживу!», «Они найдут меня!», «Я умру!» – восклицает герой. Вообще, если вы хотите поподробнее приобщиться к теме психологических страхов, то «Call of Cthulhu» подойдёт как нельзя лучше. Это – идеальный пример адаптации произведений в общем.

Call of Cthulhu

К более «разнообразным» проявлениям страхов можно отнести довольно популярный психологический триллер с элементами мистики «Alan Wake». По сюжету успешный писатель уезжает в загородный дом с женой, чтобы отдохнуть, а заодно побороть мучившую его фобию – скриптофобию (боязнь писать публично). Что интересно, эта фобия не такая популярная, как агарофобия, агрофобия или гидрофобия, но именно в «Alan Wake» она нашла применение, где  сценаристы использовали её в виде сюжетной основы. Впрочем, здесь важно не её проявление, а способ борьбы за счёт тёмных сил. Таинственная сущность в буквальном смысле «прозомбировала» Алана, чтобы тот на автоматизме написал роман, в котором бы освободил эту сущность, чтобы та покорила мир. Неизвестно, справился ли герой с ней, но с результатами «лечения» ему приходилось сталкиваться по ходу всей игры. Элис, жена главного героя, также страдала фобией – она боялась темноты (никтофобия). Тёмная сущность тоже использовала этот страх, чтобы держать девушку в вечной промозглой темноте. Её вызволение и было главной целью.

Alan Wake

В своё время к «Half-Life» вышла любительская модификация – «Cry of Fear», которая, как и многие вышеперечисленные проекты, посвящена теме психологических страхов. Игрушка выдержана в жанре выживания в атмосфере ужаса и в какой-то степени напоминает «Silent Hill». Главный герой – калека. После катастрофы, лишившей его возможности ходить, он впадает в депрессию. Однако по совету знакомого психиатра изливает страхи в дневник, отчего рождается другая вселенная, где он вынужден бороться с собственными ужасами в их изощрённых проявлениях. Разнообразные монстры так или иначе связаны со страхом героя навсегда остаться калекой – будь то твари с палками вместо ног, существа, которые висят на кровати вниз головой и парят над потолком, или же чудовища с книгой вместо головы, олицетворяющие ещё один страх героя. Список врагов огромен, и каждый из них значим в такой степени, что, сражаясь с ними, герой постепенно борется с собственными фобиями. Но к чему в итоге всё это приведёт – зависит от вас самих.

Cry of Fear

Фобии в виртуальной реальности многогранны и многолики. Их можно взять за сюжетную основу или же дополнительный аспект, подчёркивающий сущность героя. Причин множество. Играть и наблюдать за фобиями героев практически означает то же самое, что и переживать их. А нет ничего страшнее, чем сталкиваться с ними лицом к лицу. Вы готовы к этому?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)